С чистого листа

Теперь ученики третьих классов могут вздохнуть спокойно...

Физкультура, изобразительное искусство, музыка и труд. Какие ассоциации вызывают у вас эти школьные предметы? Приложение к основной программе? Или все же тяжелое испытание? Казалось бы, что тут сложного! Бегай, рисуй, пой, мастери! Кто из детей не любит этого? Вот только не у всех есть голос, далеко не каждый способен изобразить красивый пейзаж или прыгнуть в длину на полтора метра. Результат? «Опять «двойка!» Но теперь ученики третьих классов могут вздохнуть спокойно: с первого сентября отметки по этим предметам им просто–напросто не ставят. Казалось бы, нет отметок — нет проблем! Детям — раздолье, учителю — облегчение, а родителям — просто благодать! Но мнения разделились...


Эксперимент


Отказаться от отметок по четырем предметам в третьих классах решили после эксперимента Национального института образования, который продолжался три года: вместо привычных «девяток» и «десяток» младшие школьники зарабатывали солнышки, тучки, цветные карточки. Кроме того, подобная система уже несколько лет оправдывает себя в 1 и 2–х классах, где без отметок проходят абсолютно все уроки. Лилия Кузнецова, главный специалист Министерства образования, не сомневается: новинка пошла на пользу как ученикам и их родителям, так и учителям. В следующем учебном году без отметок по этим четырем предметам будут учиться четвероклассники. А в 2013 — 2014 году «двойки» — «десятки» и в 5–м классе отменят по физической культуре, ИЗО и трудовому обучению (музыка есть лишь в начальной школе).


Наталья Григорьева, учитель начальных классов минской школы, изменениями довольна:


— Достаточно вспомнить себя в первом–втором классе, когда была еще пятибалльная система. Ты стараешься, рисуешь, а учитель тебе ставит «четыре», а твоему соседу по парте — «пять». Обидно!


С ней согласна и Елена Михайловна Сивицкая, учитель музыки из Витебска: отметка — всего лишь ярлык. Он не плохой и не хороший. И если уж отметка — цифровое выражение оценки, должны быть четкие критерии и показатели. Но их–то как раз именно по этим предметам и нет, каждый учитель в силу своих возможностей определяет сам, какой кто балл заслужил. И далеко не всегда это мнение объективно. А Виктория Елизарова, могилевский учитель начальных классов, и вовсе считает, что отметки с первых дней в школе отбивают у ребенка желание учиться, что–то постигать, они исключают право на ошибку: «Вот попробуй объясни второклашке, что его работа по четким критериям подходит под «четверку», а уж никак не под «десятку»! Он же старался и, быть может, превзошел самого себя, для него этот результат великолепный. В начальной школе достаточно оценивать конкретными словами: «молодец», «очень хорошо» или «будь внимательнее», «будь аккуратнее». Оценка–похвала или пожелание не травмирует и становится стимулом.


Тут–то и возникают сложности: раз нет отметок — значит, учитель должен уметь дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика. Но так ли это просто? Здесь нужно быть на одной волне с детьми, адекватно оценивать их индивидуальные возможности. А это требует определенных навыков. Поставить «двойку» гораздо легче, чем подобрать правильные слова. Но только ли поэтому немало педагогов стали противниками нововведения? Увы, нет. Юлия Сеньковцова, учитель начальных классов, и вовсе недовольна экспериментом:


— Сначала детям и родителям нравилось, но потом интерес стал спадать. Ведь школьникам все–таки хотелось получить заветную «10». Да и солнышко, веселые рожицы, квадратики — это тоже в своем роде оценивание. Все равно в итоге дети спрашивали: «Это сколько, «десятка»?» И как сдавать отчеты о проделанной работе? В конечном итоге опять приходим к определенным баллам и какой–то градации знаний.


Размышления по поводу


Родители в основном «за» обучение без отметок. Аргументы — это повышает уровень их эмоционального благополучия, развивает самостоятельность и творчество. Так охарактеризовал результаты эксперимента заместитель министра образования Казимир Фарино.


Вот и Анна Малаховская, мама второклашки, отсутствию отметок рада: дочке нравится физкультура, ведь если что–то и не получается, «единицу» не заработаешь. Да и на рисовании девочка охотнее раскрывается, не боится изображать окружающий мир так, как его видит.


Но раздаются и недоуменные вопросы. Как без отметок поймешь, успевает ли твой ребенок? Учили, учили, а ничего не поставили? Лилия Кузнецова рекомендует таким родителям оценивать результаты эксперимента. А они налицо: у школьников появляются внутренняя мотивация к учебе и адекватная самооценка, да и психофизическое здоровье меньше страдает. Не исключено, что в будущем нововведение распространится и на вторую ступень общего среднего образования. Правда, пока специалисты так далеко на загадывают: все же ученики младших классов охотнее бегают, рисуют и мастерят, нежели их старшие товарищи, а значит, для старшеклассников придется разрабатывать особую зачетную систему.


Школьные психологи обращают внимание на еще одну сторону проблемы: престиж профессии учителя. К примеру, физкультура. Ребята будут ходить, если их этот предмет действительно заинтересует, скажем, пусть девочки осваивают аэробику, а мальчишки — спортивные игры. Вот только наши школьники привыкли учиться из–под палки...


Похоже, в безотметочном обучении немало спорных моментов, но в одном оппоненты сходятся: сегодня все более важно уметь самостоятельно оценивать ситуацию, поэтому развернутое оценочное суждение, которое используется в новой системе, гораздо более информативно, нежели отметка. Так ученик узнает не только о том, каковы его знания и умения, но и насколько эффективные способы и приемы использовал при выполнении задания. Да и кто знает, может, первоклашка, творчество которого в глазах учителя едва дотягивает до «троечки», завтра украсит своими работами нью–йоркский Метрополитен–музей?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter