Минск
-3 oC
USD: 2.58
EUR: 2.84

С домовым надо дружить

Вряд ли найдется сегодня человек, который всерьез верит в леших, водяных и русалок.
Вряд ли найдется сегодня человек, который всерьез верит в леших, водяных и русалок. А в старину в их существовании не сомневался, наверное, никто. Наши предки полагали, будто весь мир населен добрыми и злыми духами. В воде ли, в лесу и в поле или в крестьянском доме - древние "прописывали" мифологических существ везде. Люди считали, что каждый дух опекал определенную территорию.

Вера в сверхъестественные силы зародилась еще в языческие времена. Каждый мифологический персонаж имел свои характер, привычки и манеру поведения. Народ наградил духов еще и оригинальной внешностью.

- Эти существа были похожи и на людей, и на животных, - рассказывает преподаватель кафедры теории и истории культуры Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка Дмитрий Дрозд. - Наши предки наделяли домашних духов человеческим обликом. А персонажей, которые отвечали за ту или иную природную стихию, - внешними чертами животных, в ней обитающих. Например, русалка - полуженщина-полурыба.

Люди верили, что многочисленная сверхъестественная братия обитает бок о бок с ними. Так, домовой считался хранителем жилища. По словам Дмитрия Евгеньевича, наши предки представляли его себе белым старичком ростом с семилетнего ребенка. А в Смиловичах бытовало поверье, будто он похож на большого кота, ходящего на задних лапах. Еще у домового была жена - в некоторых регионах полагали, что это кикимора. Хозяин жилища старался задобрить домашнего духа - угощал его в праздники яичницей или молоком, тогда домовой станет помогать по хозяйству. В противном же случае примется всячески шкодить: переворачивать миски, выкидывать спящего младенца из колыбели, путать нитки, когда хозяйка сядет ткать или вышивать. Считалось также, что домовой безобразничает, если супруги бесхозяйственные или постоянно ругаются. Кроме того, если этот дух воет, значит, смерть в дом придет...

Наши предки считали, что баню охраняет злой дух - банник, способный превращаться в черного кота. Существовало поверье, что после полуночи банник моется, а потому человеку в баню заходить нельзя. А особенно - с детьми. Иначе дух незаметно подменит малыша чертенком. Подкидыш окажется крикливым и может даже умереть.

А в хлеву, по мысли древних, жил хлевник - родственник домового. Некоторые этих духов даже не отличали друг от друга. Хлевник присматривал за животными и наказывал хозяев, если те плохо ухаживали за ними. Особенно любил лошадей - кормил их, чистил, заплетал гривы в косички. Но терпеть не мог, когда рядом с конями стояли козы. Особенно ненавидел за что-то черных козлов. Замечал такового в "компании" лошадей - мог последних за ночь загнать до полусмерти. Купив нового коня или корову, хозяин читал заговоры к хлевнику с просьбой любить животное и не вредить ему.

Иногда люди списывали свои недостатки на козни сверхъестественных существ. Так, они верили, что к пьянству их склоняет опивень - человекоподобное создание с большим пузом. И если уж прибьется в семью - выгнать его будет очень непросто.

Когда человек шел в лес, он оставлял на опушке хлеб с солью местному духу - лешему. По словам Дмитрия Дрозда, единого образа лешего нет. По поверью, он мог принимать обличье волка или некоего громадного мутанта с туловищем человека и головой медведя, а то и вовсе делаться невидимым. Почему люди приписывали ему это умение? Потому что леший якобы подолгу водил человека по лесу. И пока тот плутал, видел собаку или волка. Вот и думали, что в таком виде их встречал леший. Дух мог мстить человеку, если тот без особой надобности уничтожал лесных обитателей и рубил деревья. Пугал он, истошно вопя и ломая ветки.

Наши предки полагали, что в русалок превращались умершие некрещеными девочки и самоубийцы-утопленницы. Известный всем персонаж с рыбьим хвостом, по словам Дмитрия Евгеньевича, более характерен для российских поверий. Белорусы же представляли себе это создание девушкой с длинными распущенными волосами и белой-белой кожей. Раз в год в русальную неделю, то есть на следующую неделю после Троицы, русалки выходили из воды и водили хороводы. По древним представлениям, в это время полагалось обходить водоемы стороной. Иначе русалка поймает и защекочет до смерти.

Люди в старину были склонны населять мир многочисленными мифическими персонажами. С верой в сверхъестественное им было легче понять жизнь. Пусть даже и по-своему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...