Из аэропорта Минск-1 вылетел последний самолет

Со взлетно-посадочный полосы первого столичного аэропорта Минск-1 взлетел последний самолет. История легендарного для белорусской авиации места, некогда главной воздушной гавани страны, отсчитывает свои последние дни: скоро здесь на 360 гектарах появится новый многофункциональный комплекс с жилыми застройками, школами и детскими садами. Так уж случилось, что в стесненных городских условиях аэропорт со временем просто перестал отвечать современным требованиям. Корреспонденты sb.by отправились посмотреть, как Минск-1 попрощался с последними воздушными судами.

По ровной двухкилометровой дороге, которая и сейчас пока еще служит взлетно-посадочной полосой для самолетов, прибывающих сюда на авиаремонтный завод, мы едем с ветерком. Ни людей, ни обслуживающего транспорта, ни самих самолетов — здесь уже давно все говорит о закате эпохи Минск-1. Вдалеке видны обновленные Ту-134 — прилетели на ремонт из России. Это последние гости. Постепенно здесь готовят территорию к будущей большой стройке: снесли часть административных зданий, один из четырех строительно-ремонтных корпусов. Из цеха покраски аккуратно выносят оборудование — оно отправляется в новые цеха на территории Национального аэропорта.

— А это, кстати, единственный на постсоветском пространстве завод, где ремонтируют Ту-134 и Як-40, — замечает начальник летно-испытательного подразделения Минского завода гражданской авиации № 407 Степан Яцкевич. — Раньше с этой полосы нам было невозможно вылететь — все расписано под рейсы, приходилось ждать, отправляться в испытательные полеты ночами. В общей сложности к нам приходило до 20—25 самолетов в месяц, которые надо было отремонтировать и "отлетать" — провести испытательные полеты.

Степан Еремеевич трудится здесь больше 40 лет. Сначала работал бортинженером, начинал с Ил-14, Ту-124, Ту-134, Як-40, Як-42... Набравшись опыта, дослужился до ответственной должности. Обновленный Ту-134 готовится к отправке в Новосибирск под его руководством. Испытательный полет после ремонта очень ответственный. Тут важна слаженная работа всего персонала, нужно от и до оценить самолет еще на земле. Устойчивость, управляемость во время полета, работу всех систем проверит экипаж летчиков-испытателей. И только потом принимается решение: готов к испытаниям в небе!

Итак, обновленный Ту-134 не спеша рулит по двухкилометровой дороге, разворачивается, набирает разгон и отрывает шасси от полосы. С ностальгией и грустью вслед ему смотрят персонал завода и сотрудники Минск-1. Все-таки заключительная страница большой 85-летней истории...


Обратный отсчет

Закрыть Минск-1 намеревались уже достаточно давно: еще в генплане Минска 1965 года намечался его вынос за город. Но тогда, вспоминают старожилы, это был самый пик расцвета аэропорта, когда на единственной взлетно-посадочной полосе ни на минуту не прекращалось движение самолетов: графики вылетов были плотно расписаны. Когда Минск-1 работал на полную мощь, ежедневно здесь совершалось более 120 рейсов!

— Тут все гудело и днем и ночью, — вспоминает бывший руководитель первого аэропорта Минск-1, а ныне начальник аэродромного комплекса Минск-1 Вячеслав Хоронеко. — Из центра столицы можно было улететь в Москву, Санкт-Петербург, Калининград, Хельсинки, Украину, Прибалтику... А потом... Постепенно самолеты начали меняться, всю основную нагрузку на себя стал принимать Национальный аэропорт. У нас же тут по-прежнему садились Ту-134, Як-40, Ан-24, внутриреспубликанские и чартерные рейсы.

Сказались и 1990-е, когда число пассажиров сократилось в 35 раз. Содержать столько людей и площадей при совсем небольшой загрузке становилось все сложнее. Позже стали работать в основном с иностранными делегациями, встречали ВИП-персон, спортсменов — центр столицы все-таки. На полке пылится книга почетных гостей: Максим Галкин, члены правительства России, Стас Михайлов, Валерий Леонтьев...

— Рейсов уже становилось мало, а потому каждый был особенный, — с грустью вспоминает Вячеслав Хоронеко. — Жаль, поздно книгу завели, она была бы сейчас уже вся заполнена.

Ощутил вкус былой славы Минск-1 во время чемпионата мира по хоккею. Аэродромную площадку, рассчитанную на 13 посадочных мест, пришлось дополнительно увеличить вдвое. В прошлом году отсюда улетело последнее коммерческое судно. Фактически аэропорт уже не работает несколько лет, остался лишь авиаремонтный завод, к которому изредка садится какой-нибудь редкий авиатранспорт на обслуживание. Но для обслуживания всего комплекса аэродрома все равно приходится содержать целый штат сотрудников. Конечно, невыгодно. Как только улетит крайний самолет с авиаремонтного завода, первые "воздушные ворота" столицы можно считать навсегда закрытыми.

Факты sb.by

Еще в 20-е годы прошлого столетия в Минске строился небольшой аэродром для сельхозавиации. Первый же пассажирский самолет К-2 оторвался от тогда еще грунтовой взлетно-посадочной полосы нового аэропорта 7 ноября 1933 года — в праздничный день на это событие собрались посмотреть тысячи минчан. И только в 1951 году была построена полоса с твердым покрытием — теперь аэропорт мог принимать более тяжелые самолеты. В середине 1950-х Минск-1 приобрел международный статус. Нынешнее здание аэровокзала было построено в 1958 году. Это единственная постройка, которая сохранится на территории и не будет снесена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter