«Мина сюрпризная», «Адская машина»: какие еще знания хранит дневник партизана Владимира Курзанова, хранящийся в музее истории ВОВ

С чувством, толом, расстановкой

Владимир Курзанов.
Начальник подрывной группы, один из самых результативных диверсантов Великой Отечественной войны Владимир Курзанов был отменным минером-инструктором. Он обучал подрывному делу — наиболее эффективному средству дезорганизации вражеского тыла — и сам участвовал в боевых операциях. Владимир Курзанов вел дневник, который спустя 75 лет семья передала в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Сегодня этот потрепанный войной и временем и оттого еще более ценный очевидец может многое рассказать о тяжелейшем периоде в истории нашей страны.

Партизанские будни

В твердой крафтовой обложке, с пожелтевшими и местами вырванными страницами, вдоль и поперек исписанный грифельным карандашом… Дневник партизана Владимира Васильевича Курзанова — настоящая находка для историка. В нем полно заметок о боевых операциях, ведь с первых дней своей работы в бригаде подрывник не только готовил диверсантов, но и наблюдал за применением полученных навыков и знаний на практике непосредственно на коммуникациях врага.

Из сохранившихся дневниковых записей узнаю, что вся диверсионная работа основывалась на взрывных веществах, извлекаемых из снарядов, мин, неразорвавшихся авиабомб, и минах собственной конструкции. Владимир Курзанов лично изобрел 14 новых мин. Некоторым давал говорящие названия — «Мина сюрпризная», «Адская машина»… Непосредственно под его руководством были устроены «две грандиозные диверсии на станции Молодечно». Через этот регион по железным и шоссейным дорогам массово шло вражеское пополнение. И каждый пущенный под откос эшелон означал, что на фронте враг недосчитался сотен вояк, десятков танков и орудий. В результате успешной операции Курзанова под Молодечно противник потерял военный склад, эшелон с горючим, 3 грузовика, а еще 2 паровоза, 2 вагона с живой силой и 4 вагона с техникой… 

Слава о дерзкой группе гремела далеко за пределами Беларуси! Позже командир бригады доложит партизанскому командованию: «На войне Владимир Курзанов показал исключительные способности. Он пользовался большим авторитетом среди всего личного состава бригады. Благодаря новым видам мин, изобретенных им, партизаны сумели широко развернуть диверсионную работу на коммуникациях врага».

Судьба героя

Что известно о жизни героя? Родился Владимир Курзанов в 1919 году в Пензенской области в обычной советской семье. Отец — финансист, мать — учительница русского языка и литературы. Накануне войны талантливый юноша окончил МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «химик» и собирался стать выдающимся ученым. Все шло по плану, пока в его размеренную жизнь не ворвалась война. 

Заведующая отделом письменных и изобразительных источников Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Галина Павловская знакомит меня с биографией автора дневника:

— В 1941 году в звании старшего сержанта с диверсионной группой из пяти человек Владимира Курзанова забросили в Смоленскую область для ведения партизанской деятельности. Он единственный из группы выжил, провел в немецком плену три дня и бежал. Скрывался от немцев и работал на хуторе в Смоленской области. Через некоторое время добрался до места назначения, в деревню Птичь Минского района, и установил связь с партизанами… Владимир Курзанов с июля по ноябрь 1942 года был инструктором по подрывной деятельности партизанской бригады имени В.П. Чкалова в Барановичской области. С ноября 1942-го по 20 июля 1944 года возглавлял подрывную службу и обучал этому делу партизан всего соединения Барановичской области, которое летом 1944-го насчитывало 122 отряда в составе 26 бригад.

В 1943-м в ходе боевых действий Владимира Курзанова сильно контузило. Его представили к награждению орденом Красного Знамени. В наградном листе за подписью начальника Белорусского штаба партизанского движения Петра Захаровича Калинина нахожу следующую запись: «За время пребывания в партизанах под его руководством пущено под откос 10 вражеских эшелонов с военной техникой, продовольствием и боеприпасами. Кроме этого, все взрывы на железной дороге готовились под его руководством. Участвовал в боях против немцев и полиции, а также в засадах. В бою ведет себя смело и решительно».

После соединения партизанских формирований с частями РККА по состоянию здоровья Владимира Курзанова признали не годным к службе и направили на восстановление народного хозяйства в Минск, где он устроился на работу в Академию наук. Судьба бывшего подрывника сложилась удачно. В апреле 1945 года он женился, вскоре у него родилась дочка Валентина.

После смерти Владимира Васильевича 30 января 1994 года дочь передала в Музей истории Великой Отечественной войны то немногое, что отец сохранил после войны. Среди прочего — его военный дневник.

Вспомнить все

— Оказалось, в фондах нашего музея уже хранилась фотография партизана Курзанова, — Галина Павловская протягивает мне пожелтевший снимок военных лет. — Она поступила к нам еще в 1944 году. Примечательно, что именно в том году был создан наш музей. То есть этот снимок — одно из первых музейных поступлений. 

В 1943 году гитлеровцы усиленно готовились к наступлению на Курском выступе. К фронту через Могилевщину и Гомельщину один за другим гнали эшелоны с военной техникой, боеприпасами и солдатами. Но достигали пункта назначения далеко не все. Десятки составов оказались под откосом благодаря Курзанову и его ученикам. Вот несколько цифр: бригада пустила под откос 209 вражеских эшелонов, повредила 182 паровоза, разбила более 2000 вагонов. При крушении убито и ранено почти 9000 гитлеровцев, взорвано 268 автомашин и 107 мостов… Это их весомый вклад в переломную Курскую битву.

Вместе с дневником Валентина Владимировна передала несколько документов, составленных ее отцом во время боевых действий. Читаю их и понимаю: Владимир Курзанов был человеком скрупулезным. Вел учет каждой операции. Записывал имена бойцов, объем вооружения, число убитых врагов… На каждого бойца заводил личную карточку. На одной из уцелевших он пояснил для чего: «Сведения о семье необходимы были для того, чтобы в случае разоблачения или ареста разведчиков-диверсантов можно было сохранить жизнь родным». 

Специалистам предстоит расшифровать некоторые записи в дневнике.

Дневник в музей передали недавно. Его уже отреставрировали, проклеили и укрепили разрывы… Теперь специалистам предстоит расшифровать записи. Некоторые страницы сохранились в читаемом виде. На одной из них нахожу следующий текст: «Февраль 1943 г. Операция № 2… Обстрел эшелона с живой силой. При обстреле убито 68 и ранено ~ 100». Из записей узнаю, что партизанская жизнь героя была крайне насыщенной: «14 июня 1943 года — сожжен мост на шоссейной дороге; 16 июня — взорван эшелон/ сбито 9 вагонов с продуктами; 1 июля — взорван ж/д мост; 11 июля — взорвано ж/д полотно и убито 4 немца».

…Внимательно перечитала дневник и прилагающиеся к нему записи. Мое внимание привлек изорванный клочок бумаги, на котором с ошибками написан текст кем-то из партизан. Это одно из сохранившихся в личном архиве подрывника донесений разведчиков. Многие его ученики были простыми крестьянами. Неграмотные, писать не умели, да и читали с трудом. Зато были смелые и решительные, быстро вникали в техническую суть дела. Своими учениками Владимир Курзанов страшно гордился и внизу одной из страниц рукой сделал трогательную пометку: «Не удивляйтесь, что неграмотно написано, зато это настоящие люди были!»

gorbatenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter