С берегов Байкала

Объездив   полмира,   Иркутский   музыкальный   театр   впервые   гастролирует   в   Минске

Объездив   полмира,   Иркутский   музыкальный   театр   впервые   гастролирует   в   Минске 

Один из ведущих музыкальных театров Восточной Сибири впервые приехал в Минск. Гастроли начались на сцене Белорусского музыкального театра гала-концертом «Мы с берегов Байкала». Во многом благодаря этим «смотринам», многообещающе приоткрывшим возможности приехавшего коллектива, минский зритель заинтересовался его постановками. 

Опереточная классика представлена в афише «Марицей» – недавней премьерой театра, с которой начался парад его спектаклей в Минске. Неизменный гарант успеха этого спектакля, конечно, музыка Кальмана. Нетерпеливый к новым впечатлениям зритель с удовлетворением отметил все качества истинной героини, обладающей к тому же царственной статью, у исполнительницы главной роли за-служенной артистки России Л. Поляковой. В амплуа героя в этом спектакле предстал лиричный А. Айдаров (который еще ярче показал себя в последующих спектаклях); в амплуа простака – молодой артист И. Ладейщиков, притягательный в своем обаянии и отличающийся непосредственностью и натуральностью актерской техники; в острохарактерной роли князя-кавалериста – заслуженный артист России В. Варлашов, колоритный, брызжущий фейерверком комедийных красок. Из постановочных моментов обращает на себя внимание слаженность хоров и броскость балетных номеров, отличающихся техничностью исполнения (что в последующих спектаклях проявится с не меньшей силой). И это при том, что постановка «Марицы» в целом довольна традиционна. 

Также традиционны и без особых режиссерских изысков ранее поставленные театром произведения советской классики: оперетта И. Дунаевского «Белая акация», музыкальные комедии Е. Птичкина «Бабий бунт» и Г. Канчели «Проделки Ханумы». Подобные спектакли изначально обречены на зрительский успех, так как окутаны особой аурой ностальгически-щемящих ощущений. 

В то же время на российской сцене давно прижились и мюзиклы – как мировые, ставшие классикой жанра, так и сов-ременные. Иркутский театр привез в Минск пять таких постановок. Три из них — «Моя прекрасная леди», «Целуй меня, Кэт!» и «Хелло, Долли!» — поставила Н. Печерская, бывший главный режиссер Иркутского музыкального театра, ныне работающая в Москве. 

В широко известном мюзикле «Моя прекрасная леди» (либретто создано по пьесе Б. Шоу) сюжет во многом двигают разговорные сцены. И не в обиду главным героям, рисунок ролей которых уже практически незыблем, просто невозможно не остановиться на острохарактерном персонаже, именуемом Альфредом Дулиттлом. В этой постановке «самый выдающийся моралист Англии» предстает в блестящем исполнении народного артиста России В. Яковлева. Благодаря силе собственного таланта В. Яковлев вытаскивает наружу талант из своего затрапезного персонажа, пользуясь при этом целым арсеналом выразительных средств. Артист не играет на сцене – он лицедействует, комическими средствами выражая трагическое. 

В мюзикле «Целуй меня, Кэт!» сияют две звезды: все тот же Яковлев — в ипостасях социального героя и буффонадного комика и заслуженная артистка России Е. Бондаренко – в ипостасях театральной примы и шекспировской героини, страстной, неистовой и в то же время необыкновенно притягательной. Но совсем иная Е. Бондаренко в мюзикле «Хелло, Долли!» – лиричная, очень женственная и безгранично мудрая. А если говорить о названных мюзиклах в целом, то они отличаются динамикой действия, музыкальной и постановочной экспрессией, яркими балетными номерами, современной сценографией. Например, в «Хелло, Долли!», где происходит частая смена картин, изобретательно используется видеоэкран, как бы натурально оживляющий действие. 

Мюзикл Дж. Стайна «В джазе только девушки»  – самый феерический и самый голливудский, основанный на комедии положений и притягательный прежде всего яркостью постановки. Его режиссер — минчанка Сусанна Цирюк, ранее работавшая в Белорусской опере, а в последнее время востребованная во многих российских театрах, лауреат всероссийских и международных премий. За постановку этого же мюзикла в Новосибирске она получила высшую театральную награду России – «Золотую маску». 

Современный мюзикл санкт-петербургского композитора В. Баскина «Призрак замка Кентервиль» создан по мотивам рассказа О. Уайльда. Этот спектакль впервые поставлен в Иркутске молодым, но уже известным московским режиссером В. Бархатовым – лауреатом всероссийских и международных конкурсов. Иронично-мистическая канва произведения воплощается на сцене эксцентрической трагикомедией, имеющей мало общего с традиционным мюзиклом. В спектакле затрагивается конфликт между обнищавшей старушкой-Англией, продающей свои родовые замки, и богатой Америкой, скупающей их, и на этом фоне разыгрывается жизненная драма хозяина замка, на протяжении 300 лет вынужденного бродить призраком под его сводами. В образе призрака – не устрашающего, а комического и трагического одновременно — выступает непревзойденный В. Яковлев. 

Особой строкой в репертуарной афише театра стоят рок-оперы «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова и «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера, получившие отличные отзывы российских и, в частности, московских критиков. Их отличает мощное, слаженное звучание оркестра и рок-группы, оригинальная световая партитура, минимум шоу-эффектов. Незабываемое впечатление оставляет исполнитель главной роли в «Юноне» и «Авось» заслуженный артист России Н. Мальцев, органично воплощающий лирические и драматические стороны характера своего героя. 

Есть в гастрольной афише и один балет – «Пер Гюнт» Э. Грига – в постановке главного балетмейстера театра Л. Цветковой, лауреата всероссийского и международного конкурсов. Этот сложный для сценического воплощения балет решен современным хореографическим языком, что облегчает его восприятие и делает доступным для всех категорий зрителей. 

Кстати, репертуарная афиша гастролей составлена таким образом, что спектакли показываются как бы в два круга. Так что и в августе у наших зрителей есть возможность ознакомиться практически со всеми постановками иркутского театра. 

Завершатся гастроли 15 августа большим гала-концертом, в котором зрители еще раз увидят уже полюбившихся им на спектаклях артистов. 

На снимке: выступает народный артист России Владимир ЯКОВЛЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter