С чемоданом к морю или с жалобой в суд?

Из Антальи позвонила подруга в слезах. В весьма солидной фирме купила путевку на отдых в Турцию. Заплатила за пятизвездочный отель, где «все включено», серьезные деньги — копила на поездку не один год — и справедливо рассчитывала получить ожидаемый сервис на высшем уровне

На деле все оказалось гораздо печальнее. «Пять звезд» на курорте чудесным образом превратились в невзрачные «три звезды», причем с одним только завтраком, до моря предстояло «чухать» полкилометра пешком, да еще сам отель оказался наполовину… недостроенным… «Как вообще могли продавать туда путевки?» На все претензии туристов турецкая сторона разводила руками, предлагая доплатить к уже заплаченным деньгам еще полторы тысячи (!) у.е., белорусская сторона нервничала. В конце концов подруга заселилась-таки в пятизвездочный отель, все же доплатив при этом еще 400 своих у.е.

Что же получается? Откладывать целый год с зарплаты на летний отпуск, отправиться за моря и океаны, а потом не с восторгом, а негодованием вспоминать «жаркие» деньки? Вряд ли такая перспектива кого-то порадует. Увы, на днях пришла новая весть: в этом году сочинское туристическое агентство ООО «Объединенные курорты Черноморского побережья» вынудило несколько сот туристов собирать не чемоданы на курорт, а документы в суд — оно не перевело туроператорам деньги за их путевки и не выходит на связь. Очередная крупная афера? А ведь белорусы нередко вступают в отношения с российскими туроператорами (более того, некоторые из белорусских турагентов на них «завязаны»), так что и они могут стать — и становятся — жертвами крупных или мелких афер. К счастью, пока серьезных скандалов с участием белорусских турфирм не было, если не считать таковыми недавние «болгарские приключения», когда нашим детям турфирмы никак не могли предоставить достойные условия для проживания и отдыха на Солнечном берегу и других курортах.

Но обманутых туристов меньше не становится. Совсем свежий пример. Минчанка решила порадовать себя в середине июля туром с отдыхом в прекрасной Чехии. Честно оплатила брестской турфирме, которой полностью доверилась, села в автобус, мыслями вся уже за границей, но, увы, нашу границу пересечь ей было не суждено. Когда работники фирмы подвезли женщине паспорт с вожделенной визой, оказалось, что оформлена та была только на одну неделю, а не на две, как полагалось по путевке. Увы, но даже и недельный «галоп» по Европе (на что туристка уже согласилась) ей не «светил»: в автобусе, забиравшем туристов с отдыха, места на обратный проезд уже не нашлось. Вот и пришлось ей, забыв об отдыхе, с чемоданом в руках самостоятельно возвращаться из Бреста в Минск, где семья ждала ее лишь через две недели — отдохнувшую и загоревшую. И турфирме, и туристке в этой ситуации не позавидуешь — дело в итоге обернется колоссальными моральными (и материальными для агентства) потерями.

Лично я вряд ли бы простила агентству вот так, в секунду, испорченный отдых, о котором мечталось целый год. И меня не волнует невнимательность сотрудника фирмы, тот самый человеческий фактор — ведь человек этот сознательно выбрал туризм сферой своей деятельности, а значит, автоматически подписался нести ответственность за своих клиентов. А если врач поставит пациенту неправильный диагноз, а если на поле в горячую страду выйдет неисправная, по вине каких-то недобросовестных работников, техника?..

— В этом году мы уже приняли не одно обращение с жалобами на оказание туристических услуг — это внезапное изменение стоимости тура, несоответствие условий проживания заявленным в путевке, поломки автобусов. Как раз на июль-август приходится пик таких обращений, когда часть туристов уже успела неудачно «отдохнуть», а некоторые столкнулись с проблемами еще до отъезда. Поэтому потребителю, приобретает он просто товар или туристическую услугу, я еще раз советую внимательнее относиться к выдаваемым вам документам, — рассказала мне председатель Белорусского общества защиты прав потребителей Анна Суша.

Но ведь и сам поставщик услуги, той же туристической, должен быть предельно внимателен и честен со своим клиентом. Как, впрочем, и любой профессионал на своем рабочем месте.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter