У предприятий появилось больше возможностей продавать товар ниже себестоимости

С глаз долой, со склада вон

НЕДАВНО смотрю по телевидению сюжет: заканчивалась заготовка березового сока нынешнего года, а на складах консервного завода пылилась половина произведенного еще минувшей весной. Руководство предприятия беспомощно разводило руками, утверждая, что не может сбыть залежалый товар. Теперь у всех производителей в аналогичных ситуациях появится большая свобода действий. Значительно расширены возможности продажи ниже себестоимости.

Долгие годы государственные предприятия боялись реализовывать товары таким способом: любой проверяющий орган тут же информировал прокуратуру о полученных от продажи по заниженным ценам убытках. Сразу же заводились уголовные дела. Поэтому любой руководитель четко знал: за то, что лежит на складе без движения, его в худшем случае с работы снимут, но в тюрьму уж точно не посадят. Все это, понятно, не способствовало распродажам неликвида.

Два года назад постановление Правительства разрешило в исключительных случаях реализовывать такую продукцию ниже себестоимости. Однако сделать это можно было только с согласия вышестоящей организации, оттуда требовали огромного количества бумаг с обоснованием таких подходов. Следовало объяснить целесообразность подобного шага, показать рентабельность всех продаж, разработать новые подходы к снижению затрат и многое другое. В областном объединении, концерне или министерстве могли не согласиться с представленной информацией, отказать в разрешении, потребовать других подходов к укреплению финансовой стабильности. Словом, нередко процесс застревал в бюрократической переписке. И, если честно, мало кто решался взять на себя ответственность, опасаясь негативной трактовки. 

На днях опубликовано новое постановление Правительства, которое, надеюсь, развяжет руки хозяйственникам в подобных ситуациях. В нем четко прописана схема работы. В частности, продавать товар ниже себестоимости по согласованию с вышестоящей организацией разрешается в случае, если у предприятия есть нарастающие с начала года убытки от реализации и чистые убытки. Но значительно большим шагом вперед стала возможность для руководителей без оглядки на Уголовный кодекс самостоятельно принимать такие решения в случае убытка от реализации и чистого убытка в январе-феврале, а также прибыли за прошлый год. Можно продавать ниже себестоимости продукцию, находящуюся на складе больше года или выводимую из ассортимента. Больше свободы и со скоропортящимся товаром. Оперативно принимать решения о том, как его реализовывать, можно в случае, когда срок годности менее 15 дней или оставшийся не превышает одну четверть от установленного. При этом сохраняются ограничения для мясо-молочной продукции: она в любом случае не может продаваться ниже контролируемого Правительством уровня.

Однако не стоит думать, что такие подходы к разгрузке складов снимут все вопросы. Продажа ниже себестоимости всего лишь вынужденная мера, применение которой возможно лишь к небольшому сегменту продукции. Ведь это работа в убыток. И стремиться его перекрыть надо более ходовой продукцией. А если ее нет или совсем мало?

Вернемся к телесюжету. Почему березовый сок год пылился на складах консервного завода не находя сбыта? Да потому, что разлит был в трехлитровые банки. Как и полвека назад. Такой товар ни малый бизнес, ни крупные торговые сети брать не хотят. И мы, покупатели, не станем. В ходу уже давно бумажные литровые пакеты, а молодые мамы приобретают малышам 200-граммовые, да еще и с трубочкой. Если консервные заводы по-прежнему будут делать ставку на давно устаревшие технологии, продажа ниже себестоимости их не спасет.

И еще. Давно доказано, что продавать в убыток нет нужды тем предприятиям, у которых хорошо развиты маркетинговые службы. Они прорабатывают возможность сбыта еще до того, как товар сойдет с конвейера. 

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter