Рыцари флоры и фауны

Юные экологи из Ганцевичей пересчитали в округе все дубы и реки
Юные экологи из Ганцевичей пересчитали в округе все дубы и реки

Есть ли у вас любимое... дерево? Нет? А вот у «Рыцарей флоры и фауны» (так называется объединение учащихся Ганцевичского профессионального лицея сельскохозяйственного производства) есть, и не одно.

Во поле береза...

Работая над экологическим проектом «Мое любимое дерево», ребята составили своеобразные паспорта для многих берез и кленов, тополей и лип, но особое место в этой коллекции заняли дубы. Городские и сельские, старые и молодые — практически каждое дерево в округе пересчитали лицеисты. Оказалось, что самому старому дубу на Ганцевщине — более 600 лет!

— Как же удается узнать возраст дерева? — спрашиваю руководителя объединения, преподавателя немецкого языка и географии Лилию Бурьяк.

— Считаем главные ветки. Мы ведь к самым «основным» нашим дубам в гости ездили. Фотографировали их, предания записывали... Так вот, разобьемся на группы и подсчитываем ветки, сколько их — столько дереву и лет. Конечно, есть погрешности в определении возраста — плюс–минус 10 лет. Но для 600–летнего дуба это не существенно.

Даже на фотографиях «цари леса» поражают своим величием: дуб–«волат» у деревни Круговичи, который обхватывают 6 — 7 человек, дубы в урочище «Сукач», Юлин дуб у Огаревичей. С ним связана красивая легенда о гибели влюбленной девушки Юли, похороненной по преданию недалеко, под курганом.

Ганцевичские флористы — народ увлеченный. Их немало, кстати, более 40 человек.

«Паспортизацией» лесов ребята заразили и родителей. В толстенной папке, где хранится только часть материалов проекта (самые интересные теперь «прописались» в Минске), описания деревьев из Пинска и Лельчиц, Клецка и Ляховичей, то есть из родных мест учащихся лицея. А отец Павла Кононовича из деревни Плоскинь Пинского района даже исследовательскую работу о старых деревьях родных мест написал! Там и легенда о «венчальном дубе», и размышления о том, как сохранить наши леса, как бороться с варварским обычаем пастухов — выжиганием сердцевины дубов.

Кругом вода

Волнуют ребят и судьбы рек и озер, и чистота родных сел и городов.

Проект, осуществляя который они обследовали реки и водоемы своего района, назывался «Ганцевичский экватор». Не правда ли странное название? Оказалось — ничуть! Река Цна делит район ровно пополам — чем не экватор? Но внимание лицеистов привлекла не только Цна, описали они и Выдрянку, и Лань, и Бобрик, и реку Нач. А еще собрали легенды, объясняющие их названия, и... нарисовали их.

— Полесские дети особенные, — уверена влюбленная в Ганцевщину Лилия Бурьяк. — Они добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Просто надо уметь их увлечь! В нашем объединении есть ребята, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Смотрю я на них, на их работу и убеждаюсь, что просто когда–то ребята не могли себя найти, определить свое место в жизни. А теперь у них есть ДЕЛО!

Немного о камнях и любви...

15 — 18–летние юноши охотнее занимаются высадкой деревьев, чем «пивными» посиделками на лавочке в сквере, а 17 — 20–летние девушки азартно собирают по округе камни необычной формы — для коллекции Лилии Александровны. Эта коллекция, кстати, отдельная история! Начала Бурьяк собирать ее еще в молодости, теперь же в ней можно увидеть и «аврору», и «карту Беларуси», и «шоколадный торт», и «страусиное яйцо», и «ножку Золушки»...

Первые уроки любви к природе начинаются у первокурсников–лицеистов именно с этой коллекции.

— Возьмешь камень в руку — холодный он. А согреешь — он долго тебе еще будет тепло отдавать, — учит ребят Лилия Бурьяк.

А будущие повара и садоводы, продавцы и маляры, каменщики и механизаторы слушают, и с удовольствием! А потом проводят «Недели экологии», борются с весенним палом травы, выпускают лицейский экологический журнал «Чистая капля» и готовятся провести выездной «межгалактический суд» над... человеком — основным врагом окружающей природы...

— Неужели вы верите, что людей можно перевоспитать? Можно научить их не бросать под ноги пластиковые бутылки и стаканы, а доносить их до урны? Не ломать деревья? Не жечь костры? — спрашиваю «Рыцарей».

За всех отвечает Витя Юреня, работающий в объединении уже 3 года: «Да нет, это, наверное, невозможно. Просто мы начинаем с себя. Если вокруг наших домов будет чисто, значит, станет чище и в нашем государстве. Если я расскажу о каком–то дереве или реке, значит, о них будут знать мои друзья и друзья моих друзей. Значит, что–то в этом мире изменится к лучшему».

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter