Испытано на себе. Как работает минская аварийка

С чего начинается порядок

В ближайшее время планируется проведение республиканского семинара по проблемам ЖКХ. Среди них и всевозможные коммунальные ЧП, на которые надо экстренно реагировать и которые традиционно учащаются с началом отопительного сезона. За сутки сотрудники городской аварийной службы Минска выполняют около 400 заявок, поступивших по единому номеру 115. В выходные — и того больше. Между тем на 24–часовой смене работают всего 27 экипажей (по 12 сантехнических и электротехнических, а также 3 сварочных) — 54 человека на весь город. Как удается справляться с валом вызовов? Корреспонденты «СБ» решили присоединиться к одной из аварийных бригад.


...В 17.45 диспетчеры отмечают: пошел поток заявок. Одна за другой бригады получают маршрутные листы и отправляются по адресам. В первую очередь на залития квартир, засоры канализации, замыкания в электрощитовых — вызовы, связанные с угрозой для жизни жильцов или нанесением серьезного материального ущерба. По ним время прибытия экипажей не должно превышать 30 минут.

...В 17.45 диспетчеры отмечают: пошел поток заявок. Одна за другой бригады получают маршрутные листы и отправляются по адресам. В первую очередь на залития квартир, засоры канализации, замыкания в электрощитовых — вызовы, связанные с угрозой для жизни жильцов или нанесением серьезного материального ущерба. По ним время прибытия экипажей не должно превышать 30 минут.


С одной из бригад едем на улицу Обойную. За рулем «уазика» Сергей Шелег, сам сантехник 3–го разряда. Волнуется, как бы в пробке на дороге не застрять — час пик. Напарник Геннадий Буквич, один из старожилов службы, включает в телефоне навигатор, советует оптимальный маршрут. С нами в машине и начальник смены Руслан Щур. По пути показывает фотобазу в телефоне, в которой на сегодня уже более 1.000 снимков с различных вызовов аварийки. Специфические ракурсы Руслан Викторович объясняет просто: порой фотофиксация — веский аргумент в спорных ситуациях (в том числе в суде), когда затрагиваются имущественные интересы собственников и эксплуатирующих организаций...

Выезд аварийной бригады на вызов

В квартире на верхнем этаже нас встречает встревоженная хозяйка: горячая вода течет по стене в одной из комнат. У соседей ситуация еще плачевнее. Сверху технический этаж, переоборудованный под жилые квартиры. А жильцов нет дома. Что делать? Аварийщики обсуждают: перекрыть воду по всему стояку — дело минутное. Но для этого нужно ехать в ЖЭС за ключами от подвала из аварийного запаса. Туда и обратно — минут 20, не меньше. Тем временем начальник смены созванивается с диспетчером, находит номер телефона отсутствующего жильца. Тот обещает быть через 10 минут. Решают подождать, ведь тогда ключи от подвала могут и не понадобиться. Попав в квартиру, причину залития сантехники устанавливают за считаные секунды: отопление включили, а радиатор не выдержал давления, дал течь...

Проверка давления горячей воды

Хорошо, конечно, что все так оперативно разрешилось. Бывает, ни жильцов не отыскать, ни в подвал не попасть. В редких случаях только сотрудники МЧС могут вскрыть двери в квартиру для устранения и локализации серьезной аварии. Мне приводят недавний пример. Вызвали спасателей в дом на улице Уборевича, чтобы перекрыть воду в квартире на пятом этаже, откуда она уже успела просочиться до второго. Приехав на спецавтомобиле, сотрудники МЧС по автолестнице попали в жилище через форточку и открыли двери аварийной службе и сотрудникам милиции.


В 19.10 направляемся уже по следующему адресу. Жильцы одной из квартир в пятиэтажке на улице Харьковской решили самостоятельно развоздушить систему отопления, не дожидаясь специалистов. Что в результате? Под давлением с батареи сорвало заглушку, и горячая вода хлынула на пол. Затопили себя и соседей. Буквально за 10 — 15 минут по стенам вода спустилась с 5–го этажа до 1–го.

— Хорошо еще, без ошпаренных рук обошлось, — констатирует Геннадий Николаевич. Такое тоже бывает.


Попасть в подвал аварийной службе помогают сами жильцы дома, у многих там погреба. Бригада перекрывает стояк системы отопления и сливает воду из системы. Затем один из сотрудников снова поднимается в квартиру, закручивает заглушку на место, зажимает ее. И заново производится запуск системы отопления с последующим развоздушиванием стояка в подвале дома.


Между тем у начальника смены звонит телефон: другой сантехнической бригаде повезло меньше. В доме по улице Рафиева серьезное залитие. Настолько, что Руслан Викторович принимает решение вскрывать дверь подвала без поиска ключей. Говорит, за каждую смену бывает 3 — 4 таких случая...



А на связи уже абоненты, ожидающие прибытия бригады сварщиков на Казинца, 78, где прорвало теплотрассу. Интересуюсь: у электротехнических бригад такой же цейтнот?

— И им работы хватает. То свет в квартирах пропадает, нужно искать причину, то жильцы жалуются на запах оплавленной проводки, искрение и так далее. Кстати, лайфхак от аварийной службы: если в доме ЧП, лучше в 115 звонить всем по очереди, а не кому–то одному. Тогда нам сразу будет понятен масштаб происшествия... А бывают и курьезные ситуации, — Руслан Викторович рассказывает, как однажды аварийная бригада приехала к дамочке, которую беспокоил треск в розетках. Проверили, все работает исправно. Оказалось, так разряжался мобильный телефон у нее в кармане. Или еще случай из жизни: одному из жильцов отключили электроэнергию за неуплату, а он решил искать причину в электрощитке — и устроил замыкание во всем подъезде.

Улица Сухаревская. В квартире на первом этаже жильцы жалуются, что поднимается вода в санприборах. С фонариком под дождем аварийщики ищут на улице канализационный люк и с помощью железной трубы (отвода) и стальной проволоки начинают прочищать место возможного засора...

Все действия четкие и слаженные. Кажется, тут есть сценарии работы на любой случай. Впрочем, в службе признаются: есть и у них ахиллесова пята — двойные аварийные сантехнические ситуации по одному и тому же адресу, когда характер одной аварии скрывает под собой признаки другой. Например, одновременные течи систем внутренних водостоков во время обильных дождей и стояков холодного водоснабжения.

В 20.29 Руслан Щур констатирует: только по залитию в службу поступило уже 85 заявок. Если они будут идти сплошным потоком и дальше, экипажам до самого утра придется работать без перерывов. Даже на чай на базу не заедут. Все перекусы только на ходу... Впрочем, по практике известно: после часа–двух ночи, как правило, становится поспокойнее.

ШТРИХИ К ТЕМЕ

Директор предприятия Александр Ерофеев вводит в курс дела:


— Работаем в круглосуточном режиме, без выходных. В будни с 9.00 до 17.45 целесообразность выезда наших бригад по аварийным заявкам определяется эксплуатирующими организациями. Параллельно, в удобное для заявителей время, мы выполняем заявки других организаций, оказываем платные услуги населению. Недавно, например, выиграли тендер на профилактический ремонт электрощитков и сантехнические работы в нескольких ЖЭУ Советского района... А более 60% от всего объема аварийных заявок за сутки приходится на вечернее и ночное время. В выходные и праздничные дни город и вовсе только в нашем распоряжении.


Чтобы оптимизировать работу аварийных бригад, улучшить логистику и сократить время прибытия, в Минске организовано три линейных отделения аварийно–восстановительной службы (АВС): на улице К.Чорного, 9б, где расположен и диспетчерский отдел, а также на проспекте Рокоссовского, 97а и улице Матусевича, 42. Дежурные смены работают сутки через трое. Но количество вызовов постоянно растет, а значит, увеличивается и нагрузка на каждый экипаж. Александр Владимирович говорит о наболевшем:

— Из центра 115 заявки к нам часто поступают необработанные, по принципу поверхностной подгонки под обобщенные понятия общеупотребляемых технических терминов. Мы видим их в единой компьютерной базе. Но прежде чем отправить бригаду на вызов, нашим диспетчерам, а их всего два, практически всегда приходится тратить время на звонки заявителям: уточнять характер аварийной ситуации, место, определять степень ее критичности. Тем более что жильцы порой склонны преувеличивать масштаб случившегося. В результате часть заявок удается снять еще по телефону. Но ведь другие люди, те, у кого действительно в доме ЧП, тем временем вынуждены ждать!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Ерофеев, директор УП «Городская аварийная служба»:


— До 72 — 78% от общего количества заявок, поступающих в адрес городской аварийной службы, — сантехнического направления. Из них в отопительный сезон примерно половина связана с проблемами систем отопления. Даже если нет аварийных ситуаций, в течение первых пяти дней, пока идет запуск отопления, люди звонят, жалуются, почему у одних дома уже тепло, а у других еще нет. Объясняем. Просим подождать. Но рекордное число вызовов бывает с наступлением сильных морозов. 7 января, например, к нам за сутки поступило 1.590 (!) заявок. Подсчитали: чтобы выполнить только сантехнические, понадобилось бы... 183 бригады. Чем был вызван такой всплеск? Думаю, повышенным давлением в теплосетях. Когда происходят аварии на электросетях — эффект тот же. И попробуй в этом шквале заявок своевременно вычленить те, которые требуют самого оперативного решения... Так что во многом численность поступающих от жильцов заявок в нашу службу и своевременность их выполнения зависит от работы эксплуатирующих организаций. Но в первую очередь — профессионализма службы 115.

КСТАТИ

Усредненное время выполнения сантехнической заявки городской аварийной службой Минска — полтора часа. Из расчета, что время на прибытие не превышает 30 минут.

dekola@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter