С курсантов дерут по три шкуры

Это не шутка, а факт: в одной из наших автошкол работал инструктор В. Дралов. Он отличился тем, что драл с курсантов деньги за дополнительную подготовку к сдаче экзаменов в ГАИ. 150.000 — чтобы «обкатать» город. 250.000 — за практический экзамен в комплексе. Этого Дралова из школы изгнали. Возможно, он подался куда–то в регионы или даже поменял профессию. Но деятельность этого наглого типа, думается, вполне ярко олицетворяет ситуацию с подготовкой водителей, сложившуюся у нас сейчас... Расследование «СБ»

Это не шутка, а факт: в одной из наших автошкол работал инструктор В. Дралов. Он отличился тем, что драл с курсантов деньги за дополнительную подготовку к сдаче экзаменов в ГАИ. 150.000 — чтобы «обкатать» город. 250.000 — за практический экзамен в комплексе. Этого Дралова из школы изгнали. Возможно, он подался куда–то в регионы или даже поменял профессию. Но деятельность этого наглого типа, думается, вполне ярко олицетворяет ситуацию с подготовкой водителей, сложившуюся у нас сейчас. Драловы в автошколах потеряли стыд и страх. А система обучения порой напоминает прожорливый насос, главная задача которого — выкачать деньги у желающих получить права. О качестве, безопасности, об элементарном уважении к учащимся во многих организациях позабыли. Если вспомнить о нечестной конкуренции и «странных» земельных конфликтах, вспыхивающих из–за дефицита автодромов, можно и вовсе сделать вывод: «автошкольный» бизнес сегодня один из самых неурегулированных и нечистоплотных.


Разброд и шатание


Вначале цифры. По информации на 1 июля 2010 года, в стране работало около 500 учебных организаций, занимающихся подготовкой и переподготовкой водителей. За последние годы количество автошкол значительно увеличилось, в основном за счет структур с негосударственной формой собственности — всевозможных ОДО, ЧУП и УП.


Столь высокий интерес к рынку у частников объясним: за последние 5 лет в учебных организациях прошли подготовку 650 тысяч человек. Только в Минске ежегодно готовят около 40.000 водителей. А раз все у нас теперь хотят получить права, то почему бы на этом не заработать? Да и бизнес рентабельный. Средний «ценник» в столице — полтора миллиона за 3 месяца обучения в вечерней группе. Заработать организации могут неплохо.


Все бы хорошо, но из–за того, что в городе автошколы росли как грибы, в начале 2010–го у многих возникли проблемы с набором курсантов. Как правило, избыток предложения заставляет бороться за каждого клиента. Некоторые по этому пути и пошли. Проводили специальные акции, к примеру, набирая «дамские группы» — с увеличенным количеством часов, отведенных на практические занятия. Кто–то, чтобы не прогореть в мертвый летний сезон, разрешал учащимся уйти в отпуск, а потом продолжить учебу. Другие, наоборот, решили заняться демпингом и резко сбросили цену — на 300, а то и на 400 тысяч. В собственности таких автошкол, как показывает практика, обычно лишь стул да стол. Компьютеры, машины, автодром они арендуют. Качество услуг соответственно оставляет желать лучшего.


Последнее — не новость. Известны и другие болячки системы: разбитые автодромы, дышащие на ладан машины, халтурщики–инструкторы. Но результаты последних проверок, которые провел «Белтехосмотр» (этой организации теперь переданы функции куратора всего автошкольного хозяйства), и вовсе поражают. Не просто разброд и шатание — в отдельных организациях настоящий беспредел! Различные нарушения выявили в  минских «Автошколе № 1», «Сигнал–плюс», «Стеллар центр», «Арнист» и многих других. Некоторым даже приостановили действие сертификата.


— Периодически нарушаются требования учебной программы. В некоторых автошколах не ведут журналы посещаемости, в путевых листах уже в начале смены стоят подписи курсантов — вплоть до конца дня, — перечисляет начальник отдела организации подготовки водителей «Белтехосмотра» Александр Шут. — Стали нормой приписки во время практического вождения. Перед выпуском на линию водители не проходят предрейсовый контроль, а состояние транспортного средства и показания спидометра никто не проверяет. А ведь это отличная возможность для махинаций с бензином! Курсанты вынуждены заниматься на автомобилях с неисправностями, в некоторые машины просто страшно садиться...


Типичное нарушение — вместо положенных двух часов на практику инструктор разрешает покататься только полтора. А потом оправдывается перед проверяющими, дескать, это директор приказал строго–настрого: проехать 15 километров и не больше. Но ведь если ученик чувствует себя за рулем уверенно, это расстояние он пролетит мигом. Оставшееся же время машина простаивает.


Что еще? Практически везде так называемый «технологический пробег», то есть дорогу до автодрома или на заправку, списывают на учебную езду — на счет курсанта. Тоже обман и воровство.


Дальше. Во время внутренних экзаменов в автошколах не формируют учебные комиссии — принимает экзамен только инструктор, который что хочет, то и воротит. Вместо положенных по программе 8 элементов, сдают только 3, которые после будут принимать в ГАИ...


— Кроме того, в последнее время участились жалобы на вымогательства со стороны мастеров обучения и руководства организаций, — продолжает А.Шут. — Как прямых, так и косвенных. В автошколах, кроме внутренних экзаменов, придумывают разнообразные сложные тесты, пересдачи которых — платные. Инструкторы же сознательно настраивают курсантов, которые чувствуют себя за рулем неуверенно, на то, что им придется взять дополнительные занятия. Что в итоге? Умеешь управлять — приписка часов и воровство топлива. Не умеешь — дополнительные занятия, которые стоят сейчас в среднем 50 — 60 тысяч рублей. А причина таких безобразий тоже на поверхности. Из–за того, что снизился набор в группы, руководители автошкол хотят выжать из учащихся все — до последней копейки.


Вот такая неприглядная картина... Вдумайтесь: мы говорим не о подготовке дворников или посудомоек, а о людях, которым доверят смертельно опасное техсредство — автомобиль. Может, чтобы после не решать мучительно проблему ДТП, не предлагать новые и новые изменения в ПДД, стоит наконец начать с азов и навести в автошколах порядок? Пока почему–то не получается. Если вы поднимете подшивку «СБ» за последние годы, то убедитесь: о вышеперечисленных бедах специалисты всех мастей толкуют давно.


«Белтехосмотр» в работу включился основательно. Через несколько лет в областях создадут региональные центры по контролю за подготовкой водителей. Планируют повысить ответственность руководителей автошкол. Предъявят более жесткие требования к автомобилям и автодромам — к покрытию, состоянию элементов, вплоть до единообразия в окраске ограничителей. Да и с теснотой на площадках разберутся, определив, сколько квадратных метров должно приходиться на каждый учебный автомобиль.


Все это, как водится, планы долгоиграющие. Пока же мы имеем печальный результат. Он даже не в низком общегородском уровне сдачи экзамена с первой попытки — эти цифры в полной мере не показывают уровень работы учебных организаций. К неудаче часто приводят нервы, это факт. Беда в другом. Даже видавшие виды сотрудники экзаменационных отделов после того, как отправляют курсантов на пересдачу, все чаще шепотом говорят: «Их не научили даже разворачиваться...»


Внезапный демонтаж


В редакцию регулярно приходят письма от читателей, которые возмущены работой автошкол. Люди звонят, жалуются. Помочь им трудно. Обучение закончено, правдивость слов не проверишь. А в любой учебной организации в ответ на критику с легкостью предъявят путевые листы, аккуратно подписанные курсантом (как свидетельство о том, что с качеством услуги клиент согласен). Еще — расскажут басню, будто человек не старался, поэтому и не умеет ничего, а значит, жалуется. Это универсальная отговорка. Против нее не возразишь.


Мне же, можно сказать, повезло. Посмотреть, как работают нынче наши автошколы, удалось изнутри — в организацию под названием «НТК Автотранспорт» записался один из моих домочадцев. Вот маленький, но яркий эпизод из жизни автошколы.


Июльским днем курсанты «Автотранспорта» узнали: автодром, на котором они занимались и из–за которого во многом выбрали школу, вдруг... разобрали. «Нет больше автодрома!» — сообщили однажды утром опешившим ученикам мастера. — Будем пока выкручиваться без него».


Автодром располагался на территории автомобильной стоянки за «корабликом» — учебным корпусом БНТУ. Место отличное. Недалеко от станции метро «Борисовский тракт», удобно добираться. По нынешним временам — роскошь.


После экстренного демонтажа курсантам пришлось заниматься на пустыре, который рядом со стоянкой. Инструктор брал складированные где–то «вешки», ставил их на асфальт. «Диагональную парковку» и «гараж» худо–бедно потренировать могли. А вот эстакаду, понятно, мастер изобразить на пустыре был не в состоянии — даже если бы согнулся в три погибели, подставив под колеса свою спину. Что это — обучение или профанация? Если прочитать соответствующие ГОСТы по оборудованию учебной площадки, ответ очевиден.


Руководство школы тем временем в экстренном порядке искало замену. Нашли не сразу, да и то в другой части города. Я спросил у руководителя организации Анатолия Хлебникова, как можно так издеваться над клиентами, заплатившими немалые деньги. Происходящее он назвал форс–мажором:


— Автодром у нас нагло отобрали. Это происки конкурентов. А в том, что занимались на пустыре, виноват инструктор — поленился ехать в другое место, хотя возможность была.


Земля и воля


Автодром, который ютится на стоянке, — это для Минска типично. Если в областях обеспеченность учебными площадками вполне достаточная, то в столице ситуация аховая. Из более чем 60 автошкол свои автодромы есть только у 19. Остальные организации вынуждены брать их в аренду. К чему это приводит, мы уже увидели на примере «Автотранспорта». Впрочем, что это за конкуренты, о каком форс–мажоре речь? Решил обратиться за комментариями к арендодателю.


— Когда–то я построил в этом месте автостоянку, — рассказал директор Владимир Бычковский. — С загрузкой были проблемы, поэтому обратился в горисполком с ходатайством, чтобы мне на части объекта разрешили организовать учебное вождение. Разрешение получил. Оформил все документы. А недавно вызвали в исполком и заявили, что якобы земля используется не по назначению. Что делать — пришлось идти на демонтаж. Странно все это... Да, я получал какой–то доход, но ведь и налоги платил. Может, налоги городу уже не нужны?


Начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Первомайского района Наталья Талецкая о «нецелевом использовании» земли рассказать мне не смогла, но кое–что прояснила. Оказывается, вопрос со стоянкой — а значит, и с автодромом давно решен. На пятачке возле БНТУ построят гипермаркет, о чем владелец земли был заранее предупрежден. Такой вот форс–мажор.


...Случай частный, но проблему оттеняет четко: земельные участки под автодромы в столице организациям выдавать не спешат. Министерство транспорта и коммуникаций обещает исправить ситуацию на протяжении нескольких лет — выйти на Мингорисполком с официальным письмом, поставить вопрос об острой необходимости учебных площадок. В начале сентября «Белтехосмотр» организовал семинар, куда пригласили и представителей городского комитета по архитектуре. Сославшись на занятость, чиновники не явились.


По меньшей мере такое равнодушие к проблемам подготовки водителей кажется странным. Ведь это те самые люди, которые вот–вот сядут в машины, выедут в город, станут постоянными участниками дорожного движения. Почему бы им не помочь?


Мимо кассы


Те, кому не повезло с автошколой, пытаются выкручиваться: ищут автодромы, где можно позаниматься самостоятельно за плату. Едут туда с родственниками, знакомыми. По правилам на закрытых площадках это не запрещено.


Один из автодромов, где можно подшлифовать свои навыки, расположен в лесу за стройрынком в микрорайоне Уручье. Площадь большая, элементов много — раздолье для курсанта! В зависимости от того, какой сторож в смене, за час придется выложить от 5 до 10 тысяч. Понятно — сторожу в карман.


Я прикинул: в хороший день заработок охранника может достигнуть 100 тысяч рублей, ведь желающих позаниматься порядком. Удивительно: если бы здесь оформляли факт оказания услуги как положено — с выдачей чека, за собранные деньги организация, владеющая автодромом, могла бы купить как минимум один новый автомобиль! Почему руководству это неинтересно? Может, оно не знает о бурной деятельности своих подчиненных? Остается только догадываться.


И это далеко не единичный пример, когда деньги в автошкольном бизнесе проходят мимо кассы, в том числе и налоговой. О поборах мы уже говорили. Популярна и другая услуга — за 50 тысяч рублей отдельные работники автошкол предлагают покатать по маршрутам ГАИ. Стоят, никого не стесняясь, напротив экзаменационного отдела на улице Семашко. Почему их не гоняют налоговики? Или, быть может, все по закону?


— Фактически эти люди совмещают свою работу в автошколе с занятиями незарегистрированной предпринимательской деятельностью, — объяснил мне главный государственный налоговый инспектор управления организации проверок Министерства по налогам и сборам Сергей Авдеенко. — То есть для того, чтобы «катать» курсантов законно, инструкторам необходимо зарегистрироваться как ИП, выдавать клиентам отрывной талон либо приходно–кассовый ордер. Этого, понятно, никто не делает. А доказать факт нарушения практически невозможно. Жалоб от граждан не поступает: как правило, те, кто пользуется такими услугами, сдают экзамен в ГАИ успешно — звонить куда–то им не резон. И если даже к нам поступит информация от третьих лиц, все равно понадобится подтверждение тех, кто платил деньги. Более того. Наши специалисты пробовали взять занятие у таких мастеров. Но они отказываются — работают только «по звонку», если сошлешься на знакомых. Система безопасности выстроена четко.


Та же ситуация и с автодромами: доказать факт незаконного перехода денег в карман сторожей практически невозможно, а проверки сейчас ограничены.


— Получается, что проблема есть, но как построить цепочку контрольных мероприятий и навести порядок, пока неясно, — резюмировал С.Авдеенко.


Похвали себя сам


Как видим, действий одного лишь «Белтехосмотра» для урегулирования этой изрядно подгнившей сферы будет недостаточно. Хотя, быть может, действовать нужно жестче? Оставить на рынке только тех, кто работает порядочно. Тогда и необходимость в услугах «черных» мастеров отпадет, и процент сдачи пойдет в гору. Этот вопрос я задал заместителю министра транспорта и коммуникаций Александру Шишко, приведя в качестве примера историю с разобранным автодромом.


— Закрывать школы мы не будем, но сформируем такие правила игры, чтобы на рынке остались только те, кто им соответствует, — таково мнение замминистра. — Что касается конфликтов и недовольства качеством обучения, то ведь никто не заставлял курсанта выбирать конкретную автошколу — сегодня в Минске выбор очень большой! Мы, конечно, разберемся с нарушениями, если они имели место. А вот другие вопросы нужно решать через суд.


Насчет выбора — это в точку. 63 организации — даже слишком. Но вот загвоздка: как выбрать ту, которая не подведет, где хорошие мастера, где не стоит ждать сюрпризов от администрации?


На первый взгляд все просто. Интернет напичкан разнообразной информацией. Большинство ориентируются на так называемые рейтинги ГАИ — таблицы с процентами несдачи экзамена с первого раза. Но как быть, если автошкола «А» в этом году занимает в этом «хит–параде» 8–е место, а в прошлом — была 30–й? Статистика в этом деле — барышня изменчивая и ненадежная.


Есть и другой рейтинг — от «Белтехосмотра». Там автошколы ранжируют по баллам в зависимости от того, как организовано обучение, какие машины в организации и т.д. Но он не такой «распиаренный» и доверия у клиентов почему–то не вызывает.


Еще вариант — многие читают отзывы на форумах и специализированных сайтах. Вот им–то точно доверять не стоит. Большинство хвалебных комментариев оставляют о себе сами работники автошкол. Это легко проверить. Зайдите на любой портал, напишите об организации негатив (к примеру, что инструкторы ругаются матом — не ошибетесь!) и тут же, в течение нескольких часов, получите тройку положительных сообщений — о том, что школа самая–самая и лучше нее нет в целом мире. Вот ведь какой парадокс: вместо того чтобы реально повысить уровень, автошколы занимаются очковтирательством и пускают пыль в глаза.


Впрочем, есть в этом бизнесе и признанные лидеры, которые держат марку. Это не только государственные структуры вроде ДОСААФ, Военной академии, но и много частных. Вот как автошкола «Жокей». Ее директор Владимир Барбук — человек уважаемый, Минтранс периодически привлекает его почитать лекции о передовом опыте. Недавно Барбук запустил в своей автошколе компьютерную систему, позволяющую контролировать инструкторов. В будущем, наверное, запустит и систему GPS — тогда обмануть курсантов и школу мастерам и вовсе будет невозможно. Жалко только, что, по словам директора, бороться с нелегальщиной и халтурой в одиночку он уже устал. Другие ведь в этом время банально выбивают деньги, не беспокоясь о компьютерных новинках.


Кстати, именно Барбук на одном из последних совещаний предупредил коллег–руководителей об инструкторе Дралове. Я наблюдал за их реакцией. Одни посмеялись, вторые нахмурились, третьи потупили взор. Может, узнали в этом нарицательном образе себя?


Дело инструктора Дралова, к сожалению, пока живет и процветает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter