Почем бани на селе?

С легким паром! Или… без него?

ТРАДИЦИЯ ходить в баню на территории нашей страны — одна из любимых народом, и распространена была задолго до всеми любимого новогоднего фильма «Ирония судьбы…». Однако с начала этого года многие сельчане призадумались: надо ли ей теперь следовать? Напомним, постановлением Совета Министров от 11 января 2016 г. № 8 изменился перечень социально значимых товаров и услуг, тарифы и цены на которые регулирует государство. Услуги общих отделений бань и душевых исключили из этого перечня, дотационное финансирование остановили. В результате ценник во многих помывочных отделениях взлетел, а клиентов стало меньше.


Как обстоят дела с «парным» вопросом на местах, выясняли корреспонденты «СГ», накануне Нового года отправившись в баню.

МИНЩИНА

Банный день два раза в месяц


Про княгининскую баню молва идет по всей округе. Что пар в местных Сандунах доски скручивает и душу молодит, знают даже минчане, приезжающие летом на дачи. После трудов праведных они любят восстанавливать силы в парной. Весь секрет в каменке, сделанной деревенскими умельцами. Печь хоть и небольшая, зато духу выпускает — не каждый на полке усидит.  

Когда-то в Княгинине функционировал банно-прачечный комплекс, принадлежавший здешней птицефабрике. Сельчане не могли нарадоваться пришедшим удобствам, на стирку записывались в очередь. В баню ходили не только ради гигиены, но и пообщаться, ведь в деревне не так много мест, где можно отдохнуть. Народ разделялся на две половины: одна состояла из тех, кто ждал освобождения шкафчика в раздевалке, вторая — из тех, кто уже помылся. 

Но с упадком предприятия закрыли и баню, и прачечную, потому что ввиду сложных условий эксплуатации (высокая влажность, перепад температур) помывочным помещениям положен капремонт раз в 15 лет, а сделать  обновление оказалось некому. Комплекс передали на баланс жилищно-коммунального хозяйства. Жители агрогородка долгое время обращались в разные инстанции и добились-таки, что здание года три назад отремонтировали за счет районного бюджета. В помещениях плиткой отделаны стены, дышат свежестью осиновый полок с приступками и подголовьем, где отшлифована до блеска каждая дощечка, лавки и решетки на полу — мойся в удовольствие.  Но вот незадача, любителей пара в этом году значительно поубавилось — приходят в банный день в среднем по 20 человек в оба отделения.  

— Нашу баню — да в город бы, — хвалит свой объект Олег Лукьянец, мастер участка «Княгинин» Мядельского ЖКХ. — А у нас нет людского ходу. Сельчан отвадила фиксированная цена в 5 рублей, от удовольствия не отказываются самые стойкие парильщики.  Вынуждены топить  каменку только раз в две недели.

В этом году, как известно, содержание бань не субсидируется государством, и все убытки от их эксплуатации легли на ЖКХ. За 11 месяцев набежало от шести объектов, находящихся на балансе предприятия коммунальной службы, 169 915 рублей. Фактическая их загрузка составила около 30 процентов. 

Вначале предприятие планировало стоимость посещения бань поднимать постепенно, но пришло указание сделать цену фиксированной. А это примерно вдвое больше, чем раньше платили пользователи  услуги. Психологически преодолеть одномоментный скачок цены сложно любому человеку, а людям с невысокими доходами тем более. ЖКХ рассматривало предложения по закрытию убыточных подразделений, но это могло привести к многочисленным жалобам. Чтобы сократить издержки, поменяли графики работы, стараются оказывать дополнительные услуги по продаже веников, сопутствующих товаров.  В Мяделе свободную площадь сдали в аренду частнику, который занимается ремонтом одежды. Однако все равно предпринимаемые меры погоды не делают. Даже пивной бар при таком посещении не окупит себя, приводит пример заместитель директора УП «Мядельское ЖКХ» и депутат райсовета Инна Толок:

— Из-за ящика пива, что, возможно,  раскупят десять человек, торговле надо гнать машину за тридцать километров.  Если по-хозяйски подходить, то, конечно, убыточные отрасли надо закрывать. Есть и соответствующие рекомендации облисполкома. Но на местном уровне такого решения не приняли. Мы понимаем, что бытовыми услугами держится село.  Закрой школу, Дом культуры, библиотеку, баню — все, деревни нет, остался дачный поселок. 

Самая загруженная баня в городском поселке Кривичи, где моется в среднем 90 человек, но все равно и она сработала с убытками в 27 939 рублей. Основные затраты легли на зарплату кочегару, кассиру, уборщику, отопление и подачу горячей воды, на текущий ремонт.

Выход видится в передаче бань частникам, но с условием, что раз в неделю или в две они будут оказывать банные услуги населению по пониженным тарифам, а в другие дни использовать площади по своему усмотрению. ЖКХ внесло предложение в районный исполнительный комитет, потому что это коммунальная собственность района. Возможно, кого-то из предпринимателей и заинтересует такой бизнес.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by


ГРОДНЕНЩИНА

Дорого. Лучше душ на ферме

НА ТЕРРИТОРИИ КСУП «Элит-Агро Больтиники» две бани. Одна — в агрогородке Бенякони, другая — в Больтиниках. Первая  принадлежит Вороновскому ЖКХ, вторая — местному хозяйству. Летом каждую пятницу и субботу сюда подвозили людей из отдаленных населенных пунктов. Чтобы охватить все деревни, за любителями легкого пара направлялись сразу два автобуса. В зимнее время  желающих попариться  стало  меньше. Поэтому и подвозят людей не постоянно, а только по заявкам.  

Обе эти бани фактически равноценны по комфорту. Как и положено, есть душ и хорошая парилка. Но охотнее люди идут в баню сельхозпредприятия. Причина в цене. В коммунальной помывка обойдется в 6 рублей 50 копеек, в «колхозной» — на два с половиной рубля дешевле. Заместитель директора КСУП Ирина Учкуронис говорит, что еще несколько лет назад просто так в баню было не попасть. Из-за большого наплыва посетителей приходилось ожидать в очереди. Но резкое подорожание входных билетов отпугнуло потенциальных клиентов. Ведь для сельчан выложить за один семейный (4 человека) поход в баню  26 рублей — довольно накладно. Поэтому люди стараются обходиться без парилки. Одни моются в душе на ферме, другие — в мехмастерских, третьи — в собственной ванной. 

Председатель Вороновского райисполкома Николай Розум признает, что проблема существует. В свое время во всех агрогородках были построены довольно неплохие бани. Люди приходили, мылись. Но после того как такое обслуживание исключили из социально значимых коммунальных услуг и перевели на хозрасчетную систему, появились сложности. Такие меры заставили резко поднять стоимость входного билета. Что в итоге аукнулось низкой посещаемостью помывочных заведений.

Отсутствие посетителей привело к тому, что ЖКХ стало нести большие финансовые убытки. К примеру, за 11 месяцев этого года  по Вороновскому району они составили 71 тысячу рублей. Убыточна даже баня в самом райцентре, построенная три года назад. Поэтому коммунхоз стремится избавиться от бань на селе. В райисполкоме намерены пойти ему навстречу и передать их  на баланс местных сельхозпредприятий. Получится обратный процесс. Несколько лет назад, наоборот, принадлежащие сельхозорганизациям бани безвозмездно передавали ЖКХ. 


Но и при передаче бань хозяйствам поток в них любителей легкого пара вряд ли увеличится. Это только добавит расходов новому владельцу.

Сельчане  стараются делать свои индивидуальные бани. И таких в том же Вороновском районе немало. Но люди пожилые заниматься стройкой, естественно, не будут. Не поедут они мыться за 10—15 километров. Скорее, по старинке нагреют на плите воду и будут мыться дома в корыте. 

После того как отошли от государственных дотаций и отпустили цены на банные услуги в свободное плавание, в Гродненской области, особенно в сельской местности, бани начали закрываться одна за другой. Только, к примеру, в  Щучинском районе в этом году закрыто более 10 коммунальных бань. На весь район их осталось только пять. Одна — в самом райцентре и четыре — в агрогородках. В управлении ЖКХ Гродненского облисполкома отмечают, что сегодня сельские коммунальные бани не востребованы. И судьба их пока под вопросом. 

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

ВIЦЕБШЧЫНА

У кожным двары лазня

СЁННЯ ў гарадах і гарадскіх пасёлках на Віцебшчыне з парылкамі асаблівых праблем няма, хіба хто дацягне да самага апошняга і пастаіць у чарзе. А як быць у сельскай мясцовасці, бо вядома, што звычайна лазняў пры стварэнні аграгарадкоў не будавалі? Грамадскія, якія абслугоўвалі тутэйшыя гаспадаркі, перадалі ў асноўным на баланс камунальшчыкам.

Мікалай Аксяновіч, дырэктар ЖКГ “Бароўка” Лепельскага раёна, пагадзіўся,  што сапраўды гэта было так, але, на жаль, амаль усе лазні ў аграгарадках давялося пазачыняць з-за іх нерэнтабельнасці. Сабекошт абмывання аднаго чалавека там даходзіў да 30 рублёў, знізілі да 5—6 рублёў, але жадаючых памыцца істотна не прыбавілася.

Старшыня Слабодкаўскага сельсавета Лепельскага раёна Валерый Садоўскі паведаміў, што ў кацельні аграгарадка ёсць душавы пакой на чатыры чалавекі, дзе цэны чыста сімвалічныя. А ўвогуле пытанне востра не стаіць, бо большасць гаспадароў маюць уласныя лазні.

З гэтым салідарны старэйшына Слабодкі Мікалай Анікей, былы ляснічы, які расказаў, што прыехаў на Лепельшчыну ў гэтыя мясціны з Гродзеншчыны амаль сорак гадоў таму і быў па-добраму здзіўлены, што ці не ў кожным другім двары была лазня. 

Старшыня Каменскага сельсавета Лепельскага раёна Мікалай Сініцын дадаў, што грамадская лазня ў аграгарадку Камень не працуе. Асноўная прычына — высокія цэны, якія даходзілі да 14 рублёў за сеанс на аднаго чалавека. Людзі, якія жывуць у шматкватэрных дамах, маюць бойлеры для гарачай вады, газавыя калонкі. У прынцыпе, у каго свой дом, імкнецца мець і лазню. Асабіста Мікалай Сініцын, калі будаваўся, то першым чынам паставіў яе, а наваселле справіў у сядзібе толькі праз тры гады. Тыя ж, хто не мае асабістых лазняў, могуць пад’ехаць ці падысці ў аграсядзібы Аляксея Часнакова, Паўла Глушына, Аляксандра Яромкі, дзе можна і памыцца, і добра папарыцца. Сюды ахвотна прыязджаюць з райцэнтра.

Відаць, у аграгарадку нялішняй аказалася б і невялікая грамадская лазня. Менавіта так і паступіў дырэктар СВК “Маяк-Браслаўскі” Браслаўскага раёна Рамуальд Шукель. Лазню, якая пабудавана яшчэ ў савецкія часы і потым гадоў дзесяць не працавала, прыйшла ў заняпад, ён капітальна рэканструяваў: пакрыў сцены кафляй, зрабіў большую парылку і нават падлогу з падагрэвам. Поўнасцю абнавіў мэблю. На ўсё пайшло 55 тысяч рублёў. Запушчана ў строй лазня два месяцы назад. Кошт на аднаго чалавека — усяго 2 рублі, хаця гаспадарцы абыходзіцца ў 7 рублёў.

Аднак усё акупляецца потым добрым настроем на рабоце. Лазня не пустуе: за абмывальны дзень яе наведвае да трох дзясяткаў чалавек. Пастаянныя  кліенты — вадзіцелі Сямён Данілаў, Станіслаў Савіцкі і вартаўнік Казімір Шуміла. Асабліва парылку ўпадабалі жынчыны — дыспетчар Ірына Кончыц і бухгалтар Надзея Маслоўская.

Уладзімір САУЛІЧ, «СГ»

saulich@bk.ru 


БРЕСТЧИНА

Парился на всю ивановскую

ЕСЛИ бы герои фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» накануне Нового года отправились в баню Ивановского районного ЖКХ, расположенную в самом оживленном месте райцентра, то наверняка перепутали бы не авиарейс, а пригородный автобус. Автостанция всего-то в двух шагах от городской «лазні». При желании любой приезжий может попариться. Я решил воспользоваться такой оказией. 

ПРИБЛИЖЕНИЕ долгожданных праздников в главной бане Иваново уже ощущается. В небольшом окошке, где оплачиваешь услуги, — сверкающая мишурой елочка. Правда, к своему разочарованию, узнаю, что по будним дням баня не работает. Нет посетителей. Вот в субботу и воскресенье тут любым гостям рады. И пар предлагают горячий. До 120 градусов. 

В помещении парной натоплено, хотя и не принимают клиентов. Недавно провели ремонт оборудования, теперь проверяют его в работе. 

— В субботу у нас самый лучший день, — поясняет кассир Валентина Дричиц. — Посетителей не меньше полусотни. Все — постоянные. Востребована баня и в воскресенье. Мы уже знаем, какой температурный режим поддерживать для каждой группы.

Те, кому за 60, не прочь попариться при 80 градусах. Посетители помоложе просят 100—120. Один из постоянных клиентов Василий Потапчук наведался в баню и в нерабочий день. Рассказывает, что ходит сюда уже лет тридцать. По его мнению, никакая ванна, даже самая удобная, не сравнится с настоящей баней:

— По себе чувствую: если приболел, надо идти в парилку. Высокая температура и пар проберут настолько, что от недуга и следа не останется. В баню хожу каждые выходные. Накануне Нового года договорился с соседом провести «лечебный» сеанс в парной. Потом — сразу за праздничный стол. 

Посетители в ивановской бане все одни и те же. Встречаются под душем, обсуждают актуальные темы, свежие новости. Если кто-то забыл мочалку или полотенце — не проблема. Рядом расположены ларьки, где можно купить все — начиная от шампуня и заканчивая мылом. 

Интересуюсь у начальника участка Ивановского ЖКХ Елены Рогович, нельзя ли организовать продажу банных вещей непосредственно на месте? Елена Эдуардовна поясняет, что пробовали наладить такой бизнес. Спроса нет. При этом баня востребована. Люди согласны платить 3 рубля 90 копеек за 2 часа, проведенных в парилке или под душем. Все сходятся во мнении, что двух банных дней в неделю вполне достаточно, чтобы от сервиса остались наилучшие впечатления. 

Выгодно ли банное обслуживание для самого Ивановского ЖКХ? Елена Рогович отмечает, что даже в райцентре оно не дает постоянной прибыли. Тем не менее баню стараются поддерживать в нормальном состоянии. Проводят текущие, капитальные ремонты, чтобы удержать постоянных и привлечь новых клиентов. К сожалению, не всегда планы совпадают с реальностью. 

Александр КУРЕЦ, «СГ» 

kurec.a@mail.ru


Минус одно удовольствие


ПАРИЛКА для сельчанки из деревни Преньки Мозырского района Аллы Салтыковой и ее сестры Натальи из Прудка  —  это целый ритуал. И пусть не хватает денег, но два раза в месяц они устраивают себе долгожданный банный день — накопленные за наделю плохое настроение и стресс там буквально испаряются.

На Гомельщине для многих любителей попариться баня стала в прямом смысле дорогим удовольствием. Особенно для пенсионеров. Ритуал, который не один десяток лет укреплял их здоровье и повышал настроение, накрылся медным тазом. Отныне такую водную релаксацию некоторые из них могут себе позволить разве что с пенсии: раньше сеанс стоил 3 рубля, а сейчас — 6.50. А ведь это не просто помывка, но и общение. 

В деревне Преньки, которая расположилась на берегу Припяти, бани нет и никогда не было, зато рядом, в поселке Станция Мозырь, — лучшая парилка в округе. Раньше, рассказывает Алла Сергеевна, в этой бане было два женских дня — четверг и суббота. Раздевалка, рассчитанная на 80 мест, трещала по швам. После повышения стоимости билетов женщины предпочитают экономить, а потому из-за невостребованности дамам оставили только субботу. Мужчины же как ходили в баню, так и ходят по своим любимым дням — в пятницу и воскресенье.

Алла Салтыкова работает в частной фирме в Мозыре, потому в удовольствии попариться себе не отказывает, хотя и не так часто, как раньше. Для экономии веники сельчанка всегда заготавливает летом сама. По народным поверьям, это нужно успеть сделать до «Петровки», то есть до 12 июля — православного праздника в честь апостолов Петра и Павла. В парилке ароматный «букет» из листьев вначале надо искупать в холодной воде, а только потом опускать в горячую. А вот на раскаленные камни лить нужно только кипяток.

В бане после подорожания стало просторно. Половина когда-то переполненных мест фактически пустует. Жителям деревень пришлось вернуться к старому способу мытья в тазиках. Холодную воду многие сельчане провели в дом, а потому отпала необходимость таскать ее из колодца. Воду подогревают на газе и устраивают водные процедуры за ширмой на своей кухне. Поэтому многие сельские бани закрылись, а некоторые даже выставили на аукцион. Так совсем недавно ушла с молотка баня в агрогородке Боровики Светлогорского района. На ее площади новый владелец планирует разместить столярный цех. В Лоевском районе продан банно-прачечный комбинат. Правда, здание новый владелец планирует и дальше использовать по прямому назначению. Предприниматель даже намерен расширяться — открыть парикмахерскую.

Кстати, сауны на Гомельщине 31 декабря будут работать до 18 часов, а 1 января у всех выходной.

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru  


МОГИЛЕВЩИНА

Себестоимость помывки высока


УБЫТКИ от работы общественных бань на селе множатся и в Могилевской области. Заместитель директора Быховского жилкомхоза Галина Ершова проиллюстрировала это цифрами:

— Себестоимость помывки одного человека — 31 рубль. Фактически же билет в баню сегодня стоит 3 рубля. О какой рентабельности может идти речь, если убытки практически десятикратные? К тому же после повышения цен на вход количество сельчан, посещающих общественные бани, заметно сократилось. Мы  ищем варианты – от полного закрытия бань до перевода их на режим работы два раза в месяц и повышения цены билетов хотя бы до 7 рублей.

В Быховском районе работают три бани – в деревнях Красная Беларусь, Ухлядь и Годылево. На собраниях с сельскими жителями обсудили проблемы безнадежной убыточности этих заведений. Некоторые готовы платить вдвое больше.

Дважды в месяц протапливают единственную в Чериковском районе сельскую общественную баню в поселке Майский. Председатель Вепринского сельсовета Сергей Антипенко считает, чтобы для покрытия расходов вход в нее должен стоить около 10 рублей. Но это дорого для сельских жителей: 

— Сегодня практически в каждом деревенском подворье есть собственная баня. Никто не отменял традиции приглашать соседей и односельчан. Поэтому перевод на сокращенный режим работы люди восприняли спокойно, как необходимую меру.

 Директор Чериковского ЖКХ Игорь Смирнов тоже считает, что некоторым местным жителям общественная баня, конечно, весьма кстати, но лишать предприятие возможности развиваться, вешая на него банные убытки, — слишком дорогая цена. 

Виктор Селивеев, индивидуальный предприниматель из деревни Сидоровичи Могилевского района, в свое время пошел навстречу местным властям и, можно сказать, восстановил общественную баню в деревне за свой счет. Теперь это его собственность. Но прибыли частное банное заведение бизнесмену не приносит.

— Конечно, для сельчан это дополнительный комфорт. И я рад тому, что имел возможность таким образом помочь людям. Наша баня была построена еще в 1921 году, я ее помню с детства, это уже историческое здание. Содержим ее за счет средств лесопильного производства нашей фирмы. Если горожанам поход в баню будет стоить 5—6 рублей, вход в нашу стоит 3,5. Остается утешать себя тем, что это мой, можно сказать, благотворительный проект. 

Диана  ГАРАНИНОВА, «СГ»

gardiana69@gmail.com 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter