Промкооперация и импортозамещение: Минпром — о приоритетах работы

С акцентом на своё

Не упасть ниже прошлого года. Такую задачу в экономике поставил Президент перед Правительством. Глава государства подчеркнул: главную роль в этом должна сыграть промышленность. Сейчас отечественные предприятия активно взаимодействуют с российскими. В вопросах как промкооперации, так и импортозамещения. В Министерстве промышленности рассказали, как будут развиваться данные направления.

Раскрыть потенциал

Для начала отметим, что импортозамещение как национальный проект возникло не сегодня. Это результат длительной и последовательной работы, обдуманный и логичный шаг — один из основных элементов экономической безопасности нашего государства, который всегда рассматривался в качестве приоритета деятельности. Современные геоэкономические условия только придали дополнительный импульс деятельности в области интенсификации импортозамещения, стали стимулом для налаживания более тесных связей.

— Благодаря многолетней взвешенной государственной политике по сохранению и развитию промышленного и научного потенциала, системной ежегодной работе по увеличению процента локализации производства высокотехнологичной продукции, тесному взаимодействию между заинтересованными участниками кооперации промышленность Беларуси продолжает устойчиво развиваться, наращивая темпы производства и экспорта, уверенно минимизируя импортозависимость, планомерно стремясь к достижению технологического суверенитета, —
отмечает помощник министра промышленности Виталий Борчук. — Беларусь располагает необходимыми производственными мощностями, научным и кадровым потенциалом для решения актуальных задач импортозамещения. Проводится системная работа в области разработки и внедрения инноваций. Большинство номенклатуры товаров промежуточного спроса можно производить полностью собственными силами. Уровень локализации по машиностроительной отрасли сегодня достиг 68 процентов. 

Тем не менее специалисты понимают, что заместить весь импорт в одночасье не получится. Да и в принципе не нужно. Во-первых, это достаточно дорого, а во-вторых, такой подход в высокотехнологичных областях не даст положительного экономического эффекта. На 100 процентов необходимо импортозамещаться там, где это вопрос национальной безопасности. В современных условиях вопросы нашей безопасности касаются в первую очередь именно того импорта, который мы получаем из недружественных стран. В Министерстве промышленности совместно с заинтересованными ведомствами и организациями анализируются реалии и вырабатываются единые подходы, которые дадут максимальный экономический эффект.

— Предприятия системы планомерно развивают внутри- и межотраслевую ко­операцию, взаимовыгодное сотрудничество с субъектами малого и среднего предпринимательства, — продолжает помощник министра промышленности. — Мы активно сотрудничаем с производителями как из Российской Федерации, так и из других дружественных стран. В рамках межотраслевой кооперации производители концерна «Белнефтехим», к примеру, поставляют шинную, лакокрасочную продукцию, смазочные материалы отечественным промышленным предприятиям. В интересах заказчиков — организаций легкой, пищевой и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности — наши производители осваивают выпуск импортозамещающих изделий и комплектующих.

Союзный трек

В современных условиях быстро сориентировался и частный бизнес, который смог наладить более тесную кооперацию с промышленными флагманами. К примеру, компания «МАЗ-Вейчай» поставляет дизельные двигатели, «ФАСТТРАНСМИШЭНЕВРОПА» — коробки передач, «КУВО» — стекла, «Салео» — гидравлику, «МАВ» — лакокрасочные материалы, а компания «НИВА» не только осуществляет поставки стального литья, но и участвует в совместных разработках перспективных образцов техники. А предприятие «ЭТОН» задействовано в совместной сборке электротранспорта МАЗ. И это лишь малая часть организаций, с которыми успешно сотрудничают предприятия Минпрома.

— Тема интенсификации импортозамещения является одной из важнейших для Союзного государства России и Беларуси, а также активно обсуждается на площадках ЕАЭС, — отмечает Виталий Борчук. — Фундаментом взаимодействия Беларуси и России послужили договоренности глав наших государств, созданы и работают совместные рабочие группы по таким направлениям, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, станкостроение, микроэлектроника. Примеров кооперационного промышленного сотрудничества Беларуси и России немало. В настоящее время согласовано и подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области микроэлектроники, а также союзная программа. Ведется подготовка программ в области разработки электронной компонентной базы и в станкостроении.


Эксперты уверены: при согласованных подходах белорусских и российских производителей, выработке необходимых мер стимулирования в долгосрочной перспективе микроэлектронная промышленность наших стран займет достойное место в топе мировых производителей. При этом она имеет все основания стать в самое ближайшее время реальным драйвером ускоренного развития национальных экономик Союзного государства.

— Есть и конкретные предложения из России по совместной реализации на территории Беларуси ряда инвестиционных проектов в автомобилестроении и сельхозмашиностроении, — рассказал помощник министра. — ОАО «БЕЛАЗ» с холдингом «Синара — Транспортные машины» разрабатывают двигатели для белорусской карьерной техники.

БЕЛАЗ с холдингом «Синара — Транспортные машины» разрабатывают двигатели для белорусской карьерной техники.

В сфере сельскохозяйственного машиностроения активно развивается сотрудничество между ОАО «МТЗ», ОАО «Гомсельмаш» и АО «Петербургский тракторный завод» в рамках созданного предприятиями Союза промышленников «Прогресс». Расширению производства узлов и комплектующих сельскохозяйственной техники, производимой «Гомсельмашем» и «Ростсельмашем», поспособствует совместный проект по комплексной модернизации действующих и созданию новых производственных мощностей на площадях ОАО «Гомсельмаш».

Расширяя горизонты

К слову, расширить производство узлов и деталей для автотракторной техники планируется путем строительства литейного завода производственной мощностью 300 тысяч тонн чугунного литья и 100 тысяч тонн стального литья в год. Также в планах создание современного штамповочного производства с внедрением системы ERP. Для совместной белорусско-российской деятельности актуальна и тематика развития пассажирской техники. Для этого на Минском автомобильном заводе планируется провести реконструкцию автобусного завода со строительством нового производственного корпуса и увеличением производственных мощностей до 3 тысяч единиц в год.


— Целесообразной представляется совместная работа по организации производства новых видов подшипников для машиностроительной и металлургической отраслей, — продолжает Виталий Борчук. — С белорусской стороны предлагается на Минском подшипниковом заводе осуществить техническое перевооружение действующего производства для выпуска крупногабаритных шарнирных подшипников, многорядных шарнирных подшипников, карданных и конических подшипников. Сразу три проекта для производства лесозаготовительной техники, а также узлов и механизмов к ней намечено реализовать в организациях холдинга «АМКОДОР». Во-первых, будет создано производство ведущих тандемных мостов для самоходной лесозаготовительной техники. Во-вторых, производство манипуляторов с интеллектуальной системой управления. И в-третьих, для реализации более масштабных работ планируется расширить действующие производственные мощности по выпуску машин лесозаготовительного и лесопромышленного комплекса. 

sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter