Минск
+3 oC
USD: 2.2
EUR: 2.38

Планшеты заменят бумажные книги?

С электронного листа

Сегодня многие школы оснащены интерактивными досками, мультимедийными системами, комплектами цифровых учебных пособий. Работают специальные серверы и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости детей родители узнают на сайте. Школа идет в ногу со временем и пользуется всеми возможностями технологического прогресса. Означает ли это, что традиционная книга попадает в список устаревающих вещей?

deantaglobal.com

Польза печатного слова

Последнее время часто приходилось слышать об инициативах по переходу к электронным книгам вместо учебников в школах. Да, современная жизнь не возможна без новых форм работы. Но печатные издания не уйдут в тень, как бы часто им ни предрекали скорую гибель. 

Гаджеты проигрывают бумаге по самым важным параметрам. Пример: компания Nielsen Norman Group проводила простой эксперимент. Добровольцам предложили прочитать рассказ Хемингуэя на разных носителях. Быстрее с заданием справились те, кто держал в руках бумажную книгу: на чтение они потратили около 17 минут. Пользователи электронной книги читали рассказ на 5 минут дольше. Оказалось, что материал, прочитанный на бумаге, запоминается и усваивается лучше, чем история с экрана. Ученые доказали: разобраться в сложной теме проще в напечатанном тексте, плюс главные аргументы и тезисы публикации запоминаются быстрее. 

При чтении бумажных книг эффективность выполнения заданий у школьников на 7 процентов выше, чем при использовании гаджетов. Текст на бумаге воспринимается ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям. Доктор математических наук из Гарварда Джордан Элленберг в своих исследованиях показал, что человек меньше углубляется в чтение электронных книг и его внимание быстро рассеивается. 

Нельзя забывать и про нагрузку на глаза. Какими бы безопасными ни делали современные экраны, их свечение утомляет. Эксперты российского Института РАМН доказали, что чтение с маленького экрана при плохом освещении снижает зрение в разы быстрее, чем чтение бумажной книги. Под ударом те, кто читает в метро, электричках, маршрутках. Вибрация, резкая смена освещенных и темных участков дороги, покачивание — все это мешает фокусировать взгляд. Зрение людей в целом ухудшилось на 35% по сравнению с 1997 годом, когда смартфоны только начали входить в нашу жизнь. Появился даже специальный термин — «экранная близорукость».

Не стоит забывать о расходах. Надо закупить технику, наладить ее работу, разработать программы, создать полноценные электронные учебники — все эти процессы требуют немалых вложений. В Великобритании, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в 6–7 тысяч фунтов стерлингов на каждого ученика. Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели ее проверять, осмысливать. Использовать электронную форму учебника — право, но не обязанность ученика или учителя. Далеко не все школы готовы технически пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, посещать виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками. Как бы активно ни развивались технологии, мы видим, что в ближайшем будущем старый добрый учебник незаменим. 

Людмила Макарина-Кибак, депутат Палаты представителей

Знания через экран

Телефоны и планшеты стали частью образовательного процесса. Как организовать занятия, чтобы ребенок в школе использовал смартфон для учебы, а не для игр? На форумах предлагают оставлять телефоны в сейфе на входе. Интересно, в какую сумму обойдутся школам такие сейфы? Может, лучше эти денежные средства потратить с большей пользой? Часто встречается вопрос: не звонят ли телефоны во время уроков, тем самым нарушая учебный процесс? За время моей работы в школе такое случалось пару раз, при этом дети извинялись, что забыли выключить звук. 

Мобильные платформы наполнены большим количеством бесплатных полезных образовательных приложений, о которых знают лишь немногие пользователи. Поэтому нужно чаще проводить на уроках интерактивные опросы и тесты с участием всего класса, использовать гаджет для поиска информации, просмотра видео­материалов. Школьники получают знания в привычной для них форме — через видео, статьи, чаты — и охотнее учатся. 

В мире стремительно развивается электронное обучение. Это уже не отдельные технологии, а создание целостной среды, которая включает учебу с помощью мобильных устройств и обучение на основе интернет-технологий. Запреты на смартфоны, по сути, демонстрируют отрыв школы от реальности, нежелание вести диалог с учащимися. Радует, что учителей, которые применяют новые технологии на уроке, становится все больше — ведь это значительно облегчает работу. 

В XXI веке бумажным книгам приходится конкурировать с другими источниками получения информации: новостными порталами, видеоблогами. Во многих европейских школах для учащихся и учителей закупают специальные планшеты с ограниченными функциями — на них доступен только обучающий контент и нет ничего, что могло бы отвлекать от учебного процесса. Да и здоровью детей при умеренном и правильном использовании гаджеты не угрожают.

На своих уроках я активно задействую современные технологии. Доступ к интерактивной доске есть не всегда, тогда выручают кабинеты информатики. Деревянные доски и мел, конечно, тоже актуальны, но современным детям нужна яркая картинка, их легче заинтересовать нестандартной формой подачи информации. В прошлом году начал работу мой электронный образовательный ресурс. На портале я размещаю всю необходимую информацию, касающуюся обучения по школьной программе, а также материал для дополнительного изучения. Ребят заинтересовывает не только содержание материала, но и сама форма подачи. Сайт адаптирован для смартфона, а это значит, что учащийся сможет повторить правило, посмотреть интересное познавательное видео, пройти тест в любое удобное для него время. Школьники сами выбирают темп изучения тем, при необходимости могут вернуться к ранее изученному материалу, выполнять тренировочные упражнения снова и снова. Проект также активно используется педагогами нашей школы.

Ребята с радостью пользуются сайтом не только в школе, но и в свободное время. За успешно сделанные задания они получают дополнительные баллы на уроках. Выполнять упражнения в их интересах, ведь они частично дублируются в самостоятельных работах.

Сегодня наша задача — сформировать у детей культуру пользования гаджетами. И этим в первую очередь должны заниматься родители и учителя. 

Наталья Гресь, учитель русского языка и литературы СШ № 12 Лиды

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...