С июля госзакупки в Беларуси будут проводиться по новым правилам

С июля госзакупки в Беларуси будут проводиться по новым правилам. Об этом сегодня во время пресс-конференции в Национальном пресс-центре рассказал замминистра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун.


По его словам, основных целей у обновленного Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», который вступает в силу с июля, несколько. В частности, это повышение гласности и прозрачности всей системы закупок, развитие добросовестной конкуренции, сокращение количества недобросовестных поставщиков, повышение расходования бюджетных средств, оптимизация и упрощение процесса закупок, сокращение времени проведения.

– Обсуждения документа в Парламенте шли тяжело. Но необходимость их очевидна: госзакупки занимают около 6 процентов в ВВП страны. От эффективности управления ими зависит влияние на экономический рост. К тому же, были определенные проблемы в сфере, силовые органы не раз обращали на это свое внимание, – добавил Картун. – Многих очень пугают изменения. Поэтому хочу обратить внимание на то, что осталось.

Так, виды процедур госзакупок, правила их выбора, порядок проведения, участники процесса остались, по сути, теми же.

Основных изменений довольно много. Среди них, в частности, запрет менять условия договора на стадии его заключения. То есть предмет закупки, требования к нему, количество, порядок оплаты, срок исполнения, цена и ответственность сторон величины постоянные. Допустимо уменьшение или увеличение объема поставки не более чем на 10 процентов, а также увеличение сроков по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных и технологических решений, что невозможно было предусмотреть заранее. Цена может вырастать пропорционально объему, в связи с изменением законодательства и в случае изменения регулируемых тарифов. Уменьшаться  пропорционально сокращенному количеству поставки.

Предмет договора можно менять в нескольких случаях, когда нет объективной возможности исполнить договор. Например, товар больше не производится, и поставщик, не являющийся производителем, не мог этого предусмотреть и не может ничего сделать в такой ситуации. В любом случае невозможность исполнения договора нужно обосновать и подтвердить документально. Замена исполнения допускается только с согласия заказчика.

Кроме того, заработает государственная информационно-аналитическая система управления госзакупками (ГИАС), совмещенная с действующими торговыми площадками. Она будет аккумулировать все сведения о закупках и анализировать их. С 2020 года заказчики будут добавлять в систему годовой план. ГИАС будет связываться с казначейством и резервировать под закупки средства. Не будет это сделано  закупку объявить не получится. Все договоры будут заключаться в электронном виде и размещаться в ГИАС. Просмотреть их смогут все участники и контролеры.

Практически вдвое сокращены сроки для подготовки и подачи предложений. А срок приостановления процедуры госзакупки в случае ее обжалования составит до 10 рабочих дней.

Определен и перечень требований к участникам закупок.

 Станет невозможным установление требований к опыту, технической оснащенности, финансовому состоянию и так далее, если такие требования не предусмотрены нормативными актами. Это позволит участвовать в госзакупках более широкому кругу поставщиков, в том числе представителям малого и среднего бизнеса,  считает Андрей Картун.

Он добавил, что есть определенные сферы, которые нуждаются в детализации требований. Пока Совмин уточнил их для услуг столовых и буфетов учреждений образования. Опыт работы здесь должен быть не меньше трех лет.

 В дальнейшем какие-то сферы будут подвергаться похожим изменениям. При необходимости любой госорган может выйти с таким требованием пояснил замминистра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter