С баяном до Берлина: фронтовой композитор Александр Доморацкий


Удивительные судьбы открываются порой, когда чуть глубже копнешь материал. Взялась писать о композиторе Владимире Доморацком, а оказалось, что композитором был и его отец  Александр Павлович Доморацкий, баянист-самоучка, прошедший путь от сельских смотров художественной самодеятельности до преподавания в Гомельском музыкальном училище имени Соколовского.

Нет, он не писал ни симфоний, ни мюзиклов и сочинительством занимался на фронте. Вот его фронтовая фотография с баяном, которую прислала мне его внучка Ольга Доморацкая. А вот три листка нотной бумаги с заголовком на первой странице: «Песня о генерале Мохине. Слова и музыка А.П. Доморацкого». Простая мелодия, нехитрый, но аккуратно расписанный баянный аккомпанемент. И слова, которые могли родиться только на фронте:


Генерал-майор Мохин, любимый наш комдив,

Сражался с врагами, солдатам говорил:

«Вы все бойцы отважные, вы родины сыны,

Гоните свору черную с полей родной земли».

– Дед умер в 1976 году. Отказало сердце, — с печалью рассказывает Ольга Доморацкая.

Ей было два года, и она не успела узнать человека, о котором с такой нежностью сейчас вспоминает.

Если верить трудовой книжке, составленной в Гомельском музыкальном училище 15 февраля 1947 года, Александр Павлович Доморацкий родился в 1910 году. Образование – высшее. Профессия – педагог-баянист. В 1938 году работал в Светиловичской средней школе педагогом по истории, что подтверждается справкой Светиловичского районо № 501 от 3 октября 1939 года. В 1938 году на областной олимпиаде по художественной самодеятельности постановлением жюри Александр Доморацкий был направлен на учебу в Гомельское музыкальное училище, но это уже записано с его собственных слов. Как и то, что год спустя был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии.


– Я знаю, что у дедушки есть фронтовые награды, – продолжает Ольга– Он есть на сайте «Память народа».

И действительно, оказалось, что Александр Павлович Доморацкий, 1920 (!) года рождения, призванный в октябре 1940 года Кировским райвоенкоматом Могилевской области, 22 декабря 1942 года был награжден медалью «За оборону Сталинграда», 24 февраля 1945 года – медалью «За отвагу» и 6 апреля 1985 года, по случаю 40-летия Победы, – орденом Отечественной войны II степени.

А в наградном листе к медали «За отвагу» записано, что родился Александр Павлович в деревне Зеленая Могилевского района, в войне участвовал с 22 июня 1941 года и к февралю 1945-го числился гвардии красноармейцем, прицельным 37-миллиметрового зенитного орудия 39-го Отдельного дивизиона ПВО 5-й гвардейской кавалерийской дивизии. Это подразделение прошло славный путь побед от Сталинграда до Щецина, освобождало Смольяны и Зембин, Лиду и Гродно.


Александр Доморацкий был умелым и отважным бойцом. 18 января 1945 года на кавалерийскую колонну, которую они защищали, налетели четыре немецких самолета FW-190. Доморацкий первым открыл огонь и не допустил штурмовки колонны. 26 января он направил свою зенитку против фашистских танков и автоматчиков, обратив их в бегство. А 8 февраля он метким выстрелом подбил немецкий самолет.

Все это записано в наградном листе к его медали «За отвагу».



И конечно же, он не мог не восхищаться героической фигурой своего начальника –генерал-майора Ивана Васильевича Мохина, который с июня 1943 года и вплоть до своего ранения 19 июля 1944 года командовал 250-й Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизией. Начинал он командовать в звании полковника, а после Гомельской операции сделался генерал-майором. Фактически он прошел с дивизией через всю Беларусь, из Гомеля двинулся на Жлобин, участвовал в Бобруйской операции, за что дивизия и была удостоена звания Бобруйской, освобождал южные предместья Минска, затем Новогрудок и был ранен буквально на нынешней границе с Польшей, неподалеку от Малой Берестовицы. Ранение было настолько тяжелым, что Мохин фактически выбыл из строя, но продолжал служить до 15 марта 1957 года и скончался 7 января 1962 года во Львове.

Впечатляет количество его наград: три ордена Красного знамени, Ленина и орден Суворова II степени. Кадровый военный, артиллерист, он родился 10 мая 1903 года в Виленской губернии, в староверской деревне Норки Трокского уезда. В начале Первой мировой войны вместе с семьей был эвакуирован на Урал. 24 сентября 1924 года вступил в Красную армию, три года спустя –в ВКП (б), до войны был секретарем партийной ячейки и редактором полковой многотиражки.

Орден Ленина он получил за форсирование реки Друть. «Во время боя генерал-майор Мохин умело и мужественно командовал дивизией, смелым маневром обошел с севера Бол. Кушиновский узел обороны противника… Все время четко и непрерывно управлял частями, в результате чего дивизия, несмотря на то, что не имела плацдарма на западном берегу реки Друть, и на то, что на всем протяжении был открыт ее правый фланг, решительным ударом прорвала сильную укрепленную оборону противника на реке Друть и стремительно продвинулась вперед, за что в приказе маршала Советского Союза тов. Сталина отмечена как одна из наиболее отличившихся», – записано в наградном листе.

За четыре дня дивизия продвинулась на 50 километров, освободила более 30 населенных пунктов, уничтожила более 12 200 солдат и офицеров противника, 4 танка и самоходки, 6 орудий, захватила 250 пленных, 25 орудий, 10 автомашин, 120 лошадей и много другого имущества.

Вероятно, героические события конца июня 1944 года и сподвигли фронтового композитора Александра Доморацкого на написание его замечательной песни.

Тогда же произошло еще одно событие в жизни солдата. Как гласит семейная легенда, Александр Павлович познакомился со своей будущей женой Ольгой Алексеевной Лапицкой в 1944 году в Беларуси.


– Бабушка с дочкой от первого брака жила под Гомелем и во время войны оказалась на оккупированной территории, – рассказывает Ольга. – А дед дошел до Берлина и в 1945 году вернулся в Гомель, где они и поженились.

Возможно, этот героический парень с баяном и возраст свой переправил для того, чтобы сравняться годами с возлюбленной.

– А еще дедушка познакомился на фронте с белорусским композитором Юрием Владимировичем Семеняко. Это он посоветовал моему отцу выбрать композиторскую стезю! – рассказывает Ольга.

И, слушая ее, я понимаю, насколько наша жизнь и культура прорастает из победы над фашизмом, из самодеятельных фронтовых песен, случайных встреч и вечной, немеркнущей любви. И нет той силы, которая смогла бы эти корни разорвать.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter