С газом не шути, сгореть можно! С газом обращайся очень осторожно!

Треть газового оборудования в жилых домах давно отработала нормативные сроки
Треть газового оборудования в жилых домах давно отработала нормативные сроки

Заголовок этой статьи написан по мотивам известной «агитки» В.Маяковского. Поэт писал об опасности пожаров. Прошли десятилетия, а проблема стала острей. Сводки напоминают поле боя. В России январь был «жарким». Во время новогодних каникул в Железноводске на Ставрополье взрывом разрушен подъезд пятиэтажного дома. 6 человек погибли, 8 ранено. В Бишкеке (столица Кыргызстана) тяжелые ожоги получили 4 взрослых и двое детей. Взрыв в Казани: практически стерто с лица земли трехэтажное здание, 8 его жильцов найдены мертвыми под завалами, 5 госпитализированы. Этот «черный список» можно продолжать (9 аварий за 30 дней). Разными будут только географические названия, степень повреждения недвижимости и количество жертв. Причина одна: утечка и взрыв бытового газа, который унес больше десятка жизней. Не многовато ли? Сейчас ответ на этот вопрос ищут специалисты Ростехнадзора. Предварительные результаты расследования: в большинстве случаев виноваты сами пострадавшие. Кто–то обогревал квартиру с помощью газовой плиты, кто–то неплотно перекрыл газовый вентиль, но подводило и оборудование, которое должны регулярно обследовать и проверять коммунальные службы.

А как обстоят дела в газовом хозяйстве у нас? И намерено ли государственное производственное объединение «Белтопгаз», так сказать, вооружившись отрицательным зарубежным опытом, предпринять какие–то упреждающие действия? «Уже предприняли, — заверил начальник управления систем газоснабжения объединения Владимир Русь. — В стране действуют необходимая нормативная база и система технического обслуживания газопроводов и внутриквартирного оборудования. Два года назад мы обследовали все установленные в жилых домах газовые приборы. На каждую квартиру есть техпаспорт. Если плите исполнилось более 20 лет, она подлежит замене, а до того рай–, горгазы берут такую аппаратуру на особый учет».

Но вот беда. Почти полтора миллиона газовых плит, водонагревательных колонок и отопительных котлов «тянут» второй и третий сверхнормативный срок. По–хорошему, их надо менять немедля. Только как преодолеть сопротивление, например, пожилого человека, который холил и лелеял «кухонную помощницу» десятки лет, но самое главное — очень хорошо помнит времена, когда газовые плиты государство меняло бесплатно и каждые пять лет газовики проверяли их надежность? Так было в СССР. Теперь в год за счет жильцов меняют до 100 тысяч колонок и плит. Но еще 106 — 108 тысяч успевают разменять второй десяток лет. Очень нехорошее, скажу вам, «наследство». Бытует мнение (кстати, не только среди обывателей), что газовая плита может служить и 30, и 40 лет. Но, видимо, производитель оборудования, имеющего потенциальную опасность, не случайно рекомендовал его менять каждые 10 — 15 лет?

Так что хотите жить — вовремя приглашайте специалиста для профосмотра, ремонта и замены аппаратуры (кстати, в Минске услуга стоит 6 — 8 тысяч рублей), почувствовали запах газа — звоните в аварийную службу. Вызов не стоит ничего. В прошлом году только в Минске аварийка выезжала к жильцам 120 раз! К счастью, «дырявые» двери и окна не дают газу скопиться в кухне в опасной 5–процентной концентрации. Запах частенько замечают соседи и звонят в «аварийку». По словам главного инженера службы эксплуатации внутридомового газового оборудования УП «Мингаз» Сергея Терещенко, лишь в 1 — 2 случаях загазованность была вызвана неисправностью приборов. 99 процентов — это результат беспечности жильца.

Ради интереса изучила собственный договор с Мингоргазом и убедилась: моя безопасность действительно только в моих руках. Газовики обещают бесперебойно поставлять газ и проводить техобслуживание (в Минске это — раз в 10 лет, в регионах — в 5). Пользователю же запрещено включать технически неисправные приборы, самовольно их переустанавливать, а также надлежит соблюдать периодичность проведения обследования вентканалов (это если в доме газовый котел или водонагревательная колонка). Иными словами, если бы я жила в частном доме, то мне нужно было бы приглашать трубочиста раз в квартал, если дымоход кирпичный, и раз в год, если асбестоцементный или из жаростойкого бетона. К слову, тест на знание этих правил «провалили» все мои знакомые, живущие в деревне в частных домах. Честно признались: в дымоход не заглядывали много лет. В многоэтажных домах, где есть газовые водонагревательные колонки, такая обязанность возложена на ЖЭС. Как выполняют? Да в общем–то неважно. Сроки нарушают, составляют сомнительные протоколы. Частенько в дымоходах постфактум обнаруживается строительный мусор.

Так что и у нас есть повод задуматься, почему от газа (природного либо угарного) гибнут люди. Теоретически права и обязанности поставщика «голубого топлива» и его потребителя четко расписаны, но нет независимой службы, которая контролировала бы их неукоснительное исполнение. Хотя бы потому, что каждый случай халатности и надежды на авось оборачивается большими неприятностями. «У нас есть службы пожарного, энергетического надзора, но, увы, нет государственной службы надзора за использованием газа в быту», — констатирует Владимир Русь. И, по большому счету, то, что хозяин дома или обслуживающая организация много лет не чистили дымоход, не проводили профилактический ремонт газового оборудования, частенько становится ясно тогда, когда где–то разнесло в щепки летнюю кухню или человек поутру не проснулся.

Кстати

В 2007 году в стране произошло 17 бытовых происшествий, связанных с использованием газа. 8 пожаров, 1 взрыв в летней кухне частного дома, 8 отравлений. И 38 жертв, из них 8 со смертельным исходом. Практически все погибшие отравились, как записано в протоколах, продуктами сгорания природного газа, то есть угарным газом — без цвета и запаха. В концентрации с воздухом (достаточно 1 процента) он смертельно опасен для человека.

Досье «СБ»

Январь 2007 года. Брест. Жилой дом по улице Куйбышева с проточными газовыми колонками. 3 человека погибли из–за того, что конструкцией водонагревательной аппаратуры не было предусмотрено автоматическое отключение, не было тяги, а вентканал оказался забит пробкой из минваты. Причина: местное ЖРЭО не провело плановую проверку дымохода.

Сентябрь 2007–го. Калинковичи. 4 человека отравились угарным газом, двое смертельно. Снова — автоматики у колонки нет, дымоход забит.

В 2006 году хозяин частного дома в деревне Дубно Мостовского района не только не прочистил дымоход накануне отопительного сезона, но, наоборот, в морозные дни заложил его ветошью. Результат — погибли два человека.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter