С этого дня придет зима – будут полные закрома

НАШ народ всегда отводил ему особое место. В основе праздника — событие, описанное в Священном Писании.

Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии – великий двунадесятый праздник, который отмечает 4 декабря Православная Церковь

НАШ народ всегда отводил ему особое место. В основе праздника — событие, описанное в Священном Писании.

В Иерусалиме жила благочестивая престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна, которые не имели детей и очень страдали от этого, день и ночь молили Господа о даровании им ребенка.

Как гласят древние источники, когда к святой Анне явился ангел и возвестил, что она родит ребенка, женщина дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

Вымоленная Пресвятая Дева Мария до трех лет жила с родителями. С самого раннего возраста они объясняли ей, что она родилась  благодаря их усердным молитвам Богу и потому еще до рождения была ему посвящена. И место ее — в храме Божием, где она будет воспитываться по закону Господа.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм.

 Там их встретил первосвященник (по преданию это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней — по числу псалмов, которые исполнялись при входе в храм. Казалось, маленькой девочке трудно будет самой преодолеть этот путь. Но как только ее поставили на первую ступень, она быстро и легко, без посторонней помощи взошла наверх. По внушению свыше, что Мария — избранная Богом и ей предстоит стать Матерью Сына Божия, Захария ввел Пресвятую Деву в Святое Святых — самое священное место в храме, куда из всех людей, и то раз в году, входил только первосвященник. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

 Исполнив свой обет — вручив Дитя воле Отца Небесного, праведные Иоаким и Анна возвратились домой, а Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева решила посвятить свою жизнь Богу, не помышляя о земной любви или семейной жизни, дала обет никогда не выходить замуж и навсегда оставаться девой. Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники.

По закону после совершеннолетия, т. е. в 14 лет,  Мария не могла оставаться при храме, а должна была, по учению раввинов,  вступить в брак. Но, с другой стороны, ее не могли заставить нарушить данный Ею обет. Размышляя, как поступить, молился Захария, пока к нему не явился ангел и не велел собрать неженатых мужей, чтобы те пришли с посохами —  Господь укажет, кому быть хранителем Марии. Захария так и поступил, а посохи поставил в Святая Святых. Через некоторое время заметил, что один посох расцвел и на нем сидит голубка. Хозяином его был восьмидесятилетний праведный Иосиф, плотник и дальний родственник Девы Марии. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился быть хранителем ее обета. Тут же их и обручили.

В дальнейшей своей жизни Пресвятая Дева Мария, как описал святой Амвросий Медиоланский, «была Девою не только плотью, но и духом: в сердце — смиренна, в словах — богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах — не скора, в беседах — целомудренна, ни над кем не посмеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды…».

Ранние сведения о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы относятся к VI—VII вв. В честь этого события в Иерусалиме императрицей Еленой на месте, где жила Дева Мария, был возведен храм. В дальнейшем христианские храмы, освященные в честь этого праздника, назывались Введенскими.

На Западе праздник Введения был известен с IX века в Сицилии, где проживали православные греки. В XI веке остров захватили норманны, и этот праздник пришел в Англию. В Европе он получил широкое распространение только во второй половине XIV века, во Франции — в XV веке благодаря королю Карлу V, который повелел совершать службу Введения в своей придворной часовне в Париже. В общий календарь Римско-Католической Церкви праздник Введения включил Папа Сикст V в 1585 году.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы предвещает событие Рождества Христова. С этого дня в храмах начинают петь: «Христос рождается, славите!»

В ТЕМУ

А В НАРОДЕ праздник Введения стал соотноситься с началом зимнего периода, о чем сложилось множество поговорок и примет: Введенье пришло — зиму привело; на Введенье — толстое леденье; Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили; если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов.

Есть поговорки и на случай оттепели в этот день: Введенские морозы зимы не ставят; Введенье ломает леденье; в Введенье мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы.

Но обычно к этому дню приходили холода, земля покрывалась снегом и устанавливался санный путь. Потому на Введение начинались зимние гулянья, и особенно популярно  было катание на санях. Первые санные выезды были очень торжественны. В народе сложился обряд «казать молодую». Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы «смотреть, как поедет молодой князь со своею княгинюшкой». Прежде чем отправиться на гулянье, молодые переступали порог своего дома по вывороченному шерстью вверх тулупу, чтобы защититься от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во время санного катания.

За санями молодых ехали гости в празднично украшенных санях, составляющих «санный поезд». Молодожены кланялись по сторонам, «показывая себя». При этом вокруг было весело,  пели песни, пили мед и выкрикивали здравицы в честь молодых.

Праздник Введения входил в число дней, особенно почитаемых русскими  женщинами. «Введение — праздник баб», говорили в народе.

К празднику Введения приурочивались и первые зимние ярмарки и торги. Например, на Лубянской площади в Москве во время Введенской ярмарки традиционно продавали различные сани: одиночные, парные, троечные; будничные и расписные, праздничные, украшенные искусной резьбой.

Введенскую ярмарку называли еще «рыбной», так как продавалось большое количество рыбы.

Подготовила Татьяна ПЕТРАШКЕВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter