С днем рождения, «Пророк»!

Первый мюзикл, поставленный в Беларуси, вскоре увидят во всем мире Больше восьми месяцев Минск томился в ожидании премьеры мюзикла, который еще с отбора исполнителей обещал стать грандиозным культурным событием в стране. И эти надежды оправдались. Не думали, что премьера пройдет настолько успешно, даже сами создатели. “Когда я играл, у меня не было ощущения абсолютной свободы: я все время думал, чтобы ничего не произошло с декорациями, чтобы не пропал звук, — признался автор идеи и музыки, он же и исполнитель главной роли Илья Олейников. — И когда мы, наконец, дошли до финала, я мысленно перекрестился, потому что уверен, что эта история написана и поставлена с божией помощью”.

Родину выбирают
В Беларуси мюзиклов до сих пор еще не ставили. Но Илья Олейников единственно подходящей родиной для своего “детища” посчитал именно Минск. “В России в течение последних лет было презентовано много подобных спектаклей, — говорил он. — Однако из-за того, что все они были “перепечатаны” с западных аналогов под русскоязычного зрителя, постановки не имели большого успеха у публики. Беларусь же в этом плане была не испорчена. Минск не обезображен попсой и пошлостью. Именно поэтому свой, полностью оригинальный проект нам интереснее поставить именно здесь. Если бы мюзикл ставился, например, в Москве, которая больше ориентирована на бизнес, это был бы совсем другой проект”. И, наконец, свое решение поставить мюзикл именно в Минске Илья Олейников объяснил еще и своей любовью к белорусской столице.
Минск ответил взаимностью. После спектакля благодарные белорусские зрители устроили почти получасовую овацию. Да и счастью самих артистов не было предела. Празднование успешно прошедшей премьеры, начавшись с радостных криков “Ура, мы это сделали!”, закончилось далеко за полночь.
“Во время спектакля я чувствовал, что вся наша труппа — это единый мощный кулак, — признался после премьеры Илья Львович. — Я так хочу сохранить это ощущение еще хотя бы на лет десять. Никогда не забуду и то, какая тишина была в зале во время мюзикла! Зритель замер от увиденного и услышанного. Мой приятель, который специально приехал на премьеру “Пророка” из Санкт-Петербурга, сказал мне, что у него было ощущение, будто он не в Минске, а где-то на Бродвее”.
Секреты успеха
Над созданием музыкального материала к “Пророку” Илья Олейников работал шесть лет, но это время будет особой страницей в творческой биографии артиста, которого большинство из нас привыкло воспринимать лишь в роли “мистера “Городок”. Многие песни, исполненные в “Пророке”, претендуют на то, чтобы со временем стать хитами.
Автор либретто — заслуженный артист России Николай Дуксин, который также исполняет в мюзикле роль Старика. Стихи, вобравшие в себя всю сущность жизни, заставляют еще раз задуматься о таких нравственных понятиях, как дружба и предательство, любовь и ревность, чистота души и злорадство, талант и тщеславие, свобода и распущенность, смерть и бессмертие... Благодаря правдивости стихов, превосходной актерской игре слова, льющиеся со сцены, исцеляют бальзамом сердца зрителей, измученных цивилизацией.
“И будет то, что было...”
Действие спектакля происходит на фоне символической свалки времен, идей и надежд. Она населена представителями всех слоев общества, оставшихся на обочине жизни, царствует над которыми Пророк (Лжепророк). В поисках истины сюда забрел и слепой старик. Основную сюжетную линию постановки и определяет увлекательный спор-диалог Старца и Пророка. В основу произведения заложена притча “о блудном сыне” [Лк. 15: 11-32]. Авторы попытались исследовать период жизни “младшего сына” вне отчего дома в современной интерпретации. В жизни главного героя (Старика), как в зеркале, отражена жизнь всего общества. Человек показан в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в “землю чуждую”, где надеется найти полноту жизни. Но потом начинается путь обратно в отчий дом, когда человек кается и избирает послушание. Все действие наполнено воспоминаниями персонажей, а в финальной части представления на многочисленных экранах возникают видеодокументы всех значимых катастроф и злодеяний последнего века — века Лжепророков (Апокалипсис), вопреки которым женщины все равно любят, верят и дают жизнь своим детям. Финальная часть мюзикла оптимистична и вселяет уверенность и надежду на “возвращение в отчий дом”.
— Будет то, что было? И все же смысл на этом свете должен быть?
— Живи, мой сын!
— Зачем?
— Да чтобы просто жить!
Земля талантов
Впечатляет “Пророк” и постановкой. Всемирно известный режиссер различных шоу, работавший над эффектными мюзиклами “Метро”, “Иствикские ведьмы”, Януш Юзефович сделал спектакль действительно ярким. Тем самым еще раз доказал, что его работы сравнивают с “эффектом разорвавшейся бомбы”, отнюдь не случайно. Во время представления на сцене площадью 520 квадратных метров одновременно находится 50 артистов, 140 осветительных приборов и 12 тонн железных декораций. А то, что творили на сцене воздушные гимнасты Белгосцирка и танцоры, даже трудно пересказать. Происходящее на сцене дополняют динамичные анимации, яркий видеоряд на трехмерных экранах. Особенны в “Пророке” и костюмы: часть из них покупалась в секонд-хэнде, часть специально готовила к мюзиклу известная польская художница.
“Когда я увидел работу Януша в “Метро”, я в него влюбился, — признался Илья Олейников. —  Мы хотели воплотить в жизнь не менее престижный проект. Никто не умеет делать мюзиклы такими, как это получается у Януша”.
Но господин Юзефович согласился взяться за работу над “Пророком” не сразу. “Когда я приехал к Илье, он все время курил и курил, музыка просто “орала”, и я немного испугался, — признался после премьеры мастер. — Но когда приехал домой в Польшу и прослушал музыку в одиночестве, понял, что хочу принять участие в работе над этим интересным проектом. Новым для меня оказалось знакомство не только с произведением, но и с самой Беларусью. Поначалу я словно чего-то опасался — ведь на моей родине страну преподносят как опасную. Но спустя некоторое время я понял, что Беларусь — красивая страна, в которой живут очень гостеприимные, добрые и очень талантливые люди. Я не нашел бы такую труппу даже в Нью-Йорке. Подбирая артистов в “Метро”, я прослушал и просмотрел почти 2500 человек. А в Беларуси всего лишь из 350, пришедших на кастинг, я выбрал всех, кто мне нужен. Это действительно — земля талантов.
Бурю эмоций и аплодисментов вызвало появление на сцене народных артистов Беларуси Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, выступивших в роли пожилой пары, счастливо прожившей жизнь вместе. Звездный список белорусских артистов пополнили имена Змицера Войтюшкевича, а также актеров Республиканского театра белорусской драматургии Беллы Шнипер и Дениса Паршина. Впечатляюще в импровизированном пламени смотрелся и дуэт российских артистов Теоны Дольниковой и Александра Посталенко. К слову, не исключено, что вскоре руководители проекта “Пророк”, вдохновленные успехом мюзикла и талантом белорусов, откроют в Минске свою Школу мюзикла.
Напророчить всему миру
Мюзикл ждет долгое путешествие. Планируется, что он примет участие в Каннском фестивале мюзиклов. Но сначала “Пророк” проедет по Беларуси, потом по всем крупным городам России, а после — по всем странам и континентам, чтобы потом опять вернуться в Минск. Для этого уже сейчас идет отбор исполнителей для трех актерских составов. Главные критерии на кастинге — умение петь, быть одновременно драматическим актером и танцором и соответствовать типажу постановки. Планируется, что, кроме Ильи Олейникова роль Пророка будут исполнять Олег Басилашвили, Михаил Боярский, Александр Ткаченок.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter