В поисках утраченного. Народное образование в Беларуси на рубеже XIX - XX веков в цифрах и фотографиях

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь

Утро. Девчонки и мальчишки идут в школу. Обыденный факт. Сейчас. Но столетие назад для белорусского крестьянина или ремесленного рабочего считалось за счастье и настоящее достижение отправить сына или дочь в школу. 

Городское училище в Дриссе (Верхнедвинск). Начало ХХ века.

Стремились к тому многие простые люди — в первую очередь, конечно, ради будущей лучшей доли и материального благополучия своих детей, но также и оттого, что понимали и ценили значение культуры и образования в жизни. 

Сюжет 1: «Картина маслом»

«Внешним признаком культурного роста является развитие школьного дела», — так писали в 1905 году М.Довнар-Запольский и Д.Шендрик, авторы обзора, посвященного теме народного образования на территории Беларуси, в сборнике материалов «Верхнее Поднепровье и Белоруссия». И тут же с сожалением констатировали: «Несмотря на увеличение числа школ в последнее время, наша область (проведенное сравнительное исследование касалось тогдашних губерний: Минской, Могилевской, включавшей и часть нынешней Гомельской области вместе с самим Гомелем, Витебской) все-таки не богата учебными заведениями: высших учебных заведений совершенно нет, средние существуют лишь в более крупных городах, и только низшее образование, хотя и нельзя его назвать блестящим, дает возможность ознакомиться с образовательными средствами края». 

Городское училище в Борисове. Начало ХХ века.

При этом авторы делали оговорку, что соответствующая статистика начального народного образования находится «далеко не в удовлетворительном положении: правильной и однообразной классификации нет...».

К 1 января 1900 года на означенной территории числилось школьных учебных заведений 6740 с 211.133 учащимися.

Одно такое учебное заведение в среднем приходилось: 

в Витебской губернии — на 32,11 кв. версты и 1250 человек, всего — 1239 учебных заведений;

в Минской — на 28,50 кв. версты и 813 жителей, всего — 2812 учебных заведений;

в Могилевской — на 16,67 кв. версты и 667 жителей, всего — 2689 учебных заведений.

Женская гимназия в Слуцке. Начало ХХ века.

Как указывали авторы статьи, в наших краях существовало тогда главным образом «два рода школ начального народного образования»: одни находились в ведении дирекций народных училищ и училищных советов, другие — в ведении епархиального училищного совета; первые делились на высшие начальные училища — городские и уездные — и на начальные народные училища (называемые в городах приходскими); вторые — церковно-приходские школы и школы грамоты. К 1861 году начальных народных училищ на территории Витебской губернии было 7; Минской — 30; Могилевской — 19. Но к 20 марта 1880 года их количество возросло, соответственно: 168; 353; 184. Вместе с тем авторы также отмечали: «Дело церковно-школьного образования развивается достаточно сильно, хотя все-таки далеко еще не удовлетворяет требований населения». Такова «картина маслом».

Высшее начальное четырехклассное училище в Яновичах. Начало ХХ века.

В начале ХХ века к средним учебным заведениям системы министерства народного просвещения относились мужские и женские гимназии и прогимназии, а также реальные и технические училища.

Сюжет 2: «Гендерный»

Положение женского образования в конце XIX — начале XX века «обстоит еще хуже», констатировали М.Довнар-Запольский и Д.Шендрик. Самый меньший процент девочек ко всему числу учащихся — в Могилевской губернии, где он составляет 13,72, то есть уровень грамотности девочек в этой губернии почти в 8 раз ниже, чем мальчиков; наивысший процент девочек ко всему числу учащихся давала Витебская губерния — 23,28 процента. В последующие годы гендерная ситуация в образовании, конечно, менялась к лучшему, однако весьма неторопливыми темпами.  

Преображенское женское училище в Гомеле. Начало ХХ века.

Сюжет 3: «Солдатский кейс»

«...Скажем еще несколько слов относительно грамотности новобранцев, так как таковая является также в известной степени мерилом образования», — пишут авторы обзора.

Высшее начальное училище в Несвиже. Начало ХХ века.

В 1899 году неграмотных новобранцев ко всему числу принятых в армейские ряды в Витебской губернии было 57,44 процента; в Минской — 59,21 процента; в Могилевской — 54,81 процента. На первый взгляд, все весьма печально. Но если взглянуть на соответствующие цифры за 1874 — 1887 годы, а это, соответственно, 82,81 процента, 81,03 процента и 85,87 процента, картина сразу меняется и уже не выглядит столь удручающей, так как прогресс налицо. 

Категория «грамотные» в статистической сводке делилась на две графы: лица «со свидетельствами учебных заведений» и «умеющие читать и писать или только читать». 

Двухклассная церковно-приходская школа в Кричеве. Начало ХХ века.

Здесь цифры выглядели следующим образом.

В 1899 году новобранцев «со свидетельствами учебных заведений», то есть пользующихся сокращением срока военной службы: 

в Витебской губернии было 9,58 процента; в Минской — 6,87 процента; в Могилевской — 9,02 процента.

«Умеющих читать и писать или только читать»: 

в 1899-м в Витебской губернии — 32,98 процента; в Минской — 33,92 процента; в Могилевской — 36,16 процента. И снова можно сравнить с соответствующими данными за 1874 — 1887 годы: 17,19; 18,97; 14,13.

* * * 

Пожалуй, наши прадеды и прапрадеды не стали бы возражать, чтобы в детстве поменять хлыстик пастушка на книжку ученика, но жизнь им отвечала на это своим категоричным «нет». И все-таки остановить тягу людей к образованию и культуре невозможно, что подтверждают не только приведенные цифровые выкладки прошлого, но и нормы дня нынешнего.

Средних учебных заведений к 1 января 1900 года:

Витебская губерния — 5 учебных заведений с 1911 учащимися;

Минская губерния — 8 учебных заведений с 2389 учащимися;

Могилевская губерния — 6 учебных заведений с 1940 учащимися.

Число библиотек, типографий и книжных магазинов к 1 января 1900 года:

Витебская губерния

Библиотеки: 

самостоятельные — 7;

при магазинах — 19;

книжные магазины и лавки — 34;

типографии и литографии — 21.

Минская губерния

Библиотеки: 

самостоятельные — нет данных;

при магазинах — нет данных;

книжные магазины и лавки — 30;

типографии и литографии — 18.

Могилевская губерния 

Библиотеки: 

самостоятельные — 23;

при магазинах — 11;

книжные магазины и лавки — 27;

типографии и литографии — 16.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter