Рыжий мукоед победил хозяина?

Вы помните недавний ажиотаж с отсутствием в магазинах гречневой крупы? Тогда говорили, что это происки импортеров, ведь у нас своего зерна гречихи недостает. Ничего подобного! Даже в нынешний не самый лучший по погодным условиям год урожай этой культуры собран весьма неплохой. Вот только беда в том, что хранить его мы так и не научились.

Недавно специалисты Государственной хлебной инспекции проверили сохранность зерна нового урожая в хозяйствах республики. Результаты этой проверки удручают.

Вы помните недавний ажиотаж с отсутствием в магазинах гречневой крупы? Тогда говорили, что это происки импортеров, ведь у нас своего зерна гречихи недостает. Ничего подобного! Даже в нынешний не самый лучший по погодным условиям год урожай этой культуры собран весьма неплохой. Вот только беда в том, что хранить его мы так и не научились.

Недавно специалисты Государственной хлебной инспекции проверили сохранность зерна нового урожая в хозяйствах республики. Результаты этой проверки удручают: то, что было добыто потом и мозолями, на что были потрачены значительные материальные ресурсы, в ряде случаев попросту пропадает. Собранное с полей, казалось бы, должно приносить прибыль, а превращается в убытки, и мы в очередной раз расписываемся в своей бесхозяйственности.

Если говорить о зерне гречихи, с которого мы и начали свое повествование, то в ряде хозяйств оно не приносит его владельцам никакой пользы. К примеру, в СПК «Воложинский» Воложинского района под навесом на день проверки лежало 40 тонн зерна гречихи. Несмотря на ясную солнечную погоду, к его переработке не приступали. В итоге из-за высокого содержания сорной примеси повышенной влажности в зерне начались процессы самосогревания и порчи.

Или другой пример. В ЧУП «Полесье-Агроинвест» Петриковского района в образце зерна гречихи, отобранном от партии весом 12 тонн, выявлены плесневелые зерна с наличием плесневело-затхлого запаха (порча II степени). Для чего, спрашивается, выращивать это зерно? Чтобы сгноить? А тем временем два производства по переработке зерна гречихи в Гомеле и Гродно готовы в любой момент принять от сельхозпроизводителей неограниченное количество этого сырья. Почему его туда не везут? А после будем разводить руками и... закупать гречневую крупу за пределами своей страны.

Конечно, гречку я взяла для примера. К сожалению, во многих местах также неудовлетворительно хранят зерно других культур — ржи, пшеницы, тритикале, проса. По каждой из областей нами выявлены десятки таких случаев.

Да, я понимаю, что некоторые хозяйственники пытаются приберечь зерно до лучших времен, когда оно еще выше поднимется в цене. Ну так сумейте же сохранить! Неужели так трудно подготовить складские помещения, очистить зерно и положить на хранение? Ведь в каждом хозяйстве есть агрономы, которые закончили вузы или в худшем случае колледжи. Неужели они забыли, чему их учили в учебных заведениях?

Огорчительней всего то, что недостатки в хранении зернового сырья проверяющие выявили в хозяйствах, принадлежащих учебным заведениям, и в сельхозпредприятиях, имеющих особый статус. К примеру, в складе учхоза Витебской государственной академии ветеринарной медицины обнаружены очаги самосогревания зернофуража в количестве 93 тонны, а партия пшеницы оказалась зараженной рыжим мукоедом. В греющемся состоянии обнаружены 5 тонн зерна гречихи и в ГСХУ «Октябрьская сортоиспытательная станция» Октябрьского района. Как говорится, уж куда дальше.

Безусловно, в силу полномочий, данных законом, представители Госхлебинспекции наказывают нерадивых хозяйственников, заставляют их устранять отмеченные недостатки. Однако хотелось бы, чтобы среди наших сельхозпроизводителей было больше настоящих хозяев в истинном понимании этого слова, которых бы не надо было контролировать и заставлять.

Елена АНАНИЧ, заместитель директора РУ «Государственная хлебная инспекция»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter