С чистого листа

По большому счету, вокалистам "Камераты" слова не нужны...

По большому счету, вокалистам "Камераты" слова не нужны. Объясниться с публикой они могут даже голосами птиц и звуками леса, виртуозно сплетая джаз, фольклор и нечто такое, что тем более нельзя описать словами, можно только почувствовать. Не нуждаются они и в рекламе - славы у этой уникальной группы столько, что достаточно даже не афиши, а скромного объявления в интернете, чтобы билеты были раскуплены задолго до концерта. "Камерата" запросто обходится без музыкальных инструментов, без лазерных спецэффектов и красавцев на подтанцовке, но шоу каждый раз создает неповторимое.


При этом история группы напоминает скорее авантюрный роман, нежели последовательное восхождение к вершинам профессионализма, как это обычно бывает у серьезных исполнителей. И к юбилеям своим "Камерата" равнодушна, хотя повод отметить солидную дату был у них и в прошлом году, есть и сейчас. В 1986-м в Национальном художественном музее состоялся первый концерт необычного вокального ансамбля, за короткий срок сделавшегося очень известным. А в 1995-м им пришлось начать все с чистого нотного листа...


Но дневников тут не ведут. Вспоминать о былом в коллективе не принято. Другое дело - строить планы на будущее. И все же, встретившись с Ольгой Воробьевой и Александром Довнаром, композиторами и исполнителями "Камераты", удержаться от некоторых вопросов из их "прошлой жизни" я не смогла. Ведь именно они помнят все с самого начала.


- Всего за неделю вы дали в Минске три полноценных концерта, - однако, если судить по реакции прессы на ваши выступления, складывается впечатление, что в Литве или Украине вы поете гораздо чаще, чем дома...


Александр: Не скажите! Просто выступать дома всегда сложнее. Ведь близкие люди судят придирчивее.


Ольга: Зато встречают, как родных. Гомель, Гродно, Витебск, Могилев - это всегда аншлаги, хотя гостим мы там нередко.


Александр: Помню, однажды я испытал настоящее потрясение, заметив, как девушка, сидевшая в первом ряду, тихонько повторяет вслед за нами тексты авторских произведений "Камераты". Дело было в небольшом городке, и знать эти композиции она могла разве что по нашим дискам. Если бы наблюдать что-то подобное довелось в Минске, это было бы не так удивительно.


Ольга: При этом контроль со стороны минских музыкантов - до сих пор самый наистрожайший. Доказывать свою состоятельность коллегам нам приходится постоянно.


- Ну а в Литве, где чуть ли не каждый считается знатоком джаза?


Александр: Вообще-то нам грех жаловаться, везде принимают хорошо. Особенно нашу оригинальную авторскую музыку. Даже в прохладной Норвегии... Именно эти композиции - лицо группы.


Ольга: В то время как одни исполняют джаз, а другие предпочитают поп-музыку, нам удалось создать свой собственный, универсальный стиль, не похожий на другие.


- Фактически "Камерата" была создана 25 лет назад, неужели вы серьезно намерены проигнорировать такую весомую дату?


Александр: Дело в том, что до 1995 года это был совершенно другой ансамбль, с другими людьми и музыкой. Но могу сказать: то, что началось в 1995-м, после отъезда нашего бывшего руководителя, мне гораздо ближе.


- Кстати, говорят, тогда, уезжая в Америку, Олег Шикунов не сомневался, что без него коллектив перестанет существовать. Поэтому и забрал с собой все ноты, а вы с тех пор так и поете без нот!


Александр: Так и есть.


Ольга: Никто не ожидал, что Олег останется в Штатах, уезжал он как будто всего лишь в отпуск. Но когда мы поняли, что остались и без нот, и без руководителя, решили, что это еще не повод разбегаться. Напротив, пригласили новых исполнителей, начали писать свою музыку, которая в итоге принесла "Камерате" еще больший успех, чем тот, которого мы добились с Олегом. Хотя для того, чтобы выпустить свой первый диск, пришлось очень сильно напрячься. Однако нам было важно это сделать, чтобы почувствовать: ансамбль способен жить дальше.


- Но ведь еще раньше знаменитая советская фирма "Мелодия" записала ваши голоса для выпуска пластинки...


Александр: Возможно, где-то эта запись существует по сей день. Но пластинка так и не вышла.


Ольга: Наутро после этой записи мы проснулись и обнаружили, что все телеканалы транслируют "Лебединое озеро". Вышли на улицу - и увидели танки. Дошли до Москвы-реки... Словом, в дни путча и мы стали защитниками "Белого дома".


- Что-либо разузнать о судьбе той записи больше не пытались?


Александр: Возможно, и ее Олег забрал потом с собой. Но мы уже давно не общаемся...


- В моих словах о том, что ваш ансамбль обходится без нот, была только доля шутки - даже одни и те же композиции вы исполняете всегда по-разному, причем каждый из вокалистов свободно импровизирует во время любого из концертов...


Ольга: Так ведь и зал каждый раз разный, и погода, и настроение...


- Накануне одного из недавних концертов в Киеве "Камерата" предложила публике самой решить с помощью интернет-голосования, что будет происходить на сцене. Но белорусским зрителям составить программу своего концерта таким образом вы еще ни разу не доверяли...


Ольга: Здесь вопрос не в доверии - вполне можно было бы устроить что-то подобное и в Беларуси. Но в следующий раз мы хотим предложить родной аудитории совершенно новый концерт, нечто такое, чего у нас еще не было. Только не хотелось бы раскрывать карты заранее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter