Сражение рыцарей – захватывающее зрелище
Стать частью истории
На свой первый средневековый фестиваль Антон попал в 2003 году. Историю знал хорошо еще со школы, помнит, как с энциклопедией в руках читал Толстого:
– Открываю «Войну и мир». Пропускаю все витиеватые абзацы и приступаю к описанию Бородино. Прочел часть – открываю карты сражений. Ага, тут боевые действия неправильно описаны, здесь не так наступали!
В начале нулевых рыцари были в тренде. Антону очень хотелось попасть на один из самых крупных форумов, который проводился в Несвиже. Однажды во время фестиваля «Славянское единство» на границе Беларуси, России и Украины он увидел реконструкцию боев и подошел к рыцарям, поинтересовался, с чего начать. Через три дня Антон, экипированный в клубные доспехи, уже ехал в Несвиж.
Чуть позже стал членом сообщества «живой истории» Terra Teutonica, участвовал в работе факультетской студенческой научно-исследовательской лаборатории «Белы крыж». Появился собственный набор средневековой атрибутики, воссозданной по письменным источникам и археологическим свидетельствам, расширилась география фестивалей, где не только можно испытать прелести контактного боя, но и полностью окунуться в атмосферу прошлого – от средневековой кухни до детально восстановленных шатров. Антон был участником торжеств по случаю 600-летия знаменитой Грюнвальдской битвы: 43 тысячи реконструкторов со всего мира – от Беларуси и Польши до Новой Зеландии, более полумиллиона зрителей. Объездил множество стран, порой испытывая самые настоящие средневековые лишения:
– Однажды во время «Грюнвальда» зарядил мощный ливень. На фестиваль пригнали лошадей. Размытая грязь, смешанная с навозом, и мы по колено в этом – получилось очень точно передать атмосферу!
Антон мечтал быть летчиком, а стал историком-реконструктором
Полгода на кольчугу
Стать реконструктором просто, уверяет Антон. Можно присоединиться к любому из общественных объединений. Главное – быть увлеченным и готовым к изучению истории. Другой вопрос, что увлечение это довольно затратное. Антон рассказывает о своем костюме:
– Я безземельный рыцарь, не очень бедный, не очень богатый. Сверху – шелковое котарди, ткань итальянская дорогая. Шить помогала мама. Мы используем только натуральные ткани, в основном шерсть и лен. Если нужна одежда побогаче – берутся шелк, бархат. Вместо штанов – своеобразные чулки (шоссы). До конца XV века мужчины ходили в таких чулках, потом они соединились в центре, и получились штаны. Обувь кожаная, шитая руками на заказ.
Простейший наряд может обойтись в 500 долларов в эквиваленте. Никакого фабричного производства. Хочешь домотканую шерсть – учись сам или заказывай у профессионалов. Иные специалисты не просто знают, как руками сотворить шедевр, но и разбираются, в какую именно сторону должна закручиваться нитка. Шапку из валеной шерсти Антон, как и обувь, заказывает. А вот на оружии и доспехах научился экономить. Однажды, чтобы успеть подготовиться к фестивалю, пришлось овладеть кузнечным делом.
– Я не бог весть какой кузнец, сложные вещи лучше брать у профессионалов, но вот этот клинок, например, сделал сам. Это воссозданное по образцам, найденным при раскопках, оружие – виленский корд. Обычно подобные клинки были дешевыми и принадлежали простым рыцарям. Я же свой сделал с богатой отделкой – такими экземплярами могли пользоваться представители княжеских фамилий.
Полгода понадобилось Антону, чтобы сплести кольчугу, три месяца ушло на перчатки. Шедевр ручной работы реконструктор дает и рассмотреть, и померить. Все из стали, как и века назад, никакого пластика. Крага в форме песочных часов, характерная для конца XIV – начала XV веков, – главная сложность. Нужно сделать двойной выгиб одного листа металла (методичная многодневная работа молотком на специальной наковальне). На кожаную основу нашивается несколько отдельных маленьких пластин – пальцы должны быть защищены, но подвижны.
Температуры в печи вполне хватает для выпечки хлеба
Подогреть интерес
Антона интересуют все аспекты средневекового быта. К фестивалям он своими руками обжигает походные печки:
– Простейшая технология. Сначала мастерим каркас из деревянных реек, облепливаем глиной. Ждем пару дней, чтобы все высохло, потом поджигаем. Каркас выгорает, а печка остается.
Температуры внутри вполне хватает для выпечки хлеба, что гомельские реконструкторы с готовностью демонстрируют на многочисленных фестивалях. Плюс готовят на жаровнях блюда по средневековым рецептам. «Кенигсбергская поваренная книга» XV века помогла с приготовлением кунгссхунера – кур по-королевски: «Тогда возьми жареные куры и мелко их покроши. И возьми свежие яйца и смешай их с молотым имбирем. Вылей это в белую разогретую форму, добавь туда шафран и соль – немного, и поставь на огонь запекаться».
Кунгссхунер, грушевое пюре, мнихи (вымоченные в вине и обжаренные баранки) – постоянные атрибуты «Музея живой истории», который ежегодно организуют в Гомельском госуниверситете. Посетители любуются работой кузнеца, рыцарскими боями, могут отведать травяные лечебные напитки. Вода, мята, шалфей, розмарин – для понижения давления, имбирь, специи, корица – для повышения. Подобные фесты, считает Антон, помогают развеять некоторые мифы:
– Например, о том, что доспехи очень тяжелые, настолько, что рыцарь совсем не мог двигаться. Но вот они, доспехи – мы их надеваем, они не сковывают движения. Доспехи – часть военной амуниции. Если твои движения будут скованны, ты просто не сможешь сражаться.
Но самая главная цель реконструкторских ивентов – показать, что история может быть интересной. В них участвуют как студенты, для которых такие фестивали – часть обучения, так и простые прохожие, расширяющие свои познания. Когда-нибудь, не исключает Антон, подобные фестивали можно будет монетизировать. В мире аналогичных примеров предостаточно. Пока это лишь хобби людей самых разных профессий – стоматологов, учителей, сантехников.
Недавно реконструкторы приобрели заброшенный хутор в Гродненской области, недалеко от Гольшанского замка. Планируют сделать там площадку для своих фестивалей, а возможно, и один из ярчайших туристических центров страны.
valchenko@sb.by
Фото Марии АМЕЛИНОЙ.