Почему старинные здания в Гродненкой области никто не хочет покупать?

С этими домами целая история

Пик продаж домов и усадеб, имеющих историко–культурную ценность, в Гродненской области пришелся на 2012 — 2013 годы. Объекты с историей охотно покупали бизнесмены, предприятия, банки.

Дворец Четвертинских.

В итоге одни здания обрели новую жизнь, а другие пока не могут похвастаться новенькими фасадами. Но в таких случаях есть хотя бы с кого спросить. Сложнее, когда здания с охранной табличкой все еще ждут передачи в добрые руки. В последнее время желающих приобрести такие объекты почти нет. Почему?

Пару лет назад один из домов с табличкой по улице Кирова в центре Гродно купила специализированная строительная организация, имеющая опыт работы с такими объектами. Потому и реконструировали быстро. В целом же подступиться к историческому зданию с точки зрения всех норм законодательства — задача не из легких. На центральных улицах Гродно по–прежнему можно увидеть десятки домов, с которыми владельцы начали что–то делать, но до конца не довели.

А успешно реализованные проекты можно пересчитать по пальцам. Один из таких — дом создателя эсперанто Заменгофа. После окончания всех работ гродненский бизнесмен Николай Шамин признался, что трудностей было немало. Главный вывод: за подобные объекты можно браться только при наличии больших денег. Лично ему пришлось продать практически всю недвижимость, лесопилку да еще и занять деньги у банка. Исследования, экспертизы, проектные изыскания, согласования в Министерстве культуры — все это стоит недешево и отнимает много времени.

Дом создателя эсперанто Заменгофа.

На соседней улице Социалистической знаменитый «дом с лилиями» тоже восстанавливался трудно и долго. Жильцов выселили из аварийного здания десять лет назад, историко–культурный объект продали банку. В 2012–м владельца оштрафовали за несоблюдение сроков ввода здания в эксплуатацию. И только в нынешнем году двухэтажный особняк купца Крейцера превратился в одно из красивейших строений в исторической части Гродно. Получается, временные ограничения тоже не прибавляют энтузиазма потенциальным инвесторам.

Первый заместитель директора фонда «Гроднооблимущество» Маргарита Андрушко также пытается понять, почему никто не приходит на аукционы:

— Возможно, информация о сложностях передается от приобретателя приобретателю. Раньше продавались даже здания без удобств и фундаментов в центральной части Гродно. Сейчас таких уже не осталось. Зато есть очень интересные предложения. Объекты можно переделать под гостиницы, хостелы, кафе, магазины. Мы уговариваем возможных покупателей. Рассказываем об объектах как о своих собственных. Некоторые балансодержатели фото в социальных сетях начали выкладывать, чтобы хоть как–то привлечь внимание. На одной только улице Ожешко в центре Гродно несколько домов, которые давно ждут хозяев. Дом № 47 продается со снижением первоначальной цены на 80%. Прошло восемь аукционов... Дом № 35 выставлялся на продажу уже семь раз. Цена — 101 тысяча рублей. Дом офицеров — самый яркий пример неудачных продаж. Огромное здание выставили на аукцион со снижением начальной цены на 80%, но никто не берет. Есть немало красивых старинных зданий, не имеющих историко–культурной ценности. Но и они не востребованы.

«Дом с лилиями» на ул. Социалистической.

Дворцовый комплекс XVIII века на улице Ожешко в очередной раз выставлен на аукцион. Дворец Четвертинских расположился в самом центре города — между парком Жилибера и главным корпусом университета. Это подарок последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского князьям Четвертинским. Еще три года назад в памятнике архитектуры размещалась военная комендатура. Думали–думали, что же делать с историко–культурным объектом, а потом решили продать частнику. Только вот инвестор пока так и не появился. Шестые по счету торги назначены на 20 ноября. Цена немаленькая — около 1,2 миллиона долларов. Правда, к дворцу прилагается участок площадью 89 соток с правом 50–летней аренды. Комплекс разрешено реконструировать под объект административного или культурно–просветительского назначения. На все про все отведено четыре года.

При этом каждый шаг по восстановлению потребует разрешений и согласований с Министерством культуры и другими инстанциями. Собственники подобных объектов часто жалуются на проектировщиков и строителей, которые заламывают бешеные цены за свои услуги, не позволяют сэкономить на материалах. Может, оно и правильно. Только вот зачастую отбивает охоту продолжать реконструкцию. Проще штраф заплатить и время потянуть в надежде на изменения. А еще лучше купить участок земли и построить новое современное здание без головной боли.

Главный специалист управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Оксана Коханова называет еще одну причину отсутствия у инвесторов желания покупать старинные дома:

— За предпринимательскую деятельность в объектах историко–культурного наследия согласно Указу № 527 взимается плата в размере 5% от прибыли. Это касается белорусских инвесторов. Иностранные бизнесмены должны заплатить 25%. Что касается условий введения объектов в хозяйственный оборот, то сейчас буквально пошагово прописывается весь ход восстановительных работ. Два года дается на разработку проекта, а дальше работа ведется в пределах сроков, прописанных в проектно–сметной документации. Эти сроки могут быть увеличены, если по ходу строительства возникает необходимость проведения дополнительных исследований. Поэтому бизнесменам не стоит опасаться жестких рамок.

tanula.K@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter