В Третьяковской галерее проходит выставка «Некто 1917»

С кем вы, мастера кисти?

В  год столетия революции 1917 года художественные и тематические проекты, пытающиеся осмыслить эту дату сквозь преломление времени и эпох, роятся в большом количестве. Одним из таких проектов стала тематическая выставка “Некто 1917”, подготовленная Государственной Третьяковской галереей. Она проходит в “Новой Третьяковке” на Крымском Валу. Экспонаты — из 18 российских и 4 зарубежных музеев, 12 частных собраний. Среди участников — Русский музей, Центр Жоржа Помпиду, Тейт Модерн, Тель-Авивский музей искусств, провинциальные музеи России.

Выставку готовили три года. Почти все из 147 работ написаны в 1917 году. В экспозицию включены неожиданные работы многих известных художников, в том числе Марка Шагала, Ивана Репина, Зинаиды Серебряковой, Давида Бурлюка. Придя на “Некто 1917”, можно увидеть, как по-разному известные мастера восприняли революцию, чего в упор в ней видели, а что предугадали. Эти художественные свидетельства реального отношения художников к своему народу, очищенные от риторики и пустозвонства и просто собранные в одном месте, оглушают и впечатляют. Прежде всего амплитудой настроений, чувств, эмоций — от полного восторга до полного неприятия, от эстетского эскапизма до брезгливости и почти карикатурности и гротеска...

“Некто 1917” поделена на несколько частей: “Мифы о народе”, “Прочь от этой реальности”, “Утопия нового мира”, “Шагал и еврейский вопрос” и так далее. Цель выставки — призвать зрителя отказаться от стереотипов в восприятии темы “художник и революция”, хотя бы немного приблизиться к пониманию переломного момента истории.

Кабаки, война, демонстрации. Очереди за хлебом, проститутки. Жиганы, калеки, неустроенный быт. Это видим на картинах у одних. Идиллические интерьеры усадеб, дачные пейзажи, цветы в пошлых вазах — у других. Прощание с прежним укладом жизни и страх перед новым, надвигающимся и неизвестным. Широко шагает большевик на одноименной картине художника Бориса Кустодиева. Видит ли, кто у него под ногами? Думает ли о них? На картине Ивана Репина “Большевики” красноармеец забирает хлеб у ребенка — большей “клюквы” и представить себе нельзя. Сюжет картины, написанной Репиным в эмиграции в Финляндии, был навеян рассказами об ужасах жизни в Петрограде того времени.

Совершенно поражает картина “Ворота еврейского кладбища” Шагала, созданная им не в шагаловском ключе. Никакого лукавства и оптимизма — дух апокалипсиса, тотальной катастрофы. А как завораживает полотно Аристарха Лентулова “Тверской бульвар. Страстной монастырь”! Течет куда-то в своей вечной суете московская улица, но лица людей обезображены и искажены. В изображенный монастырь явно не стоит идти со своим уставом...

Полифония выставки “Некто 1917” вполне может примирить в 2017 году левых и правых, любителей реализма и абстрактного искусства. В этом обширном многоголосии и хоре важен каждый голос, никто не пытается перекричать друг друга. Каждый живописец искренен в своем талантливом философском посыле, и эта искренность завораживает вне зависимости от эстетических направлений.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter