В традиционном народном календаре следующую неделю с 27 апреля начинает Мартин (Мартын)‑лисогон. Охотники говорили, что начиная с Мартына лиса меняет старую нору на новую в целях гигиены своего жилища. Еще известно, что у лисы в это время ухудшаются зрение и слух — это как раз на руку охотникам.
У всех народов лиса — символ хитрости, обмана, ловкости, лести, зловредности, мести и… красоты. Она умеет замечательно маскироваться. Недаром в сказках лиса поначалу приветлива и ласкова, однако потом обязательно проявляет свои не лучшие черты характера. У белорусов сложилось поверье, будто в давние времена лиса имела мех и черный, и рыжий, но однажды съела белку, после чего ее шубка сразу же изменила окраску как знак учиненного злодеяния, чтобы все знали о том. Из‑за яркого рыжего цвета лису назвали огневкой, а в народе сложилось выражение относительно случайно подожженной пламенем одежды — «ухапiць лiсу».
28 апреля — православная Радоница, поминовение усопших.
Люди верили, что с пробуждением природы после зимнего сна на землю спускаются души предков посмотреть, как живут их потомки, помочь в их делах и начинаниях. Ведь начинаются главные работы в сельском хозяйстве: пашется земля, сеется хлеб.
Вообще, знать и помнить своих предков до седьмого колена считалось у белорусов неписаным законом, причем у представителей всех сословий. Родословная велась по двум линиям: по отцовской, «род па мячы», и по материнской, «род па кудзелi». Даже в крестьянских домах, если имелись грамотные, составляли так называемые хроники, в которых фиксировали главные события, происходившие в роду: кто родился, когда крестился, кто женился или умер… Бывало, записи делались прямо на потолочных балках избы.
Уход человека, тем более родного, всегда сжимает и холодит сердце. И только память — своеобразный мостик между прошлым и настоящим дает возможность сохранять дорогие образы, не позволяет порваться духовной связи поколений. В Беларуси Радоницу называли «Вялiкаднём памерлых». К этому дню специально готовились: заранее приводили в порядок могилы, для поминального стола готовили много разных угощений — чтобы «не пакрыўдзiць продкаў‑радзiцеляў». А в сам поминальный день утром шли в церковь, а потом на кладбище.
В центральных районах Беларуси еще в конце XIX века существовала традиция: прежде чем отправляться на могилы родных, идти к большим древним курганам, «валатоўкам», к своим самым далеким предкам «волатам‑ваярам», которые готовы помочь своим потомкам в трудную годину. Но если «волатаў» забудут, тогда не встанут они в час беды на защиту. Поэтому в знак внимания и памяти на вершине кургана закапывали пасхальное яйцо, немного другой еды. На Лепельщине молодежь украшала «валатоўкi» ветками и цветами.
29 апреля — Арина (Ирина)‑рассадница. Пришла пора позаботиться о посадках в огородах: как известно, «грады» у нас всегда считались «жаночай справай».
30 апреля — Зосим (Зосима)‑пчельник. Он идет с крестом и кропилом, а еще — с котелком и метелкой для сгребания пчелиного роя. Ведь открывается сезон для самых больших тружеников на свете — пчел.
Если на Зосиму в последний день апреля солнце всходило ясно, лето ожидали сухим, если при тучах — дождливым.Ну а затем — май, «травень». И, если ночь в первый майский день звездная, лето следует ждать с сильными ветрами и даже бурями. Но вырастет много ягод, грибов и орехов, и вообще всего уродится «множество».
Тем не менее, какая бы погода ни стояла, с поздними ночными заморозками или долгожданным теплом, уже буйно распускается молодая зелень и высоко поднимаются травы. Правда, люди всегда недоверчиво относились к первому теплу: слишком часто оно оказывается обманчивым, ведь «май зямлю грэе, а сiверам вее». И все‑таки лето будет! Совсем скоро. Холод всегда сменяется теплом, жизнь побеждает. И этого закона пока никто не отменял.