Наш корреспондент разбиралась в породах пчел, их плюсах и минусах и популярности среди пасечников

С какой пчелы взяток гладок

Мед, он или есть в улье, или нет: от кого и от чего это зависит

От разведения перепончатокрылых насекомых, дающих человечеству сладкие и полезные продукты, очень далека. И о том, что это удивительное полосатое творение природы бывает разных видов, различающихся между собой даже внешне, понятия не имела еще несколько лет назад. Пчела как пчела, чем она может отличаться от другой такой же, сидящей на соседнем цветке? Только когда стала более тесно общаться со специалистами, услышала о карпатке, карнике, среднерусской, бакфасте… Одну из пород мои собеседники окрестили чуть ли не терминатором. А некоторые утверждают: и диких можно держать на своей пасеке, они выносливее и хорошо работают. Слышала кое-что о белорусской породе пчел. В итоге решила «перебрать» ульи, чтобы понять, кто в них живет и чем одни обитатели лучше или хуже других. Предупреждаю сразу: не собираюсь одного хвалить, а другого ругать, не буду никого склонять к какому-то конкретному виду, это личное дело каждого.


Только две породы

Пчеловодство у нас в своем большинстве представлено личными пасеками. Если говорить о сельхозпредприятиях, то в них немногим более двух десятков пчелосемей. По словам главного специалиста управления по племенному делу в животноводстве Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ольги Вишневской, в республике разводят только две породы этих насекомых — карнику и карпатку. Это касается четырех государственных племенных пчелопитомников: РУСП «Гродненское племпредприятие» (100 пчелосемей), КСУП «Брестский пчелопитомник» (930), ОАО «Столовичи-Агро» Барановичского района (200) и племпасеки лаборатории пчеловодства Института пчеловодства в Минском районе (65). У нее, кстати, заканчивается срок действия паспорта, и возобновлять его пока не собираются.

Пчелы породы карника (или краинка) произошли в юго-восточной части Альп (Югославия, Австрия), где зима холодная, весна короткая, а лето жаркое.

Основная доля в разведении племенных пород перепончатокрылых принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам и производственным кооперативам. Они зачастую нарекают себя пчелопитомниками, только здесь есть нюанс. Пчелопитомник — госпредприятие, статус которого может быть утвержден Минсельхозпродом. По закону частных питомников у нас не может быть, но они существуют. Как так?

Руководитель РОО «Белорусские пчеловоды» Михаил Холодинский пояснил:

— Даже на нашем сайте многие из них числятся в списке матководов. В каждом регионе Беларуси примерно по 3—4 частника, занимающихся разведением племенных пчеломаток. Да, у них нет сертификатов и регистрации. Но благодаря им заполняется ниша, которую должны были занять гос­предприятия. Достаточно тех, кому не нужна реклама, в том числе и на нашем сайте, к ним очереди на год вперед.

Кот в улье

Полезность продукта от породы не зависит: нельзя сказать, что липовый мед «дворовых» хуже, чем от карпатки. Но мне любопытно: важно ли, кто будет приносить нектар в улей, и насколько хорошо пчеловоды разбираются в породах? Начинающему или непрофессионалу, к сожалению, можно продать все что угодно. Только, судя по рассказам владельцев пасек, — а я пообщалась со многими, — они по большей части с породами не заморачиваются. Особенно те, у кого домиков раз-два и обчелся.

Уже по названию можно понять, что родина карпатки — Карпатские горы. Но из-за своих исключительных свойств порода получила известность и за их пределами.
Галина Таболо из агрогородка Белица Лидского района пчеловодством занимается 20 лет. Первый рой прилетел сам на грушу возле ее дома. Может, это были дикие пчелы, но, скорее всего, удравшие от прежнего хозяина. Вряд ли можно определить их «родословную». Потом Галина с мужем купили рой у знакомого и стали постепенно разводить пчел сами. Все бы ничего, но есть одно «но».

— В прошлом году с рук купили с мужем, как нам сказали, породу бакфаст, — рассказывает Галина Александровна. — Зимовка прошла нормально, но рой не вышел в положенный срок, и до сих пор не получили ни капли меда от него. Понятно, из-за погоды в этом сезоне у всех меда мало, но здесь пусто. В надставках (верхних ярусах улья, где расположены соты. — Прим. авт.) пчелы даже вощину не оттянули. Расплода много, и облет был. Не могу понять почему, семья же очень хорошая. Не знаю, откачаю ли хоть что-то в начале августа после цветения липы. Внутрь улья не смотрела, сделаю это осенью, когда буду обрабатывать против варроатоза. Пчелки-то активно летают, только в надставках меда нет. Расстроена, конечно. Заплатили, правда, немного. Рой недорогой, можно и за десятку взять.

Поинтересовалась, как на глаз определить хорошую семью.

— По ее работе, — поясняет Галина Александровна. — Когда снимаешь потолок в домике и видишь в каждой улочке (пространстве между рядом стоящими рамками. — Прим. авт.) очень много пчел, значит, семья хорошая.

На вопрос Галины Таболо, почему нет меда, постараюсь ответить позже, переадресовав его другим знатокам. Но меня, дилетанта в пчеловодстве, другое смутило: неужели породистые пчелы могут столько стоить? Вспомнила, как много лет назад с рук у незнакомой женщины прикупила медка по дешевке. Позже обнаружилось, что это карамелизированный сахар. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» — это про меня. Или не только? И сейчас не могу поверить: по очень уж низкой цене кто-то продал «кота в мешке».

Свое место в рое

Порода бакфаст получила название благодаря одноименному английскому аббатству, на территории которого располагалась пасека монастыря. В конце прошлого века монах Адам, чтобы предотвратить гибель монастырских пчел от трахейного клеща, скрестил их с южной итальянской породой. Суровую зиму пережили только метиски, с ними и проводились дальнейшие научные работы. Их монах скрещивал с другими видами пчел, чтобы они могли выжить в условиях климата Англии, а также других стран и континентов. Заслугой Адама считается не сама пчела бакфаст, а способы селекции.
Пчеловодство — сложная наука. Своя терминология, в которой впору запутаться: напрыск, нуклеус, деление семьи на пол-лета, печатка меда… Не могла понять, как весной можно «перебрать рой»? Это же не картошка! Оказывается, в конце мая из ульев должен выйти первый рой во главе со старой плодной пчеломаткой. Чтобы избежать выхода большого количества пчеломаток, за каждой из которых пойдет своя «гвардия», нужно рой перебрать, удалив (вырезав) на рамках в улье маточники (напоминают восковую капсулу). Попросту — убрать потенциальных соперниц. Но говорят, сильная «дама-пчела» в любом случае отвоюет у остальных свое место под солнцем. Главное, не допустить, чтобы единая ячейка пчелиного общества распалась на несколько. В этом и смысл переборки. Профессионалы утверждают: и в породе многое зависит от «голубых кровей» пчеломатки.

Узнала, что они отличаются и по внешнему виду: бакфасты часто рыжие, карпатки и краинки — серые. При этом цвет не считается определяющим, породу оценивают по десяткам признаков. Слышала и о разной продолжительности жизни. Первые якобы доживают до 45 дней, все остальные — до 30. И то, что среднерусская пчелка или та же карпатка из-за меньшего размера крыльев преодолевает не более двух километров, а бакфаст выносливее и может собирать нек­тар в 4—5 километрах от дома. Это маленькое пояснение, подробнее можно описать только в больших форматах.

Камикадзе в чужих семьях

Сергей Дядюк из Ивановского района — пчеловод с 26-летним стажем. Последние пять лет занимается инструментальным осеменением пчеломаток отобранным и протестированным европейским материалом. Ему-то и задала вопрос: «Можно ли бакфаст оценить в десятку?» Ответил: «Он в 10 раз дороже всех остальных пчел!» Рой или отводок этой породы в Беларуси стоит 50—60 рублей, с рамками — 100—140. Четыре рамки — пчелопакет с плодной маткой — дотягивают аж до 180 рублей. Хорошая и породистая пчела — как и любой другой товар высшего качества, за который нужно немало заплатить. Это понятно, но у меня возник другой вопрос: что же это за чудо такое дорогостоящее?

По словам Дядюка, бакфаст в последние годы получил довольно большую популярность. Сергей Павлович занимается разведением этой породы с 2004 года, первых пчеломаток брал в Литве. Основные характеристики, так называемые хозяйственно полезные признаки: медопродуктивность, неройливость, незлобивость, отличная зимовка и высокий иммунитет. Кроме этого, усидчивость на сотах, наращивание силы семей и многое другое.

— Если сравнивать карнику и бакфаст, то при медосборе первые сначала заливают гнездо (нижнюю часть улья, где живут и размножаются насекомые. — Прим. авт.), вторые — магазины (надставки), — поясняет Сергей Павлович. — Не добавишь вовремя в гнездо рамок, карника уйдет в роевое состояние. И даже если поставить дополнительную надставку с рамками, она процентов на 80 уже не выйдет из него. А бакфасты сами удаляют маточники и продолжают спокойно работать, помощь человека им не нужна. Но эту породу отдельно не рассматривают, у нее более 200 линий. Отобранные на производство меда и хорошо работающие насекомые дадут продукт при любых взятках (добыча, собранная пчелами в различных местах и доставленная в улей, — мед, перга, пчелиный клей и вода. — Прим. авт.) и погодных условиях. И принесут меда на 25—30 процентов больше, чем та же карника, а тем более карпатка или «дворовая» пчела.

У директора КСУП «Брестский пчелопитомник» (самый большой в Беларуси, действует с 1945 года) Николая Мороза, стаж которого в этой области без малого 40 лет, о породах пчел абсолютно другое мнение:

— Разводим карпатку и карнику, осеменение природное. Бакфаст некоторое время был у меня на собственной пасеке. Про него скажу: это южная порода рыжих пчел, в климатических условиях Беларуси живет благодаря мягким зимам. Если наша, назову так, может просидеть в улье безвылазно 6—7 месяцев, то южная за это время должна 2—3 раза выскочить и сделать облет. А пчела вылетает только при минимальной температуре плюс 8—12 градусов, солнечной и безветренной погоде. Но главное, бакфаст — очень норовистый, грабит в округе всех и агрессивен к другим породам. Может залететь в чужой улей, убить пчеломатку и увести рой. Если пасека небольшая, пчела бакфаст способна ее уничтожить. За то, что она забирает мед у чужих семей, ее бьют другие насекомые. Зачастую и сама погибает. Поэтому к осени количество пчел в роях уменьшается. Я сторонник карпатки: она приспособлена к нашим условиям, при хорошей летной погоде миролюбивая. Мы работаем без защиты, если ей обеспечить нормальные условия, роиться не будет. С карникой она одной породы, но разной линии. Пчелопакет карпатки и карники стоит 100 рублей, плодная пчеломатка — 22, неплодная — 10. А за 180 рублей можно купить целый улей. Стоит ли платить немалые деньги?

Залить соты может не каждый

Вот так, мнения полярные. В моем понимании бакфасты стали какими-то убийцами и монстрами, и воображение быстро нарисовало соответствующую картинку. Но, пообщавшись с пчеловодами, растерялась.

Первый собеседник — Игорь Шендель, руководитель КФХ на Витебщине. Его пасека на 200 пчелосемей расположена в самом северном районе Беларуси — Верхнедвинском. Культивирует две породы — бакфаст и карнику. Говорит, у каждого вида свой характер, они по-разному перерабатывают сырье. А эти два выбрал, потому что мед получается самый качественный. Работает без маски, агрессии со стороны насекомых не замечал.

Свое видение и у 82-летнего Александра Мартынчика из поселка Черницкий Смолевичского района. Пчеловодством занимается 20 лет, но сейчас оставил только три семьи: сложно ухаживать. У него пчелки местные, как говорит, обычная «смесь», всего понемногу. В дружелюбии породы бакфаст сомневается. Был в 2019 году эпизод, когда он с коллегами-пчеловодами поехал на Могилевщину по обмену опытом. Встреча прошла хорошо, только на обратном пути пчелы догнали визитеров у автобуса и поддали так, что те еле ноги унесли.

— Говорят, бакфаст — трудяга, — рассказывает Александр Петрович, — но то же самое можно сказать и о карпатке, и о среднерусской. Отлично работают, количество меда зависит от взятка. Если рядом много цветоносов, нектара достаточно принесут. Могут и дикие пчелы работать, смотря сколько человеку меда нужно — для себя или для бизнеса. А насчет новомодной породы скажу: одни хвалят, другие ругают. Чем больше занимаюсь пчеловодством, тем меньше знаю.

Озвучила проблему пчеловода из Лидского района: насекомые летают, а меда на сотах нет. Оказалось, причин может быть несколько. Например, на выращивание расплода пчелы тратят множество энергии, оттого нет сил и времени работать на сотах. Или болеть начали, или просто суеты много, тогда тоже толку от их «прилетела-улетела» не будет.

Чашники пусть и не самый северный район Беларуси, но все же не Полесье. Это я к тому, что у пчеловода Василия Креля на пасеке там живет более 150 пчелосемей этих самых «монстров». Как же насчет их зимовки?

— Они отлично справляются, — утверждает Василий Васильевич. — Пчеломаток бакфаст у меня несколько раз брали даже из Забайкалья. Отправлял посылки и в Челябинск. Тридцать лет пчелами занимаюсь, через мои руки прошли все породы. Была и карпатка, купил ее у знаменитого российского пчеловода, так к ней невозможно было подойти. Сейчас забыл, что такое роение, маска, даже дымарь редко с собой беру. По пасеке хожу в шортах и майке, внуки рядом играют. Чужие ульи грабит по осени серая кавказская пчела, у меня была такая порода, не знал, что с ней делать, как собрать ее на зиму. Бакфаст очень усидчивый на сотах, даже когда рамку достаешь. Насчет агрессии — есть понятие «расщепление породы». Если она чистая — F1 (например, картофель первой репродукции. — Прим. авт.), то добрее и лучше пчелы я не знаю. А вот поколение F2, F3 может стать местной породой, тогда на нее и начинают катить бочки. Большое заблуждение. Породистую пчеломатку купил несколько лет назад, и у меня теперь все пчелы такие же. Это уже «дворовые» насекомые! Их-то и продают под видом бакфаста хоть за десятку, хоть за двадцатку, а потом проблемы начинаются. Я покупал пчеломаток за 220 евро, провожу искусственное и природное осеменение. Местная карпатка, считаю, порода неизвестного происхождения, в ней смешалось все. Ни в коем случае не агитирую: покупайте только то или это! Каждому свое, мед от этого хуже не станет. Но если семья местной породы за сезон принесет 20 килограммов меда, карники — до 80, то бакфасты могут и сотню! Соты они заливают полностью.

Конечно, если мед откачивать только для себя, то хватит и «дворовых» пчел, большим пасекам нужна породистая семья. Для себя я все поняла. Не хочу никого обидеть, но, как говорится, каждый кулик… Это понятно. Как и то, что уровень познаний в этом деле у пчеловодов разный, оттого споров и недопонимания много.

Мои предположения подтвердил и Михаил Холодинский:

— На пасеках страны около 250 тысяч пчелосемей. Если по-хорошему, то нужно ежегодно менять половину пчеломаток. Но это нереально, да и никто не ставит такой задачи. Хотя бы потому, что многим это не нужно. Сколько собрали меда, столько и хорошо.
Миролюбие пчелиной семьи, в частности породы бакфаст, определяется по шестибалльной шкале (проверяется несколько раз за сезон):

6 — пчеловод без спецодежды и дымаря снял крышу улья, но ни одна пчела не взлетела;

5 — хотя бы одна пчела взлетела и сделала выпад (ударилась в человека, сетку и т.п.), но не ужалила (работа без спецодежды и дымаря);

4 — хотя бы одна пчела ужалила (работа без спецодежды и дымаря);

3 — пчеловод не может посмотреть улей без дымаря;

2 — нельзя посмотреть без кожаных перчаток, завязанных по локоть, плотной спецодежды, резиновых сапог и лицевой сетки;

1 — пчеловод вышел, и его съели пчелы (шутка).

Что скажет наука?

Решила поставить некую точку, послушав мнение ученого, заведующего лабораторией пчеловодства Института плодоводства НАН Беларуси Дмит­рия Рахматулина:

— В Беларуси идет постоянная борьба мнений, какая порода пчел лучше. У меня на этот счет две позиции. Как заведующий лабораторией считаю, что должна быть упорядоченность, а пчелопитомник обязан заниматься одной породой. По стабильности и эффективности применения медосбора в Беларуси идеальна краинка. Она выросла в горных условиях, очень экономно относится к медосбору, зимует небольшими семьями, обладает ранневесенним стартом для использования таких медоносов, как ива или рапс. Это пчела, которая в период июльского похолодания или жары способна сократить кладку пчеломаток, чтобы сэкономить корм. Подходит для небольших товарных пасек. Но, с точки зрения пчеловода, у которого на личной пасеке 20 семей, скажу: какая разница, какого цвета курица, если она несет золотые яйца! Если пчела меня полностью устраивает: не ройлива, миролюбива и не доставляет проблем ни мне, ни соседям, формирует очень большие семьи и способна принести товарный мед, — мне все равно, как ее называют. Во дворе у пожилой женщины, например, растет яблоня с вкусными плодами. Принципиально ли, какого они сорта?

Если говорить о бакфасте, то порода очень нравится. На моей пасеке только она, и я не готов от нее отказаться. Это пчела-«бройлер», предназначенная для профессионалов и для больших медосборов — рапса, малины и крушины... Я был свидетелем, когда семья собирала на малине и крушине 45—50 килограммов меда. Но если пасека у любителя, допустим 20 семей, ему бакфаст не нужен. В безмедосборный период при большой жаре, например, одна семья этой породы за день съедает от 600 граммов до килограмма меда для того, чтобы жить. Поэтому и соты могут быть пустые. У нее мощная семья, по моим подсчетам, ее масса достигала 13 килограммов. А краинке нужно 250—400 граммов. Она и весной развивается быстрее. Бакфаст более заторможен, но если сейчас резко откроется медосбор и пойдет падевый мед, он «выстрелит» и отправит в день в поле 21—23 килограмма летной пчелы, способной собирать нектар. Краинка — не более полутора.

Насчет агрессии пчел: если не обновлять племенной материал — а с бакфастом нужно это делать каждый год, — пчеломатки станут оплодотворяться со своими же родными братьями. И это тупик, ждать можно чего угодно. Опыт нашей лаборатории подтверждает, что данную породу можно содержать до F3, не более. Но поверьте, если любую пчелу, даже супермиролюбивую краинку, довести до четвертого поколения, она станет злобной. Миролюбие ведь не порода формирует, это частое заблуждение непрофессиональных пчеловодов. А таких большинство, к сожалению. Есть четкая позиция: за озлобленность пчел отвечает на 99 процентов трутень. Существуют признаки отцовской и материнской линии, миролюбие и ройливость — отцовская. Можно иметь самую лучшую племенную пчеломатку бакфаст, оплодотворяемую непонятно каким трутнем, — получите такой же результат.

Разговор с Дмитрием Константиновичем длился долго, поэтому придется написать продолжение. Так что пока поставлю многоточие…

СПРАВКА «СГ»

Археологи установили: пчелы возникли на Земле задолго до появления человека — около 60—80 миллионов лет назад. Вкус меда был известен еще первобытному человеку. Древний рисунок с изображением роя нашли на скале Аранской пещеры в испанской Валенсии, а в Бирме — доисторическое насекомое, застывшее в капле янтаря, возраст которого 100 миллионов лет. Да и краска первобытного художника, как выяснилось, была приготовлена на основе меда. Вот только переход от охоты за медом диких пчел к их одомашниванию занял тысячелетия.

chasovitina@sb.by

Фото Андрея Сазонова и из открытых интернет-источников.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter