Городское училище в Дриссе (Верхнедвинск). Начало ХХ века.
Стремились к тому многие простые люди — в первую очередь, конечно, ради будущей лучшей доли и материального благополучия своих детей, но также и оттого, что понимали и ценили значение культуры и образования в жизни.
Сюжет 1: «Картина маслом»
«Внешним признаком культурного роста является развитие школьного дела», — так писали в 1905 году М.Довнар-Запольский и Д.Шендрик, авторы обзора, посвященного теме народного образования на территории Беларуси, в сборнике материалов «Верхнее Поднепровье и Белоруссия». И тут же с сожалением констатировали: «Несмотря на увеличение числа школ в последнее время, наша область (проведенное сравнительное исследование касалось тогдашних губерний: Минской, Могилевской, включавшей и часть нынешней Гомельской области вместе с самим Гомелем, Витебской) все-таки не богата учебными заведениями: высших учебных заведений совершенно нет, средние существуют лишь в более крупных городах, и только низшее образование, хотя и нельзя его назвать блестящим, дает возможность ознакомиться с образовательными средствами края».Городское училище в Борисове. Начало ХХ века.
При этом авторы делали оговорку, что соответствующая статистика начального народного образования находится «далеко не в удовлетворительном положении: правильной и однообразной классификации нет...».
К 1 января 1900 года на означенной территории числилось школьных учебных заведений 6740 с 211.133 учащимися.
Одно такое учебное заведение в среднем приходилось:
в Витебской губернии — на 32,11 кв. версты и 1250 человек, всего — 1239 учебных заведений;
в Минской — на 28,50 кв. версты и 813 жителей, всего — 2812 учебных заведений;
в Могилевской — на 16,67 кв. версты и 667 жителей, всего — 2689 учебных заведений.
Женская гимназия в Слуцке. Начало ХХ века.
Как указывали авторы статьи, в наших краях существовало тогда главным образом «два рода школ начального народного образования»: одни находились в ведении дирекций народных училищ и училищных советов, другие — в ведении епархиального училищного совета; первые делились на высшие начальные училища — городские и уездные — и на начальные народные училища (называемые в городах приходскими); вторые — церковно-приходские школы и школы грамоты. К 1861 году начальных народных училищ на территории Витебской губернии было 7; Минской — 30; Могилевской — 19. Но к 20 марта 1880 года их количество возросло, соответственно: 168; 353; 184. Вместе с тем авторы также отмечали: «Дело церковно-школьного образования развивается достаточно сильно, хотя все-таки далеко еще не удовлетворяет требований населения». Такова «картина маслом».
Высшее начальное четырехклассное училище в Яновичах. Начало ХХ века.
В начале ХХ века к средним учебным заведениям системы министерства народного просвещения относились мужские и женские гимназии и прогимназии, а также реальные и технические училища.
Сюжет 2: «Гендерный»
Положение женского образования в конце XIX — начале XX века «обстоит еще хуже», констатировали М.Довнар-Запольский и Д.Шендрик. Самый меньший процент девочек ко всему числу учащихся — в Могилевской губернии, где он составляет 13,72, то есть уровень грамотности девочек в этой губернии почти в 8 раз ниже, чем мальчиков; наивысший процент девочек ко всему числу учащихся давала Витебская губерния — 23,28 процента. В последующие годы гендерная ситуация в образовании, конечно, менялась к лучшему, однако весьма неторопливыми темпами.Преображенское женское училище в Гомеле. Начало ХХ века.
Сюжет 3: «Солдатский кейс»
«...Скажем еще несколько слов относительно грамотности новобранцев, так как таковая является также в известной степени мерилом образования», — пишут авторы обзора.Высшее начальное училище в Несвиже. Начало ХХ века.
В 1899 году неграмотных новобранцев ко всему числу принятых в армейские ряды в Витебской губернии было 57,44 процента; в Минской — 59,21 процента; в Могилевской — 54,81 процента. На первый взгляд, все весьма печально. Но если взглянуть на соответствующие цифры за 1874 — 1887 годы, а это, соответственно, 82,81 процента, 81,03 процента и 85,87 процента, картина сразу меняется и уже не выглядит столь удручающей, так как прогресс налицо.
Категория «грамотные» в статистической сводке делилась на две графы: лица «со свидетельствами учебных заведений» и «умеющие читать и писать или только читать».
Двухклассная церковно-приходская школа в Кричеве. Начало ХХ века.
Здесь цифры выглядели следующим образом.
В 1899 году новобранцев «со свидетельствами учебных заведений», то есть пользующихся сокращением срока военной службы:
в Витебской губернии было 9,58 процента; в Минской — 6,87 процента; в Могилевской — 9,02 процента.
«Умеющих читать и писать или только читать»:
в 1899-м в Витебской губернии — 32,98 процента; в Минской — 33,92 процента; в Могилевской — 36,16 процента. И снова можно сравнить с соответствующими данными за 1874 — 1887 годы: 17,19; 18,97; 14,13.
* * *
Пожалуй, наши прадеды и прапрадеды не стали бы возражать, чтобы в детстве поменять хлыстик пастушка на книжку ученика, но жизнь им отвечала на это своим категоричным «нет». И все-таки остановить тягу людей к образованию и культуре невозможно, что подтверждают не только приведенные цифровые выкладки прошлого, но и нормы дня нынешнего.
Средних учебных заведений к 1 января 1900 года:
Витебская губерния — 5 учебных заведений с 1911 учащимися;
Минская губерния — 8 учебных заведений с 2389 учащимися;
Могилевская губерния — 6 учебных заведений с 1940 учащимися.
Число библиотек, типографий и книжных магазинов к 1 января 1900 года:
Витебская губерния
Библиотеки:
самостоятельные — 7;
при магазинах — 19;
книжные магазины и лавки — 34;
типографии и литографии — 21.
Минская губерния
Библиотеки:
самостоятельные — нет данных;
при магазинах — нет данных;
книжные магазины и лавки — 30;
типографии и литографии — 18.
Могилевская губерния
Библиотеки:
самостоятельные — 23;
при магазинах — 11;
книжные магазины и лавки — 27;
типографии и литографии — 16.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.