Глубоко верующий человек выжил в смертельной ситуации на фронте и успешно руководил партийной организацией

С крестом и партбилетом

С этим крестиком Иван Андреевич  не расстается более 70 лет.
В  первые дни после изгнания немцев с родной земли 18-летний Иван Березовский получил повестку из военкомата. Война еще не закончилась, его отправляли на фронт. Всплакнув, мать положила в мешочек белье, полотенце, мыло, немного съестного. И, пошептав молитву, надела на шею сыну крестик 

— Не теряй, береги его, и он будет беречь тебя, — строго наказала Ивану.

Юноша не противился. И не только потому, что, говорят, на войне атеистов не бывает. Его родители Андрей и Елена Березовские, настоящие хозяева, рассудительные и ответственные за каждое слово, имели авторитет не только в деревне Издрашево нынешнего Солигорского района. В свое время Андрей Петрович состоял даже в охране царя-батюшки, куда, понятное дело, отбирали самых толковых, надежных. После солдат-ской службы крестьянин упорным трудом с утра до ночи поднимал свое хозяйство.

Позже стал старостой церкви. Вместе с ним на молебен, взяв за руку сына, ходила и Елена Иосифовна. Родители учили Ванюшу не только работе в поле и на ферме, но и добру, любви, заботе о ближнем. Как мог Иван ослушаться их в такой поистине драматический момент?

На фронте молодой артиллерист Иван Березовский выполнял самые разные задания: таскал плиту тяжелого миномета, обеспечивал связь. Веря в незримую защиту материнского оберега, действовал смело, но осторожно. В боях за литовский Шауляй ему и рядовому Яшину поставили задачу: срочно восстановить оборвавшуюся связь между КП полка и штабом дивизии. Взяв в руки телефонный кабель, поползли в неизвестность. На лесной опушке обнаружили обрыв провода.

— Мы знали, что на деревьях могут прятаться “кукушки” — вражеские снайперы, потому, не приподнимаясь с земли, лежа на спине, прямо перед лицом я начал соединять провод, — вспоминает Иван Андреевич. — И вдруг — выстрел. Пуля цвыркнула прямо над моим ухом. Перебитый большой палец правой руки сразу одеревенел, залился кровью. Пару сантиметров ниже — и мы с вами не разговаривали бы...

Связисты все же выполнили задание. Скрепили провод. Полтора месяца лечения в госпитале — и ефрейтор Березовский опять отправился на фронт.

Чудесное спасение

Чем плотнее сжималось в Германии кольцо советских фронтов, тем яростнее сопротивлялись немцы: одни боялись возмездия за злодеяния, сотворенные на территории СССР, другие надеялись на обещанное фюрером сверхмощное секретное оружие. После ожесточенных боев возле города Инстербург дивизия Третьего Белорусского фронта, в которой служил Иван Березовский, прорвала вражескую оборону. И начала развивать наступление настолько быстро, что, оторвавшись от своих, вскоре оказалась в немецком кольце.

— Немцы начали с каким-то остервенением бомбить нас, бить со всех орудий, минометов, — продолжает рассказ Иван Андреевич. — Никогда не забыть того ада. Середина января сорок пятого. Два дня до моего 19-летия. Мороз, земля как камень, спрятаться особо некуда. Все вокруг грохочет... Мы с Яшиным  втиснулись в маленький окопчик. И тут что-то рядом громыхнуло. Крупный осколок резанул так, что от ноги Васи практически ничего не осталось. Я тут же провалился в небытие... Потом выяснится, что осколки посекли мои ноги, повредили легкое, позвоночник.

Это случилось лютым вечером. В шинелях, в промерзшем окопчике бойцы пролежали до утра. Когда на поле битвы пришли санитары, оно было усеяно телами убитых и раненых, окоченевших от мороза. Но, видимо, ангел-хранитель вновь прошелестел крыльями над головой Ивана. Одна из санитарок задержалась возле их окопчика, пощупала солдат. И сказала:

— Эти, похоже, еще живы.

Справку о тяжелом ранении Ивана Березовского военврач выписывал в день безоговорочной капитуляции Германии.

Солдат тут же отправили в госпиталь. После оказания первой помощи Ивана Березовского вместе с другими тяжелоранеными отправили самолетом в Москву.

Осколки из ног извлекли без проблем, а вот с позвоночником и легкими вышла заминка. Организм ослаблен, проникнуть внутрь него — дело чрезвычайно опасное. Военврач махнул рукой: “Будем оперировать!” Раненого уже подготовили к операции, как неожиданно в палату заглянул известный профессор. Задержался возле кровати Ивана. Поговорил, пощупал, узнал детали. И, как потом передала медсестра, отругал военврача. Дескать, война заканчивается, нужно повнимательнее относиться к каждому раненому, Березовского нельзя оперировать, его необходимо лечить! Ивана погрузили в санитарный вагон и отправили в далекую Омскую область на поправку. Там солдат и встретил День Победы. 

Нужный партии и церкви

Вернувшись домой инвалидом войны, Иван Березовский себя таковым не считал. Как человек, прошедший по лезвию бритвы между жизнью и смертью, он с крестьянской основательностью и добросовестностью брался за любую работу. Недавнего фронтовика заметили местные власти. Но намекнули: без партийного билета ты выше колхозного бригадира вряд ли поднимешься. А Иван Андреевич хотел учиться, расти, чтобы приближать обещанное коммунистами светлое будущее. Написал заявление о вступлении в партию. Получив партбилет, аккуратно снял крестик с шеи, положил в стол. Что, конечно, не ускользнуло от взора матери:

— Сынок, он должен быть всегда с тобой.

— Если у меня, коммуниста, увидят крестик, будут очень большие неприятности.

— Не увидят, — пообещала мать и зашила крестик в воротник пиджака.

Так и жил Иван Березовский — с партийным билетом в кармане и крестиком в воротнике. Двуличность? Приспособленчество? Вовсе нет. Если отбросить крайности, то в коммунистической морали и церковных постулатах лежат одни общечеловеческие ценности: не воруй, не обманывай, люби, уважай людей, трудись на благо общества. Иван Березовский неукоснительно руководствовался ими. И постоянно учился: заочно окончил два вуза, партийную школу. А как нелегко было, отработав день, вечером выполнять контрольные работы, готовиться к экзаменам. Помогала фронтовая закалка. Успешно руководил сельпо, районным райпо, райкомом, ДОСААФ, был председателем Старобинского поселкового Совета народных депутатов. Так и пошло: справлялся с одной работой — предлагали другую, посложнее...

В районном комбинате бытового обслуживания, где Иван Андреевич работал главным инженером, его избрали секретарем партийной организации. Как хорошему труженику предложили в составе делегации посетить Болгарию. По тем временам — редкая удача. Советские передовики ездили по братской стране, изучали опыт, встречались, беседовали с “братушками”. 

А в ушах Ивана Андреевича звучала просьба матери: “Привези из Болгарии, сынок, мне иконку...” Отказать ей он не мог. Но как это сделать? Увидит иконку чрезмерно идейный руководитель делегации или обнаружит бдительный таможенник — неприятностей не оберешься. Прикидывал и так и этак. Наконец, просто положил в один карман пиджака партбилет, в другой — иконку. Две границы проехал, иногда таможенники основательно трясли пассажиров в поисках запретных товаров, валюты, но к иконке никто даже не прикоснулся.

Всё остается людям

Ушли в далекое прошлое времена, когда достоинства человека определялись по партийной принадлежности да особо ценился воинствующий атеизм. Инвалид первой группы Иван Березовский давно достал из укрытия заветный крестик и в свои 92 года практически не расстается с ним. В День Победы с одинаковой радостью встречает и пионеров соседней школы, и посланцев церкви — активистов солигорского православного братства в честь святых Петра и Февронии Муромских. 

...Напросившись в гости, вместе с хозяином перебираю боевые награды, многочисленные благодарности, дипломы за трудовое усердие. Красочная грамота Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго — за то, что уже много лет Иван Андреевич отчисляет часть своей пенсии на строительство собора Рождества Христова в Солигорске. 

—  Величественный храм, в котором есть и мои кирпичики, будет многие десятилетия служить людям, радуя их взоры, облагораживая души, — говорит Иван Андреевич. — Понимание этого и придает мне силы, заряд энергии...

infong@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter