С комиссарским пристрастием

До Международного дня трудящихся еще далековато, но я, пожалуй, начну поздравлять уже сегодня...
До Международного дня трудящихся еще далековато, но я, пожалуй, начну поздравлять уже сегодня. Нет, не тех, кто в эту минуту стоит за станком в цехе или сражается в поле за урожай. И даже не лидеров профсоюзного движения, с которым у нас по традиции связывают эту дату. А всю европейскую бюрократию в лице Еврокомиссии и особенно комиссара ЕС по торговле Питера Мандельсона.

Оказывается, европейские чиновники настолько озаботились свободой профсоюзного движения в нашей стране, что пошли на самые крайние меры. В узких «авторитетных» кругах это называется «поставить на счетчик». Иными словами, на днях мир облетела «тревожная» новость: комиссия Евросоюза предоставила белорусскому Правительству 14 месяцев для выполнения рекомендаций комиссии Международной организации труда (МОТ) по расследованию. В противном случае Беларуси угрожают начать процедуру лишения ее торговых преференций со странами ЕС.

Это старая история. Началась она в начале 2003–го, когда несколько не очень успешных политиков, именующих себя лидерами «свободных» профсоюзов, обратились с письмом в ряд международных инстанций. В послании говорилось, что в нашей стране «систематически чинятся препятствия законной регистрации и деятельности профсоюзных структур, притесняются профсоюзные лидеры и активисты». Фамилии отправителей не называю, хотя бы уже по той простой причине, что сегодня они успешно всеми позабыты. Чего вот, к сожалению, не скажешь об истории, которую они заварили. Пройдя такие солидные инстанции, как МОТ, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Европейская конфедерация профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, послание в итоге оказалось в офисе европейского комиссара по торговле. Из Брюсселя Минску пригрозили экономическими санкциями. Спустя некоторое время Европейский союз затеял даже собственное расследование. Хотя стоило ли огород городить? Ведь с аналогичной миссией работала в Минске и комиссия МОТ. А что искали, собственно говоря? Официально — «систематические нарушения прав профсоюзов», «препятствия законной регистрации профсоюзных организаций» и «притеснения профсоюзных лидеров и активистов». Не знаю, сподобились ли европейские эмиссары посетить какое–либо из белорусских предприятий с тем, чтобы выяснить, насколько серьезно притесняются у нас права профсоюзов, но мне думается, что за всеми этими призывами к справедливости стоит нечто совершенно иное. Кому–то в Европе очень не понравилось, что профсоюзы перестали «играть» в политику и занялись тем, чем они и должны заниматься. Проблемные вопросы, которые были и будут всегда, руководители профсоюзов решают сейчас путем цивилизованных переговоров с Правительством, а не стоя с транспарантами в руках у заводских проходных. Люди быстро поняли, что почем, поэтому, когда самые ретивые «защитники» прав трудящихся не были переизбраны на свои должности, никто этому не удивился. Обиженные «профсоюзные боссы» пытались создать альтернативную ФПБ — «свободный профсоюз», но безуспешно — никто за ними не пошел... Отсюда и взялись все эти «препятствия законной регистрации профсоюзов» и «притеснение профсоюзных лидеров и активистов».

Жаль, что в Европе предпочитают не замечать того, что белорусские профсоюзы сегодня работают в тесном контакте с нанимателями, властями. И позитивных примеров такого сотрудничества более чем достаточно. Возьмем совсем свежий — недавний указ Президента о совершенствовании контрактной системы. Как минимум одна из важнейших норм появилась в документе с подачи именно специалистов ФПБ.

Как могут отразиться искусственно придуманные «санкции» на наших предприятиях и простых рабочих, а точнее, их зарплатах, в Европе, судя по всему, предпочитают не задумываться. А речь, между прочим, идет о серьезных деньгах. Если Еврокомиссия добьется решения о приостановлении действия тарифных скидок на импорт из Беларуси в страны ЕС различных товаров, наша казна может недосчитаться порядка 250 миллионов евро ежегодно. И все ради чего, точнее, кого? Неужели вся эта каша заварилась только потому, что горстка несостоявшихся профсоюзных боссов лишилась «крыши» и была вынуждена поставить крест на политической карьере? В это верится с трудом, но факты — вещь упрямая. Надо сказать, что вся эта история с преференциями весьма поучительна. Выходит, прикрываясь красивыми лозунгами о защите прав человека, трудящихся, демократии и прочих общечеловеческих свободах, можно не только зарабатывать на хлеб насущный — к этому уже стали даже привыкать, но и вести, по сути, антигосударственную деятельность. Возможно, звучит достаточно резко. Но разве те, кто писал послание в МОТ, не знали, чем это может обернуться для страны и ее народа? Не сомневаюсь, знали. Более того, они на это и рассчитывали. Иначе, согласитесь, не стали бы даже марать бумагу. Как ни печально, но подобную политику санкций и проповедуют сегодня многие деятели «от оппозиции»... Нужны еще примеры? Вспомним хотя бы эпопею пятилетней давности. Тогда белорусские и чешские СМИ сообщили о попытке группы минских оппозиционеров оказать давление на чешских политиков. Цель — не допустить получения Беларусью кредита под закупку зерна. Правда, сейчас некоторые «подписанты» бьют себя в грудь: мол, не было такого! Их эмоции, конечно, понятны — уж больно некрасивая вышла история. Но очень поучительная — во всей красе она показала, кто есть кто...

Не сомневаюсь, проблема с торговыми преференциями будет успешно разрешена и позабыта: экономическая мотивация, прагматизм – всегда сильнейшие аргументы в переговорах между людьми ответственными. Сожалеть приходится лишь об одном: если кто–то теперь вновь скажет, что политика — грязное дело, возразить ему будет нечего. Раз уж некоторые «борцы за счастье народное» ради достижения сиюминутной цели готовы поставить на карту судьбу целого предприятия, да что там предприятия — целой отрасли и даже страны, тогда и впрямь — ну ее, такую политику...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter