С чего начинается бизнес

Что важнее в своем деле — деньги, кадры или талант?

Что важнее в своем деле — деньги, кадры или талант? Ответ искали участники дискуссии

Согласно информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 1 февраля 2011 года в республике состоит на учете 88 360 субъектов малого предпринимательства — юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года их количество увеличилось на 8 828, или на 11,1 %. Численность индивидуальных предпринимателей составила 233 557 человек. Это на 12 700 человек больше, чем годом ранее. Кто они, люди, предпочитающие заниматься собственным делом? Где взять кадры для малого бизнеса? И можно ли обучить человека предпринимательству? Эти вопросы обсуждали заведующая кафедрой экономики и управления Республиканского института переподготовки кадров Министерства труда и социальной защиты Ольга ВЫСКВАРКО, начальник отдела кадров Министерства архитектуры и строительства Людмила ТИЩЕНКО, директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Владимир АПАНАСОВИЧ, декан факультета маркетинга БГЭУ Валерий БОРОДЕНЯ, начальник Управления инфраструктуры предпринимательской деятельности Министерства экономики Тамара АХРАМЕНКО и член Совета по развитию предпринимательства, генеральный директор ЗАО «Борисовдетспецпродукт» Виктор ХИНЕВИЧ.

Я б в ипэшники пошел, пусть меня научат…

«Р»: Принято считать, что в предпринимательство идут лучшие…

Тамара АХРАМЕНКО: Если гражданин не хочет работать на заводе или в госорганизации, а хочет организовать собственное дело, то регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя или как юридическое лицо. Но успешно организовать свой бизнес оказывается не так просто: нужно знать законодательство, искать помещение, рынки сбыта, партнеров и другое. Есть предприниматели, которым разработать бизнес-план, договор — проблема. И этому надо обучать.

Одним из инструментов, способствующих формированию и деятельности субъектов малого предпринимательства, является созданная в республике сеть центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства. Таких насчитывается 54 и 11 соответственно.

Центры оказывают информационные, консультационные услуги по вопросам создания и ведения предпринимательской деятельности, содействуют в подготовке кадров для малого предпринимательства, разработке бизнес-планов, получении финансовых ресурсов, поиске партнеров, участию в выставках-ярмарках. В 2010 году их услугами воспользовались 68 608 человек.

Помощь в подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства центрами осуществляется в различных формах краткосрочного обучения — специализированных курсов, семинаров, тренингов для различных целевых групп и разной степени подготовленности граждан. В 2010 году проведено более полутора тысяч тематических семинаров, курсов, в которых приняли участие 34 269 человек.

В инкубаторе малого предпринимательства, помимо предоставления в аренду помещений под офисы или производство, оборудования, субъектам, начинающим свою деятельность, оказывается практическая помощь в налаживании и развитии своего дела, решении вопросов, возникающих в ходе осуществления работы.

Виктор ХИНЕВИЧ: Чем предприниматель умнее, тем быстрее его бизнес закроется.

Валерий БОРОДЕНЯ: В Америке, кстати, эта статистика подтверждается: самые успешные миллионеры не самые образованные люди. Вот такое горе от ума.

Ольга ВЫСКВАРКО: Разве можно обучить предпринимательству? Я считаю, что нет. Это такой же талант, как и быть художником, скрипачом. Это все-таки дар Божий. Не все выпускники моей кафедры становятся бизнесменами. Да, отрицательный результат обучения тоже хорошо. Ведь человек понял, что ошибся. Может, он увидел, где был не прав. Пусть так, чем он будет рисковать своим имуществом, деньгами, когда не лежит душа. Но все же пока не попробуешь, не поймешь. Поэтому и приходят люди. У нас обучение длится 2,5 недели. Учим основам, пишем бизнес-планы не за них, а вместе. Далее они идут в центры занятости, где государство выделяет субсидию. Немного, но для его маленького бизнеса достаточно.

Тамара АХРАМЕНКО: В целом в республике реализуется программа государственной поддержки малого предпринимательства, которая содержит мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, информационное обеспечение, финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства, развитие производственной кооперации крупных предприятий с малыми, обучение кадров для малого предпринимательства и др. На выполнение мероприятий в 2010 году было направлено Br 24,867 млн. Из них на государственную финансовую поддержку в реализации инвестиционных проектов —
Br 23,485 млн.

Виктор ХИНЕВИЧ: Смотрите: пришел безработный, ему дали денег в кредит, с головой кинулся в бизнес — не получилось. Он в яме. Вы со своими центрами делаете еще хуже. Может, вернулся бы человек обратно на работу или искал бы что-то другое… Кстати, по последним данным, предприниматели начали закрывать свое дело и переходить в госструктуры, что во многом связано с нестабильностью. Сегодня не знаешь, сколько будет стоить завтра электроэнергия или газ, а в бизнес-план писать что-то надо…

Тамара АХРАМЕНКО: Предприниматели приходят в центры за помощью в решении проблемных вопросов, которые возникают в ходе работы. Проводимые центрами консультации носят, как правило, индивидуальный характер с целью решения конкретных проблем предпринимателя.

Виктор ХИНЕВИЧ: Не надо учить, какие показатели закладывать. Здесь пригодятся больше знания психолога, который определит, способен ли этот человек выжить в бизнес-среде или нет, а потом под него что-то создавать.

Тамара АХРАМЕНКО: Поэтому еще в школе детям надо дать представление о сущности и основных особенностях предпринимательства как особого рода деятельности, сформировать у них знания о полном цикле предпринимательской деятельности, о том, что необходимо для создания собственного дела и обеспечения его эффективности и развития, а также помочь молодежи сориентироваться в выборе профессии.

Валерий БОРОДЕНЯ: В школе никто не научит.

Ольга ВЫСКВАРКО: Учит семья.

Владимир АПАНАСОВИЧ: В развитых странах 80 % всех экономических показателей приходится на долю среднего и малого бизнеса. Значимую часть при этом составляет вклад семейного бизнеса.

Бизнес-улей

Тамара АХРАМЕНКО: Министерство труда и социальной защиты переучивает тех, кому грозит увольнение, кто потерял работу. Предлагают список востребованных специальностей. Центры поддержки проводят семинары, курсы для тех предпринимателей, кто только создал или хочет организовать свое дело, у кого возникают вопросы в процессе предпринимательской деятельности, кому нужны знания по практическому применению законодательства по вопросам хозяйственной деятельности, дальнейшему развитию предприятия и персонала.

Виктор ХИНЕВИЧ: Может, надо сначала учить руководителей исполкомов, других ведомств? Бизнес — как улей: кто-то в него несет, кто-то выносит, а кто-то ничего не делает. Сперва «рабочих пчелок» подталкивают — мол, трудитесь, а потом обрезают крылышки и выбрасывают, когда они свое дело сделали. Надо менять подход к предпринимательству. Дайте возможность самим на себя зарабатывать, самим решать, что хорошо, что плохо.

Ольга ВЫСКВАРКО: И вместе с тем надо понимать, что такое бизнес. Тапочки продавать? Это самозанятость. У нас почему-то принято все называть бизнесом.

Виктор ХИНЕВИЧ: Люди должны заниматься чем-то серьезным. Попробуй самостоятельно, чего ты стоишь.

Валерий БОРОДЕНЯ: Человек должен понимать, за что он получает деньги. Почему наш продавец не улыбается? Потому что он не зарабатывает деньги — получает зарплату. И приказом не заставишь человека оставить за порогом неприятности, проблемы. Менять надо многое, причем в корне. Где мы пропагандируем предпринимательство? Где говорим, что это престижно?

Когда работник на вес золота

Виктор ХИНЕВИЧ: Нет у нас ресурсов, за счет которых можно было бы развивать производство. В моем хозяйстве, например, проблематично найти мастера или толкового технолога. Потому что тот, которого обучили в центре занятости Министерства труда, запросто сгодится на должность упаковщика. Более сложную работу я ему не доверю. Легко найти директора, заместителя директора по снабжению, по хозяйственной части — управлять хотят все. Может, и не надо готовить всех в предприниматели, а вместо этого вы­учить нормального технолога?

Владимир АПАНАСОВИЧ: Если руководитель пред­прия­тия заинтересован в том, чтобы получить хорошего специа­листа, он должен участвовать в том числе и в процессе подготовки. Например, брать на практику, готовить «под себя». Иначе получается, что выпускаем тех же востребованных маркетологов, специалистов по ВЭД, а они остаются не у дел.

Виктор ХИНЕВИЧ: Уровень обучения в Беларуси соответствует первому пласту бизнеса с активной частью годового баланса до $ 100 тыс. Но как только я начинаю конкурировать с зарубежными компаниями, уровень знаний должен быть не ниже, чем за границей. Приходится учить своих работников за рубежом. Сейчас нужны люди с мозгами.

Владимир АПАНАСОВИЧ: Не согласен, что у нас нельзя подготовить специалистов для вашего второго пласта с активной частью годового баланса $ 100 тыс. — $ 10 млн. У нас есть программа МБА, в нашем институте масса контактов с европейскими образовательными центрами. Плюс целая программа стажировок, в том числе и целевые. Можем организовать учебу здесь, а практику за границей. Примером является совместная белорусско-немецкая программа повышения квалификации управленческих кадров, которая успешно реализуется с 2006 года. Она включает в себя одно- и трехмесячную стажировку в ФРГ. Обучение по ней прошло более 200 человек.

Валерий БОРОДЕНЯ: Действительно, система высшего образования сегодня может решить большинство стоящих перед ней задач, однако уровень взаимодействия с предприятиями недостаточный. Почему-то работодатели считают, что им должны подготовить специалиста, хотя на деле даже использовать его толком не могут. Навязывают старые алгоритмы принятия решений, загоняют в рамки привычных бизнес-процессов. И все это под лозунгом: «Забудь чему тебя учили, в жизни все не так...».

Тамара АХРАМЕНКО: Человек должен найти себя, выбрать тот вид деятельности, к которому у него лежит душа и имеются знания и способности. В этом ему нужно оказать помощь посредством организации соответствующей подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Виктор ХИНЕВИЧ: Хотел молодой человек получить одну профессию, но не хватило баллов, пошел учиться на другую. Каким он будет специалистом? Риторический вопрос.

Людмила ТИЩЕНКО: Надо развивать предпринимательскую активность и у взрослого населения, и у руководителей всех уровней.

С этой целью с 2001 года на базе подчиненного Мин­стройархитектуры государственного предприятия «Институт НИПТИС им. С.С. Атае­ва» действует Международный информационный центр новых технологий в строительстве. Основная задача центра — ускорение внедрения и освоения в практике проектирования и строительства передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, а также прогрессивных форм и методов организации и управления строительным производством. Поэтому организуются стажировки для руководителей и специалистов строительной отрасли в ведущих строительных компаниях Европы.

Валерий БОРОДЕНЯ: Кадровый голод не доминирующая проблема в нашей стране. Но все же недостаток такого экономического ресурса, как предпринимательские способности, — это наше советское наследие.

Тамара АХРАМЕНКО: В целях реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» разрабатывается план мероприятий по реализации ее положений. В указанный план включены мероприятия, направленные на создание эффективной национальной системы делового образования. Работа по его реализации Министерством образования, Министерством экономики, Министерством труда и социальной защиты, иными заинтересованными организация­ми должна осуществляться во взаимодействии. Всегда в итоге есть положительный и отрицательный результат, и, чтобы последний исключить, нужно постоянно учиться, совершенствоваться.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter