Российский союз производителей молока призывает Беларусь и Казахстан «стабилизировать ситуацию на рынке»

С больной головы на нашу

Ежегодные претензии россиян по торговым балансам, ценам и качеству белорусского продовольствия — постоянно бурлящий котел
ЕЖЕГОДНЫЕ претензии россиян по торговым балансам, ценам и качеству нашего продовольствия — постоянно бурлящий котел, в котором рациональными ингредиентами и не пахнет. Как только тамошний производитель понимает, что в той или иной ситуации, складывающейся на рынке, проигрывает, начинаются жалобы правительству и сетования коллегам по Таможенному союзу. Российских молочников беспокоят то дороговизна, то дешевизна, то чума, то холера, то, извините, понос, то золотуха. Вот и в очередной раз в середине мая российский Национальный союз производителей молока обратился к казахстанской и белорусской сторонам с просьбой «принять срочные меры по стабилизации ситуации, сложившейся на молочном рынке стран Таможенного союза».



Претензии, конечно, в большей мере на наш счет, нежели казахстанский: конкуренция со стороны казахстанских фермеров россиян не беспокоит. Пока?

Как поясняет председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко, в объединении крайне обеспокоены снижением закупочных цен на молоко и прогнозами на их дальнейшее падение. При этом себестоимость его производства выросла на 40 процентов. Ситуация якобы усугубляется двукратным снижением стоимости биржевых молочных продуктов на мировом рынке. И главное — индикативных цен на молоко и молочные продукты со стороны основного импортера — Беларуси. Все это может привести к резкому снижению объемов производства молока в России — на 1—2 миллиона тонн — и сокращению поголовья КРС. В прошлом году оно и так уменьшилось на 2,5 процента.

Да, но чем провинились белорусы? Тем, что рационально следуем мировым трендам?

Конечно же для нас принципиально важно и нужно, чтобы наши товары продавались подороже. Но хотят ли этого на самом деле россияне? Когда прошлой осенью мы подняли рублевые цены на свою продукцию, российские региональные власти не на шутку забеспокоились и не раз высказывали претензии. Сейчас после «гармонизации» девальваций в двух странах и с началом сезона большого молока маятник качнулся в другую сторону. По данным Минсельхоза России, в первую неделю мая надои увеличились на 3,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, до 43,7 тысячи тонн. При этом средняя цена закупки сырого молока 1-го сорта базисной жирности за неделю снизилась на 2,3 процента — почти 19 рублей за килограмм без НДС. Цены падают уже несколько недель и в общем-то совпадают с мировой тенденцией.

Мировой тренд на снижение поддержала Беларусь. И снова услышали жалобы, дескать, белорусы демпингуют и превышают балансы поставок. Хотя, согласно российской статистике, РФ обеспечивает себя «молочкой» на 78 процентов, то есть импортирует она менее четверти. На долю нашей страны приходится пятая часть — 113 тысяч тонн из 600 тысяч — импортируемого Россией молока и около трети (120 тысяч тонн из 400 тысяч тонн) сыра. Не очень мало, но и не так уж много, чтобы мы завалили молочное животноводство такой большой страны. Кстати, в I квартале этого года, по данным федеральной таможенной службы, импорт молочных продуктов в РФ сократился.

А ведь уменьшение экспортных цен на молоко при сохранении высоких затрат на его производство бьет и по белорусам. Для нас еще больше усугубляет ситуацию проседание рынка в России, куда Беларусь поставляет более 90 процентов своего продовольствия.

«Если в I квартале прошлого года мы поставили в Россию продукции на 765 миллионов долларов, то в I квартале этого – на 506 миллионов», – говорит первый замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич. Кстати, производство молока в Беларуси в I квартале 2015 года выросло на 7,2 процента по сравнению с прошлогодним периодом.

Суть в том, что собственные проблемы отрасли российские молокопроизводители хотят решать за счет коллег из соседних стран. Думается, надо бы не жаловаться на конкурентов, а учитывать, что платежеспособность людей падает, значит — цены должны быть ниже. И если переработчик продает молоко по цене ниже себестоимости производства, то ему стоит работать более эффективно, сокращая свои расходы. Сравнительный анализ показывает, что по молочной продукции белорусы находятся в среднем ценовом сегменте, а по отпускным ценам на мясо-«молочку» держимся на уровне российских производителей.

А свалить проблему с больной головы на здоровую, то есть обвинить белорусов в демпинге, — это мы уже проходили. И не раз.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter