В Крупском районе завершились масштабные учения МЧС

С «Хавьером» справились быстро

ЗА ОКНОМ 15 градусов мороза, начинаются сильнейший снегопад и порывистый ветер, видимость падает практически до нуля. При экстремальных погодных условиях возникают десятки чрезвычайных ситуаций: где-то на дорогах произошли серьезные аварии и образовались заторы, где-то без электричества остались целые деревни. Надо выручать сотни людей из беды. Но как помочь им максимально быстро и эффективно? Этот вопрос разбирали на практике все службы Крупского района, где недавно завершились масштабные учения под руководством Минского областного МЧС. За ними наблюдал и корреспондент «СГ». 

Во время ликвидации «разрыва» газопровода Ямал—Европа.

ТАКИЕ массовые акции проходят в каждом районе столичного региона раз в 5—7 лет и длятся по несколько дней. Их постоянно проводят в новых местах. Благодаря учениям можно понять, насколько быстро и качественно люди, работая в команде, научились противостоять стихиям. 

Крупский район, по мнению первого заместителя начальника Минского областного управления МЧС Владимира Янчика, как нельзя кстати подходит для проведения подобных учений:

— Место относительно спокойное. В год здесь фиксируется не больше двух нештатных ситуаций. Поэтому интересно и полезно оценить, как местные экстренные службы смогут справиться сразу с несколькими вызовами, свойственными для наступающего осенне-зимнего периода. 

Первое испытание — на участке дороги Толочин — Крупки неподалеку от деревни Ленок. Здесь до 10 автомобилистов ощутили на себе последствия урагана по типу «Хавьера»: несколько машин «ушли» в занос и оказались на обочине, из-за слабой видимости и неразберихи случилась серьезная авария, в которой пострадала беременная женщина, а еще одного раненого пассажира заблокировало в покореженной легковушке. В нескольких метрах от ДТП застрял в снегу школьный автобус с детьми…

Условный «Хавьер» натворил бед сразу в нескольких местах по всему Крупскому району. Поэтому создается ситуационный штаб для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В него входят представители абсолютно всех районных структур, начиная от ЖКХ, военных, энергетиков и милиционеров и заканчивая медиками, райпо и отделом образования, спорта и туризма райисполкома. Конечно же, здесь и МЧС.

Времени на то, чтобы собраться в полном составе и начать ликвидировать чрезвычайную ситуацию, у представителей ситуационного штаба немного: в рабочий день не более получаса, в выходной или ночью — не больше полутора часов. В нашем случае работники всех служб собираются у деревни Ленок в положенные 30 минут. Возглавляет такую команду председатель райисполкома и начальник районного отдела по чрезвычайным ситуациям. Штаб прекратит свою работу только после полной ликвидации всех ЧС в районе.

Пострадавшие находятся на морозе достаточно долго, у большинства водителей, стоящих в пробке, заканчивается топливо. Поэтому, пока к месту идет тяжелая техника, здесь уже работают автолавка, бензовоз и представители Красного Креста — так у людей будет возможность хотя бы перекусить и согреться в своем авто и получить моральную поддержку. Сотрудники ГАИ тем временем направляют других автомобилистов по объездным путям. 

Еще через несколько минут на горизонте появляется колонна техники: несколько десятков автомобилей растягиваются на сотню метров, вытаскивают из заносов все машины и школьный автобус с детьми на борту. После них выходят дорожники, они посыпают трассу солевыми раст­ворами. Далее дело за работниками МЧС и райбольницы. 

В первую очередь спасатели бегут к искореженной легковушке, которая с минуты на минуту может загореться. Работники МЧС действуют слаженно и оперативно, и перед тем как освобождать пострадавшего, полностью заливают автомобиль пеной. Дальше дело за малым: гидравлический инструмент быстро срезает крышу авто, молодого человека аккуратно достают из машины и на носилках передают врачам «скорой помощи». На протяжении всей операции один из пожарных постоянно разговаривал с парнем, чтобы тот не концентрировался на опасности. 

Осмотр автомобиля после работы спасателей.

В результате слаженной работы всех аварийных служб ЧС у деревни Ленок ликвидировали не больше чем за полчаса. Но расслабляться рано: только что сообщили, что у деревни Дубешня условный «Хавьер» повалил три обледенелых дерева на линию электропередачи. В итоге обрушилась одна опора ЛЭП, без света остались две деревни и часть райцентра. Поэтому внимание ситуационного штаба переключается туда. 

К моменту нашего приезда здесь уже исправляют ситуацию работники Крупского РЭС. Главный инженер организации Денис Слуцкий рассказывает:

— Упавшие деревья не только обесточили деревню, но и сломали линию на 10 киловольт и обрушили опору ЛЭП. Поэтому сюда выехали 10 человек от нашей организации, а также 7 единиц техники. Пока будут идти работы, мы дадим электричество для жителей Дубешни от генератора. 

Энергетики снимают упавшие деревья с проводов, затем проверяют их целостность. А теперь — и эта самая тяжелая часть — необходимо достать из земли остатки сломанной опоры ЛЭП и смонтировать новую. В итоге весь процесс — от обнаружения поврежденного участка до подачи электричества — занимает чуть больше полутора часов. 

За время учений ситуационному штабу пришлось проявить себя при смоделированном разрыве газопровода Ямал — Европа, условной разгерметизации на территории газорас­пределительного пункта котельной, а также при утечке газа в многоквартирном доме. Еще одна вводная ситуация — обрушение кровли и несущих конструкций торгового центра и эвакуация посетителей. 

Времени на то, чтобы собраться в полном составе и начать ликвидировать чрезвычайную ситуацию, у представителей ситуационного штаба немного: в рабочий день не более получаса, в выходной или ночью — не больше полутора часов.

avramenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter