С чего начинается порядок

Испытано на себе. Как работает минская аварийка

В ближайшее время планируется проведение республиканского семинара по проблемам ЖКХ. Среди них и всевозможные коммунальные ЧП, на которые надо экстренно реагировать и которые традиционно учащаются с началом отопительного сезона. За сутки сотрудники городской аварийной службы Минска выполняют около 400 заявок, поступивших по единому номеру 115. В выходные — и того больше. Между тем на 24–часовой смене работают всего 27 экипажей (по 12 сантехнических и электротехнических, а также 3 сварочных) — 54 человека на весь город. Как удается справляться с валом вызовов? Корреспонденты «СБ» решили присоединиться к одной из аварийных бригад.


...В 17.45 диспетчеры отмечают: пошел поток заявок. Одна за другой бригады получают маршрутные листы и отправляются по адресам. В первую очередь на залития квартир, засоры канализации, замыкания в электрощитовых — вызовы, связанные с угрозой для жизни жильцов или нанесением серьезного материального ущерба. По ним время прибытия экипажей не должно превышать 30 минут.

...В 17.45 диспетчеры отмечают: пошел поток заявок. Одна за другой бригады получают маршрутные листы и отправляются по адресам. В первую очередь на залития квартир, засоры канализации, замыкания в электрощитовых — вызовы, связанные с угрозой для жизни жильцов или нанесением серьезного материального ущерба. По ним время прибытия экипажей не должно превышать 30 минут.


С одной из бригад едем на улицу Обойную. За рулем «уазика» Сергей Шелег, сам сантехник 3–го разряда. Волнуется, как бы в пробке на дороге не застрять — час пик. Напарник Геннадий Буквич, один из старожилов службы, включает в телефоне навигатор, советует оптимальный маршрут. С нами в машине и начальник смены Руслан Щур. По пути показывает фотобазу в телефоне, в которой на сегодня уже более 1.000 снимков с различных вызовов аварийки. Специфические ракурсы Руслан Викторович объясняет просто: порой фотофиксация — веский аргумент в спорных ситуациях (в том числе в суде), когда затрагиваются имущественные интересы собственников и эксплуатирующих организаций...

Выезд аварийной бригады на вызов

В квартире на верхнем этаже нас встречает встревоженная хозяйка: горячая вода течет по стене в одной из комнат. У соседей ситуация еще плачевнее. Сверху технический этаж, переоборудованный под жилые квартиры. А жильцов нет дома. Что делать? Аварийщики обсуждают: перекрыть воду по всему стояку — дело минутное. Но для этого нужно ехать в ЖЭС за ключами от подвала из аварийного запаса. Туда и обратно — минут 20, не меньше. Тем временем начальник смены созванивается с диспетчером, находит номер телефона отсутствующего жильца. Тот обещает быть через 10 минут. Решают подождать, ведь тогда ключи от подвала могут и не понадобиться. Попав в квартиру, причину залития сантехники устанавливают за считаные секунды: отопление включили, а радиатор не выдержал давления, дал течь...

Проверка давления горячей воды

Хорошо, конечно, что все так оперативно разрешилось. Бывает, ни жильцов не отыскать, ни в подвал не попасть. В редких случаях только сотрудники МЧС могут вскрыть двери в квартиру для устранения и локализации серьезной аварии. Мне приводят недавний пример. Вызвали спасателей в дом на улице Уборевича, чтобы перекрыть воду в квартире на пятом этаже, откуда она уже успела просочиться до второго. Приехав на спецавтомобиле, сотрудники МЧС по автолестнице попали в жилище через форточку и открыли двери аварийной службе и сотрудникам милиции.


В 19.10 направляемся уже по следующему адресу. Жильцы одной из квартир в пятиэтажке на улице Харьковской решили самостоятельно развоздушить систему отопления, не дожидаясь специалистов. Что в результате? Под давлением с батареи сорвало заглушку, и горячая вода хлынула на пол. Затопили себя и соседей. Буквально за 10 — 15 минут по стенам вода спустилась с 5–го этажа до 1–го.

— Хорошо еще, без ошпаренных рук обошлось, — констатирует Геннадий Николаевич. Такое тоже бывает.


Попасть в подвал аварийной службе помогают сами жильцы дома, у многих там погреба. Бригада перекрывает стояк системы отопления и сливает воду из системы. Затем один из сотрудников снова поднимается в квартиру, закручивает заглушку на место, зажимает ее. И заново производится запуск системы отопления с последующим развоздушиванием стояка в подвале дома.


Между тем у начальника смены звонит телефон: другой сантехнической бригаде повезло меньше. В доме по улице Рафиева серьезное залитие. Настолько, что Руслан Викторович принимает решение вскрывать дверь подвала без поиска ключей. Говорит, за каждую смену бывает 3 — 4 таких случая...



А на связи уже абоненты, ожидающие прибытия бригады сварщиков на Казинца, 78, где прорвало теплотрассу. Интересуюсь: у электротехнических бригад такой же цейтнот?

— И им работы хватает. То свет в квартирах пропадает, нужно искать причину, то жильцы жалуются на запах оплавленной проводки, искрение и так далее. Кстати, лайфхак от аварийной службы: если в доме ЧП, лучше в 115 звонить всем по очереди, а не кому–то одному. Тогда нам сразу будет понятен масштаб происшествия... А бывают и курьезные ситуации, — Руслан Викторович рассказывает, как однажды аварийная бригада приехала к дамочке, которую беспокоил треск в розетках. Проверили, все работает исправно. Оказалось, так разряжался мобильный телефон у нее в кармане. Или еще случай из жизни: одному из жильцов отключили электроэнергию за неуплату, а он решил искать причину в электрощитке — и устроил замыкание во всем подъезде.

Улица Сухаревская. В квартире на первом этаже жильцы жалуются, что поднимается вода в санприборах. С фонариком под дождем аварийщики ищут на улице канализационный люк и с помощью железной трубы (отвода) и стальной проволоки начинают прочищать место возможного засора...

Все действия четкие и слаженные. Кажется, тут есть сценарии работы на любой случай. Впрочем, в службе признаются: есть и у них ахиллесова пята — двойные аварийные сантехнические ситуации по одному и тому же адресу, когда характер одной аварии скрывает под собой признаки другой. Например, одновременные течи систем внутренних водостоков во время обильных дождей и стояков холодного водоснабжения.

В 20.29 Руслан Щур констатирует: только по залитию в службу поступило уже 85 заявок. Если они будут идти сплошным потоком и дальше, экипажам до самого утра придется работать без перерывов. Даже на чай на базу не заедут. Все перекусы только на ходу... Впрочем, по практике известно: после часа–двух ночи, как правило, становится поспокойнее.

ШТРИХИ К ТЕМЕ

Директор предприятия Александр Ерофеев вводит в курс дела:


— Работаем в круглосуточном режиме, без выходных. В будни с 9.00 до 17.45 целесообразность выезда наших бригад по аварийным заявкам определяется эксплуатирующими организациями. Параллельно, в удобное для заявителей время, мы выполняем заявки других организаций, оказываем платные услуги населению. Недавно, например, выиграли тендер на профилактический ремонт электрощитков и сантехнические работы в нескольких ЖЭУ Советского района... А более 60% от всего объема аварийных заявок за сутки приходится на вечернее и ночное время. В выходные и праздничные дни город и вовсе только в нашем распоряжении.


Чтобы оптимизировать работу аварийных бригад, улучшить логистику и сократить время прибытия, в Минске организовано три линейных отделения аварийно–восстановительной службы (АВС): на улице К.Чорного, 9б, где расположен и диспетчерский отдел, а также на проспекте Рокоссовского, 97а и улице Матусевича, 42. Дежурные смены работают сутки через трое. Но количество вызовов постоянно растет, а значит, увеличивается и нагрузка на каждый экипаж. Александр Владимирович говорит о наболевшем:

— Из центра 115 заявки к нам часто поступают необработанные, по принципу поверхностной подгонки под обобщенные понятия общеупотребляемых технических терминов. Мы видим их в единой компьютерной базе. Но прежде чем отправить бригаду на вызов, нашим диспетчерам, а их всего два, практически всегда приходится тратить время на звонки заявителям: уточнять характер аварийной ситуации, место, определять степень ее критичности. Тем более что жильцы порой склонны преувеличивать масштаб случившегося. В результате часть заявок удается снять еще по телефону. Но ведь другие люди, те, у кого действительно в доме ЧП, тем временем вынуждены ждать!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Ерофеев, директор УП «Городская аварийная служба»:


— До 72 — 78% от общего количества заявок, поступающих в адрес городской аварийной службы, — сантехнического направления. Из них в отопительный сезон примерно половина связана с проблемами систем отопления. Даже если нет аварийных ситуаций, в течение первых пяти дней, пока идет запуск отопления, люди звонят, жалуются, почему у одних дома уже тепло, а у других еще нет. Объясняем. Просим подождать. Но рекордное число вызовов бывает с наступлением сильных морозов. 7 января, например, к нам за сутки поступило 1.590 (!) заявок. Подсчитали: чтобы выполнить только сантехнические, понадобилось бы... 183 бригады. Чем был вызван такой всплеск? Думаю, повышенным давлением в теплосетях. Когда происходят аварии на электросетях — эффект тот же. И попробуй в этом шквале заявок своевременно вычленить те, которые требуют самого оперативного решения... Так что во многом численность поступающих от жильцов заявок в нашу службу и своевременность их выполнения зависит от работы эксплуатирующих организаций. Но в первую очередь — профессионализма службы 115.

КСТАТИ

Усредненное время выполнения сантехнической заявки городской аварийной службой Минска — полтора часа. Из расчета, что время на прибытие не превышает 30 минут.

dekola@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
ТЕГИ:
Версия для печати
Вика
Кстати, не могу ничего плохого сказать про работу этой службы по номеру 115. Раньше от ЖЭСа ничего не могла добиться. Неделями названивала. Сейчас все решается куда быстрее. Когда всем отопление включили, у меня стены оставались ледяными. Утром позвонила, оставила заявку. Днем пришли, спустились в подвал, видимо, развоздушили, - и к вечеру стена начала нагреваться. Еще удобно, что можно по номеру заявки отслеживать действия коммунальщиков. И трезвонить все время не надо.
Олег
Хороший репортаж. Всегда думала, как там они выдерживают - те, кто в такого рода службах работают. Взаимодействовать с людьми и так непросто, а когда какое-то ЧП - тем более. Предлагаю газете делать больше таких материалов - о простых, но важных работах. Это всегда интересно читать.
Сергей, 55, Могилев
Хорошая статья и главное поучительная по вопросам ЖКХ. Но поучительная она не только для служб ЖКХ, но и жильцов тоже. Все хорошо, но как в нашей медицине так и в ЖКХ одна беда, не ведется аналитическая работа. То что аварийная служба хорошо работает, это радует, огорчает другое чем больше работы у аварийных служб тем хуже сработали на профилактику работники ЖРЭУ. Это их зеркало. Когда в нашем доме, где я когда-то был председателем затопило подвал и я в 9.00 утра сам поехал в аварийную службу Могилева, что они побыстрей прибыли и устранила засор, там мне сказали, что БУДУТ В 16.00 часов и не раньше. Это было в 2014 году. С тех пор решил, что при такой их работе обслуживание дома нужно так выстроить, что б никаких аварий и вовсе не происходило. Жильцы еще не до конца понимаю, что работа в авральном режиме это те убытки которые будут ложится в стоимость обслуживания дома. Это наши с вами убытки жильцы. После не удивляйтесь что тарифы повышаются в ЖКХ. Это технику безопасности людей соблюдать нужно, (инструмент, одежда и т.д.) ночные оплати, ну по трудовому законодательству и т.д. и т.п. Так что чем будет лучше работать аварийная служба тем выше будут жировки, а  аварийная служба будет работать от того, что плохо выполняют свои обязанности работники ЖЭУ. Все взаимосвязано. Так что не обманывайтесь сильно. Просто все нужно делать своевременно и обследование общедомовых и внутриквартирных коммуникаций. Проводить их плановый ремонт и обслуживание, тогда и аварийку меньше нужно будет вызывать и платить, само собой разумеющееся.  
Николащенко Анатолий, Минск
Неужели нельзя отформатировать текст, чтобы он не набегал на фото?. Это не единственный случай, а система.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?