ПРОТИВ
Елена Кубыщенко, статистик, Минск:– Не могу сказать, что я категорически против. Но идея с коробкой, в которую перед уроком дети дружно складывают телефоны (а в школе, где учится мой сын, все происходит именно так), мне не особенно нравится. Не подумайте, будто я опасаюсь, что с мобильником что-то случится. Дело в другом: пару раз мне нужно было срочно связаться с сыном, но в итоге я не смогла дозвониться ни ему, ни учителю. К примеру, однажды забыла ключи от дома и хотела попросить сына принести мне к машине дубликат. Но трубку никто не взял, и мне пришлось приехать и идти искать сына по всей школе. Прочитай он мое SMS, все было бы гораздо проще.
Или еще пример: на прошлой неделе в разгар учебного дня я вдруг вспомнила, что Юра записан к врачу. Позвонила учителю, попросила передать, чтобы в 17:00 сын ждал меня в школьном фойе. Пришла – а его нет. Оказалось, он остался сидеть на уроке: «Мама, а как я мог знать, что уже пять?» И действительно: мобильник всегда служил ему часами. Обычные наручные покупать не вижу смысла: он потерял уже не одни.
Юре скоро девять. В таком возрасте дети вполне могут сами позаботиться о том, чтобы перед началом урока спрятать телефон в карман рюкзака и перевести его в беззвучный режим. Уверена: если на переменке ребенок посмотрит, не звонила ли ему мама, ничего страшного не случится.
ЗА
Светлана Шарангович, экономист, Воложин:– Я обеими руками за ограничение использования мобильных телефонов в учебном заведении. В воложинской гимназии № 1, где учится моя дочь Маргарита, дети давно перед первым звонком складывают аппараты на учительский стол, а после занятий забирают. И это правильно. Если оставить мобильники при них, школьники будут постоянно отвлекаться: играть, фотографировать, сидеть в интернете – словом, делать что угодно, только не учиться.
Интересно, что, когда учительница подняла тему телефонов на родительском собрании, все как один поддержали ее позицию: мобильники нужно сдавать. А вот дети пытались протестовать, многие и сейчас отдают гаджет на хранение неохотно.
У моей дочери телефон появился только в этом году, во втором классе, когда она пошла в музыкальную школу – чтобы мы с мужем могли отслеживать ее передвижения по городу. Купили самую простую кнопочную «звонилку», но через полгода поменяли модель на более современную. Дочка переживала, что у детей из ее класса телефоны лучше, функциональнее, и чувствовала себя обделенной.
Обычно Рита звонит мне три раза в день: когда пришла в гимназию (я подвожу ее на машине, но до ворот не провожаю), после уроков и по возвращении домой. Если есть занятия в музыкалке, количество звонков возрастает до четырех-пяти. Но в тех случаях, если родители могут сопровождать ребенка до школьных дверей и забирать после уроков, без мобильника можно обойтись.
А КАК У НИХ?
Светлана ВАЛЬЧЕНКО, cтарший преподаватель кафедры педагогики Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины:
– В курсе «Сравнительная педагогика» мы изучаем образовательный опыт других стран. И надо сказать, что большинство государств уже определилось с вопросом, быть ли мобильникам в школах. Так, во Франции еще с 2010 года во время учебного процесса нельзя пользоваться телефонами. Они под запретом даже на двухчасовой перемене, которая отведена на обед и подвижные игры. Если ребенок без разрешения взял трубку, последует «штраф» – телефон отбирают на 12 часов, то есть домой ученик вернется без гаджета. В прошлом году парламент Франции и вовсе принял закон, полностью запрещающий использование электронных устройств в младшей и средней школе.
В Великобритании, как, например, и в Бельгии, все решают сами школы, и многие идут по пути запрета. Эта мера стала более популярной после опубликованного исследования ученых: в школах, где перестали пользоваться мобильниками, повысилась успеваемость.
Япония сурово борется с телефонами. Кнопочная трубка – вот чем может воспользоваться ребенок. Старшие дети кладут мобильник в ячейку в классе. А в «началке», с 1-го по 6-й класс, вообще строго запрещено приносить в школу гаджеты.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Мария СИВЯКОВА, командир студенческого педагогического отряда «Горящие сердца»:
– Если в школах коробка для мобильных телефонов – это новшество, то в детских оздоровительных лагерях – давняя практика. В лагере «Березка» Березовского района, где я проработала шесть летних сезонов, телефон разрешается держать при себе только в день заезда. Дальше мобильник выдается два раза в день – на тихий час и перед отбоем.
Первое время школьников буквально трясет: они скучают, не знают, чем занять руки. Но через неделю многие даже не вспоминают о телефонах и не забирают свой аппарат из коробки, заставляя родителей беспокоиться: «Где там мой ребенок? Почему не звонит?» Кстати, каждую смену находятся умельцы, которые решают обхитрить вожатых: один мобильник они сдают, а второй, запасной, прячут в тумбочку. Но мы их быстро вычисляем – обычно по звонящему утром будильнику.
А вообще интернет-детокс – полезная штука. Мир кажется гораздо ярче и интереснее, если смотреть на него не через экран смартфона.
krupenk@sb.by