С деньгами не шутят, без них — тем более

За 8 месяцев нынешнего года количество грабежей в Минске увеличилось примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как не стать жертвой грабителя?
За 8 месяцев нынешнего года количество грабежей в Минске увеличилось примерно на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как не стать жертвой грабителя?

Когда вы уже накуритесь?

Ничего особенно нового нынешние грабители не изобрели. Приемчики все те же. Чаще всего традиционно просят закурить, а дальше действуют по обстановке. Анекдот даже забавный есть на эту тему. Возвращается мужчина с зарплатой домой, а в темной подворотне его встречают трое: мол, сигаретки не найдется? Прохожий автоматически достает бумажник, снимает часы и куртку, протягивает деньги и вещи компании и в сердцах восклицает: «Да когда ж вы уже накуритесь?» Кстати, не самый глупый выход из положения. Если вы видите, что значительно слабее противника, лучше добровольно расстаться с некоторыми вещами, чем, скажем, получить в глаз. Далеко не лишним будет запомнить «экспроприаторов» в лицо и, не теряя времени, описать их приметы в милиции.

Вместо «закурить» все чаще могут попросить и «позвонить». Предлогом завладеть вашим мобильным телефоном может стать что или кто угодно: жена рожает, бабушка при смерти или кастрюля без присмотра на плите. Даже если проситель будет убеждать, что звонок за ваш счет — вопрос жизни и смерти, верить не стоит.

Хотя кричать «Караул!» жертвам злоумышленников доводится и средь бела дня, все же пик грабительской активности приходится на темное время суток и на выходные. И жертва, и преступник при этом нередко находятся под хмельком. Опасность чаще всего подстерегает беспечного путника в так называемых «спальных» районах: в арках, дворовых закоулках, возле подъездов. Людный центр, пылающий огнями иллюминации, в криминогенном отношении несколько спокойнее.

Разбойники из темного подъезда

В свое время асы юриспруденции долго ломали копья, пытаясь определить грань между грабежом и разбоем. В последней редакции Уголовного кодекса появились более четкие критерии обоих преступлений. В общем, если некто, имеющий виды на ваше портмоне, угрожает ножом, пистолетом или, не дай бог, пускает оружие в ход, — это натуральный разбой. К счастью, разбойничают сейчас в Минске реже, чем прежде. Зато «почерк» у этого вида злодеев стал явно изощреннее. Если грабеж, как правило, — чисто уличный вид преступления, разбойники лишних свидетелей остерегаются, а следовательно, запросто могут наведаться к жертве прямо домой. Оказывается, чтобы беспрепятственно проникнуть в чужое жилище, есть тысяча и один способ.

Коварные замыслы долго и тщательно вынашиваются. Как, скажем, в этой истории. Удачливый минский предприниматель познакомился с девушкой. Дама втерлась к поклоннику в доверие. Начался, как говорят, конфетно–букетный период. На очередное свидание с подругой мужчина летел как на крыльях. Прямо на лету его и перехватили подельники обольстительницы. В сопровождении еще одной коварной дамы и двух дюжих молодцев бедняга добрался до собственной квартиры, сам открыл входную дверь и остался тет–а–тет с непрошеными гостями. Примотанный скотчем к стулу, хозяин выдал своим мучителям тайну «золотого ключика» от сейфа с деньгами.

На совести лихой четверки, как установили впоследствии розыскники, еще три аналогичных преступления. Двое из этой компании (парень и девушка) уже задержаны, а другая пара последователей Бонни и Клайда числится в розыске. Так что, господа предприниматели, следует быть осмотрительнее в сердечных делах.

Современные разбойники ни на взлом, ни на штурм подъездной и квартирной дверей не пойдут. «Работают», так сказать, без шума и пыли. В подъезд с домофоном и в квартиру проникают «на плечах», то есть вместе с тем, кому непременно откроют. «Проводник» и заподозрить ничего не успевает.

Практически все квартирные разбои совершаются по наводке. «Помогают» искателям чужих материальных благ чаще всего те, кто неплохо знает потенциальную жертву. Разумеется, хвалиться уровнем благосостояния перед каждым встречным совсем необязательно. С другой стороны, не в вакууме же живем. Предателем может оказаться тот, от кого меньше всего ожидаешь подвоха. Как же быть? Прежде всего, наверное, помнить, что в жизни есть место случаю, причем не всегда приятному. Тогда случай не застанет врасплох. Один минский нумизмат, столкнувшись в подъезде собственного дома с тремя мачо, претендующими на имеющиеся при нем золотые монеты, явно не удивился этому обстоятельству. Коллекционер что есть мочи сопротивлялся, звал на помощь, и она ему была оказана. Соседи, дай им бог здоровья, вызвали милицию.

Банкет в подворотне

Однако падким на чужое добро гражданам хотелось бы заметить: раскрывается квартирный (или подъездный) разбой элементарно. Как говорят оперативники, главное — определить круг знакомств потерпевшего. Остальное — дело техники.

Сложнее дело обстоит с уличными преступлениями. Если вам в темноте брызнули в лицо из газового баллончика и вы даже толком не успели разглядеть обидчика, помочь найти негодяя может разве что чудо. Кстати, нож или пистолет нынче с успехом могут заменить газ, электрошокер или клофелин. Те, кто разбойничает с помощью фармацевтических препаратов, — прекрасные актеры и психологи. Одного моего знакомого, человека по натуре мягкого, тормознул в районе вокзала в пух и прах разряженный франт (ну никак не подумаешь, что «мазурик»): дескать, только с помолвки, при родителях невесты не разговеешься, а добавить по поводу радостного события хочется. Продолжался банкет, как водится, не в ресторане, а в подворотне. После «банкетных» ста грамм приятель мой осоловел так, словно выпил по меньшей мере бутылку. Спасло парня от беды присутствие друга, который на угощение не соблазнился. Да и велик ли был соблазн?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter