Насколько бы выросло их количество, если бы не было серьезной ответственности за содеянное?

Рюкзак и купола

Тема нынешнего путешествия домой - размышления о религии и, в частности, о заповеди «не укради»
Не раз замечал, что наиболее красивые места, когда туда приходит поздняя осень, выглядят на редкость уныло. Знакомые парни, живущие за озером, помогли поднять из воды «Маркизу» и транспортировать к бане. Укрыл ее целлофаном и ладошкой поблагодарил за хороший сезон.


Скоро сюда придет белое безмолвие, и возродится пусть и холодная, но новая жизнь, а сейчас была самая пора для расставания.

*  *  *

«Тойота» покинула ворота усадьбы. Впереди — неблизкий свет до столицы. И все же остановился у колодца. Того самого, где сосед этим сухим и жарким летом перебивал скобы на веревке с ведром, чтобы вода не доставалась другим. Увидев меня, он несколько замешкался. Насторожился. Я же пожелал ему доброй зимы и посоветовал чаще ходить в костел. И племянника с собой брать… Он понял меня.

Три года назад меня здесь откровенно обворовали. Из бани унесли две газонокосилки. Обычный электрический триммер и мою любимицу — дорогую немецкую косилку с четырьмя скоростями, работающую на бензине.

Милиция занималась этим вопросом, но действовала на редкость бездарно. Мне же с моим опытом оперативной работы в журналистике не составило труда быстро вычислить вора и подельников. Это был племянник соседа, который за неделю до случившегося приехал с друзьями из райцентра сюда попьянствовать. Но не мог я открытым текстом сказать об этом… Это означало бы до конца дней испортить отношения с соседом и его родственниками. Люди здесь непростые, скажем так…

И вот теперь пусть сосед знает, почему посоветовал ему и племяннику почаще заглядывать в местный костел.

Лесная дорога осталась позади, машина, наконец, с облегчением выскочила на трассу. Понял, что темой нынешнего путешествия домой станут размышления о религии и, в частности, о такой заповеди, как «не укради».

В самом деле, — воровство — одно из наиболее распространенных видов преступлений. Любопытно, — насколько бы выросло их количество, если бы не было серьезной ответственности за содеянное? И только ли страх за наказание сдерживает тех, кто потенциально готов посягнуть на чужое? Не новая, но, в принципе, интересная тема для еще одной дискуссии, публикации. Думаю, я вернусь к ней.

Сейчас же больше занимало другое. Скорее — личное. Вот посоветовал соседу чаще ходить в костел, а сам когда последний раз был в храме? Верно, когда в кладбищенской церкви ставил свечки за упокой души умерших родителей. Но это, так сказать, ситуативно… А не пора ли не только в мыслях, но и душой еще больше приблизиться к Богу?

Раньше или позже мы все (или уж во всяком случае большинство) задаем себе этот вопрос. По разным причинам. Но чаще, когда с потрепанным рюкзаком жизненных неурядиц и передряг мы ощущаем, что горизонт уже достаточно близок, а золотые купола все не видны. Можем и вовсе до них не дойти… Дорога к храму — это тоже движение по встречной полосе, ибо приняв веру, следует принимать и смирение, а это не в натуре человека. По природе своей он бунтарь.

…Вот и Мерецкие, — первая деревня перед Глубоким, если ехать от Браслава. Здесь всегда самая оживленная торговля у дороги. Продают яйца, мед, но в основном картошку и яблоки. Но как-то увидел мои любимые желтые сливы. Сочные, крупные… Продавала их старушка в старом и простеньком одеянии. Назвала цену и пересыпала ведерко мне в пакет. На дне ведерка, оказывается, была гниль. Сейчас она оказалась в верхней части моего пакета. Почти половина его. На все обозрение. Бабушка молчала. Молчал и я. Поставил пакет на землю в сторонку, вложил денежки ей в руку и уехал. Затем все переживал: может, обидел?

Не стану комментировать тот случай. Но понимаю: раз не обиделся, а переживал за эту незадачливую продавщицу слив, не все для меня потеряно. В смысле дороги к храму. Прощать и понимать — целая наука и порой весьма тяжелая работа. Но ее надо делать.

Как-то вычитал фразу, сказанную святым Августином: «Познай Бога и делай что хочешь». На первый взгляд — странно. Не правда ли? Но потом понимаешь, что, познав Бога, ты уже никогда не сделаешь ничего плохого, за что было бы стыдно.

За окном «Тойоты» остались те же Мерецкие, мелькали другие деревеньки с потемневшими от дождя хатами, подворьями.

Вспомнилась еще одна встреча на этой дороге. Родители поставили у дороги паренька лет двенадцати продавать яблоки. Накрапывал дождь, было довольно зябко и мне стало жаль паренька. И хотя яблоки мне были не особенно нужны, купил оба ведра. Неподалеку проезжал на телеге прилично выпивший мужчина в телогрейке. И я сказал пареньку: «Учись хорошо в школе и будешь ездить на такой машине, как у меня. Не будешь стараться — вот твой транспорт», — и указал на телегу.

Вроде бы  сказал правильно, но все же не очень умно. И не без гордыни. Это я уже сейчас понимаю. А может быть есть смысл и в латинской поговорке, которая звучит, кажется, так: «Судьба желающих ведет, нежелающих — тащит»?

Машину не гнал. На небольшой скорости легче думается. Размышления о вечном штрихами продолжали роиться в голове и, казалось, наполняли даже салон. Подумалось еще вот о чем. Похоже, что не только мы сами нуждаемся в Боге, но и он нуждается в нас. Ведь жить он может только в нас. Мы — часть его территории, жизненно важная часть. Может потому даже те, кто причисляет себя к атеистам, ближе к концу пути все же задаются вопросом, — а что там дальше? За горизонтом.

Земным — земное. Впереди показался Бегомль. Обязательно остановлюсь и заеду в белнефтехимовское кафе «101-й километр». Как я уже говорил, там неплохой кофе и приличные чебуреки.

Даст Бог, у меня еще случится много поездок по этой трассе. Значит, будут и новые раздумья о жизни нашей бегущей. Обязательно поделюсь ими с вами.

С кем же еще?

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter