С инфляцией растет «элитный» спрос

Белорусы  все  чаще  отдают  предпочтение  макаронам,  но  заправляют  их  дорогим  оливковым  маслом

Цены  на  продукты  повышаются,  и  белорусы  все  чаще  отдают  предпочтение  макаронам,  но  заправляют  их  дорогим  оливковым  маслом 

Привыкание к новым ценам не для всех   потребителей проходит незаметно. Работники магазинов утверждают, что в первые дни некоторые посетители с опаской подходят к прилавкам с «пострадавшими» от очередного подорожания продуктами. 

Отмечается даже некоторое падение объемов реализации, но, к радости торговцев, ненадолго. Начальник Управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Любовь Язепчик причин для беспокойства не видит: «Спрос на продовольственные товары в республике постоянно растет, не идет речи о снижении потребления». Действительно, согласно данным Минстата, в январе—мае этого года белорусы купили мяса и мясных продуктов (в пересчете на мясо) на 6,5 % больше, чем за такой же период прошлого года. По молоку и молочным продуктам, а также сыру динамика тоже положительная — 4 % и 4,2 % соответственно. В то же время совершенно иные темпы прироста демонстрируют макаронные изделия — на 22,7 %, кондитерские — на 34,1 %, крупы и бобовые — на 14,9 %.

А вот самый быстро прибавляющий в цене продукт — растительное масло — оказался  в аутсайдерах: его потребление снизилось почти на 3 %. Интересно, что в январе—мае прошлого года статистические данные демонстрировали совсем иную картину. Тогда несколько упали продажи животного масла, сахара, макаронных изделий, сохранили свои позиции крупа и яйца, а наибольшего внимания удостоилось растительное масло, реализация которого выросла почти на 19 %. Мясные и молочные продукты, сыры держали планку прироста на уровне 9—10 %. Пожалуй, вполне логично предположить, что в этом году продуктовая корзинка среднего белоруса несколько изменилась: мясо и молоко слегка «подвинулись», уступив место крупам и макаронам. 

Несколько сложнее отследить, как меняются потребительские предпочтения в каждой из групп. Российские исследователи, например, выяснили, что население РФ постепенно переключается на более дешевые бренды — эта тенденция коснулась прежде всего мясомолочной продукции, растительного масла, майонеза, кондитерских изделий. В Беларуси вопросами изменения структуры потребительского спроса пока мало кто всерьез озадачивается. Специалисты объясняют это тем, что цены на продовольственные товары в нашей стране растут не так быстро, как на рынке восточного соседа. Однако темпы удорожания некоторых продуктов и в Беларуси производят неизгладимое впечатление. Так, по данным Минстата, растительное масло с июня прошлого года по май 2008-го укрепилось в цене на 95,8 %, молочные продукты — на 30,1 %, сливочное масло — на 33 %, мясо и птица — на 16,9 %, макаронные изделия — на 28,3 %. В целом продукты питания за этот период подорожали на 20,7 %, и нет основания полагать, что рост цен замедлится. А это значит, что если динамика увеличения реальных денежных доходов населения не впишется в кривую роста потребительских цен, то многие белорусы освежат в памяти тот недалекий опыт, когда на питании приходилось очень серьезно экономить. Видимо, и производителям придется несколько подкорректировать свои стратегии… 

«Сегодня мы не можем говорить, что в связи с ростом цен изменилась структура спроса на нашу продукцию, — говорит заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «Савушкин продукт» Елена Бабкина. — Напротив, вкусы меняются, и мы стараемся постоянно предлагать потребителям что-то новое». Уверены в своем покупателе и на мясоперерабатывающих комбинатах. «Отдельные виды нашей продукции, даже если на них значительно поднять цены, все равно были бы востребованы на белорусском рынке», — считает генеральный директор ОАО «Борисовский мясокомбинат» Геннадий Скитов. Впрочем, иногда в таких ситуациях хочется предложить производителям почаще интересоваться мнением людей, стоящих возле прилавков с мясными изделиями… 

Кстати, в торговых организациях уже заметили некоторую смену покупательских настроений, прежде всего в отношении к молочным продуктам. Например, специалисты гипермаркета BIGZZ сообщили, что в группе пастеризованной продукции (с небольшими сроками хранения) выросли продажи молока и кефира с меньшей жирностью — они дешевле. В то же время часть потребителей переключилась на стерилизованное молоко в пакетах типа тетрапак, поскольку его ценовой отрыв от пастеризованного заметно сократился. В этом, пожалуй, особенность смены потребительских предпочтений в Беларуси — цены на дорогие продукты растут медленнее, и их стали больше покупать. «Когда-то оливковое масло было в корзине покупателей с достатком выше среднего, — рассказывает Олеся Овсяник, руководитель продовольственной группы коммерческой службы ИП «Баниар» (гипермаркет BIGZZ). — Теперь цены на этот продукт не так сильно отличаются от традиционного для нашей страны подсолнечного масла, и его покупают чаще». Слова специалиста косвенно подтверждают и данные статистики. Несмотря на небольшое снижение продаж на внутреннем рынке, поставки растительного масла из стран СНГ (в натуральном выражении) в январе—апреле упали более чем на 30 % к уровню такого же периода прошлого года, а из стран вне СНГ — выросли почти в 1,5 раза. Очевидно, что снижение зафиксировали прежде всего Россия и Украина — основные импортеры на белорусский рынок продукта из подсолнечника, а радовались растущему спросу Испания, Италия и другие производители оливкового масла. 

Специалисты выделяют несколько стратегий реагирования потребителей на повышение цен. Одна из них — отказаться от некоторых продуктов, но в случае с товарами первой необходимости сделать это очень сложно. Некоторые покупатели просто переключаются на более дешевые места покупок — рынки или магазины эконом-класса. И лишь небольшая часть населения не меняет стиль потребления, рассчитывая увеличивать свой доход. Не исключено, что в ближайшие месяцы изменения в продуктовой корзине белорусов станут еще более заметными. Неизвестно, какую тактику предпримут в этой ситуации производители, но главное для них — не снижать качество продукции, предупреждают эксперты. 

-----------------------------------------

Затянули  пояса 

Продукты в России в этом году, по данным Росстата, дорожали быстрее других товаров или услуг. Так, в январе—мае цены на потребительском рынке выросли на 7,7 % по сравнению с декабрем 2007 года, а продовольствие подорожало на 10,2 %.

Расходы россиян на товары повседневного спроса с апреля 2007 года по апрель 2008-го из-за подорожания продуктов выросли на 25 %, а в Москве — на 40 %, говорится в исследовании компании «Ромир». Специалисты пояснили, что зарплаты москвичей компенсируют рост цен, а вот у жителей небольших городов стиль потребления заметно изменился. Например, в целом по стране продажи питьевого йогурта снизились на 7 % в пользу более дешевого кефира. Растворимого кофе сегмента премиум в I квартале 2008 года купили меньше на 38 %. Темпы роста продаж у крупных мясоперерабатывающих комбинатов уже в конце 2007 года заметно сократились: колбасу и копчености россияне все чаще заменяют недорогим куриным мясом, которого сейчас продается, по некоторым оценкам, на 15—20 % больше, чем год назад. Некоторые продукты стали попросту реже покупать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter