Международные эксперты: белорусская модель экономики — позитивный пример для изучения

С этого места — подробнее

Приватизация всегда была краеугольным камнем в диалоге бизнеса и власти. Некоторые эксперты советовали быстренько продать чуть ли не все активы, а вырученные деньги пустить в том числе на пособия по безработице. Доводы их оппонентов весомы: госкомпании выполняют серьезные и многочисленные стратегические и социальные функции. Спор-то по своей сути почти бесконечен. Но вопрос приватизации и развития частного сектора всегда ставился во главу угла международными организациями. В какой-то степени по доли госсектора определялся и темп реформ. Приводили в пример разные страны, в которых быстренько «раскидали» госактивы. Некоторым даже удалось добиться вполне приличной динамики роста средних показателей. Но от проблем в экономике не избавились. Просто они были замаскированы и стали всплывать в 2000-х. В том числе и в развитых странах. Проблемы реформ и разгосударствления собственности активно обсуждались и на полях, и в кулуарах «Кастрычнiцкага эканамiчнага форуму». Мнения экспертов уже не были столь однозначны. А у немалого количества иностранных гостей был неподдельный интерес к белорусскому опыту. 

iqinternational.com.tr

Быстрое качественным не бывает

Всемирный банк, МВФ, другие международные организации во главу угла эффективной экономики всегда ставили наличие развитого частного сектора. Особенно малого и среднего бизнеса. Тех компаний, которыми их учредители-создатели-владельцы управляют лично. И вкладывают весь свой интеллект, изобретательность и усилия для процветания своего детища. С крупными корпорациями дело обстоит несколько сложнее. Монстры мирового бизнеса — компании публичные. Их владельцами являются тысячи акционеров. Тоже народное достояние, которым управляют наемные менеджеры. И с управлением такими активами проблем накопилось не меньше, чем даже с нашими госпредприятиями. Историй хронической убыточности не перечесть. Кстати, нередко и государство приходит на помощь: обанкротить крупное предприятие — приличный социально-экономический удар. Независимо от его формы собственности. 

Впрочем, постсоциалистические страны на ранних подступах к рынку преследовала несколько другая проблема: отсутствие частного сектора в принципе. До конца 1980-х — начала 1990-х его толком-то не было ни в России, ни в Беларуси, ни в государствах Восточной Европы. Собственно говоря, пути зарождения малого, а тем более среднего бизнеса было только два. Либо его выращивать с младенчества, долго и упорно, параллельно формируя правовую базу и правила игры, которые устроили бы всех: предпринимателей, родину, общество. Либо совершить подъем-переворот: резкий и быстрый способ смены собственника у ключевых активов через приватизацию. Долго, очень долго вторая дорожка считалась более выигрышной. Тем более макроэкономические показатели ряда государств демонстрировали чудеса динамики. Но она оказалась слишком сомнительной в долгосрочной перспективе. И уже в «десятых» годах шустрые реформы и модели разгосударствления выглядят достаточно сомнительной стратегией. 

Сергей ГУРИЕВ.
«В плавности реформ много преимуществ», — выдвинул важный тезис в своем выступлении главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сергей Гуриев. Через все его выступление сквозила основная мысль: скоростные реформы чреваты социальными конфликтами, если они окажутся несправедливыми. К тому же неравенство, особенно неравенство возможностей, лишает экономику жизненных сил и рано или поздно будет ее подавлять. А память народная крепка, и люди уже не проголосуют за новые реформы. Да политики никогда и не предложат своим избирателям такую концепцию. 

Эпоха популизма

Нынче экономика ходит в обнимку с социологией. Сергей Гуриев четко и конкретно показал проблемы последних десятилетий на графиках изменений доходов бедных, богатых и цементирующего общество среднего класса. Блага роста мировой экономики с 1990-х годов в основном почувствовали лишь люди побогаче. Многие увидели только рост расслоения. Особенно яркий в государствах-реформаторах. Например, в России за последние 30 лет только 40 процентов населения почувствовали сокращение разрыва по доходам с богатыми государствами, половина людей вообще не увидела разницы, а у 10 процентов разница в благосостоянии только увеличилась. Реформы в государствах СНГ и Восточной Европы протекали по разным сценариям. Но результат с теми или иными местными особенностями повторяет российский. С вытекающими отрицательными последствиями. «Чтобы не произошло отката в рыночных реформах, они должны быть инклюзивными и легитимными», — утверждает эксперт. Если от них не получит удовольствия благосостояния все общество, то пропадет доверие и будет уничтожена сама возможность будущих изменений. 

Сколько бы ни критиковали некогда Беларусь за медлительность, но долговременный результат у нас-то оказался более позитивным. В том числе и на перспективу. «В Беларуси с середины 1990-х доходы у всех людей росли более-менее одинаково, — объясняет Сергей Гуриев. — Благосостояние даже самых бедных за последние 30 лет увеличилось на 60 процентов». И хотя белорусы отличаются определенным консерватизмом, но за счет умеренного неравенства наше общество весьма прогрессивно по своим взглядам. Рыночные изменения в экономике, как утверждают результаты опросов Исследовательского центра ИПМ, поддерживают уже около 45 процентов белорусов, десять лет назад их было только 35,8 процента. И это на фоне снижения поддержки реформ в развитых странах, которые вроде бы считаются идеальными для бизнеса. 

expertcentronline.ru

Собственность без счастья 

Сама по себе приватизация, частная собственность, без четко продуманной концепции и многочисленных составляющих
Эрик ЛИВЕН.
может повлиять только на статистику. Эрик Ливен, основатель и руководитель Tbilinomics Policy Advisors из Грузии, привел пример своей страны. Делать бизнес в Грузии сегодня реально легко. В частные руки раздали немало собственности. В том числе и сельскохозяйственных земель. Но оказалось, что эффективно обрабатывать свои полосные наделы способны далеко не все крестьяне. Несомненно, небольшая часть населения в силу различных обстоятельств значительно выиграла от пламенных реформ. Но в целом «о людях забыли», признается Эрик Ливен. Хотя средние показатели и растут, но проблемы в экономике остались. Около половины ВВП приходится на весьма примитивное сельское хозяйство. Есть безработица, в городах многие перебиваются полулегальными заработками. Самое главное, что формируется неравенство возможностей. По различным причинам система образования уже не выполняет функцию социальных лифтов. А это значит, что неравенство материальное будет преследовать и следующие поколения. Об этой опасности предупреждает и Сергей Гуриев. Да, проигравшие от любых трансформаций в экономике будут всегда. Но при равных возможностях победа выигравших будет восприниматься обществом справедливой. И это очень важно. В том числе и для развития экономики. 

Геннадий КОРШУНОВ.
Несомненно, в отношении развития бизнес-климата в Беларуси существует много мнений. «А нужно ли нам куда-то вписываться?» — задал риторический вопрос директор Института социологии Национальной академии наук Геннадий Коршунов. — Нужны ли нам матрицы со стороны или стоит развиваться по своим направлениям?» Пока наша методика оказалась не такой уж и неконкурентоспособной. «Главное не инвестиции, а госуправление и человеческий капитал. Если они будут — инвестиции сами придут», — считает Сергей Гуриев. 

Драйвер в собственности или приватизации? 

На последнем заседании Совета по развитию предпринимательства представители бизнес-союзов подняли ряд вопросов по упрощению приобретения собственности ОАО с долей государства, арендуемой предпринимателями более трех лет. Как считают деловые объединения, есть проблемы и по доступности приобретения в собственность или получения в долговременную аренду земельных участков. Вывод: необходимо активизировать приватизацию. По крайней мере, в малых формах. 

Несомненно, определенные несовершенства в законодательстве присутствуют. Впрочем, нормативно-правовая база никогда не бывает идеальной: жизнь течет слишком быстро. Первый заместитель Премьер-министра, председатель Совета по развитию предпринимательства Александр Турчин обещал досконально во всем разобраться, изучить ситуацию и вместе с бизнесом найти компромиссные решения. 

Впрочем, вопрос о приватизации в разных формах и ипостасях поднимается предпринимательскими союзами неоднократно. И нередко проблема упирается не в принципиальную позицию государства не продавать, а в вопрос цены и обязательств. Цеха на периферии никого особенно не интересуют. Некоторые даже за одну базовую с трудом удается пристроить. А вот получить в собственность объекты в Минске и окрестностях желающих даже очень много. И хорошо бы на весьма привлекательных условиях. Рыночная цена очень часто покупателей не устраивает. В 2011 году Государственный комитет по имуществу даже специально рассылал письма с предложением арендаторам выкупить участки под зданиями компаний в собственность. Причем с дисконтом в 30 процентов от кадастровой стоимости и за минусом вложений арендаторами в улучшения этих участков, которые влияют на их рыночную цену. Желающих практически не нашлось. 

Что греха таить: немало бизнесменов ждут каких-то очень привлекательных условий и прямо или косвенно на них намекают, обосновывая свои утверждения, что собственность является чуть ли не главным драйвером роста предпринимательства. Совершенно верно. Но приобретенная по справедливой цене. Особенно когда речь заходит о высоколиквидной земле. Ресурс слишком ограничен. Значит, и распределяться должен по рыночным ценам. А если со льготами, то вполне обоснованными и справедливыми. 

И Сергей Гуриев убежден: справедливость государственной экономической политики не пустой звук. Она влияет и на развитие экономики, и на перспективы общества в целом и частного сектора в частности. Кстати, хотя в стране и не произошло повальной и шоковой приватизации, на частный сектор уже приходится значительная доля ВВП. Значит, в целом стратегия разгосударствления без спешки и перекосов приносит свои плоды. 

КОМПЕТЕНТНО

Павел Данейко, управляющий Института приватизации и менеджмента:

— Когда-то я был сторонником высоких тарифов по пособиям по безработице. Я был неправ. Короткое планирование для изменения ценностных ориентиров не подходит. В первой половине 1990-х проводили исследования. Количество сторонников рыночных реформ приближалось к нулю. Где-то в 2005 году в обществе произошел перелом. И тогда стали снимать барьеры с бизнеса. С середины «нулевых» шли реформы, которые позволили вырастить частный сектор, много среднего бизнеса. У нас получается структура, похожая на шведско-германскую. И общество приняло факт, что большинство предпринимателей обладают заслуженным богатством, заработали его ежедневным трудом. Сегодня пора признать, что руководители государственных предприятий тоже могут много зарабатывать, если хорошо управляют государственными компаниями. Для менеджмента важно выстроить правильную мотивацию. Но зачем продавать убыточные предприятия? Их продать нельзя. Только отдать. Говорить о приватизации не стоит, надо делать реструктуризацию проблемных активов.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter