Рыцарь права без упрека

Перед съемками он никогда не пользуется услугами гримера...

Перед съемками он никогда не пользуется услугами гримера. Олег Усачев, ведущий программы «Столичного телевидения» «Добро пожаловаться!», так же открыто, без прикрас говорит о наболевшем — о бракоделах и хамах, о том, почему в квартирах нет воды, газа, света, почему не платят зарплату или увольняют беременную. Не без участия Усачева многие люди добились правды от коммунальников, продавцов и предпринимателей. Каждую среду в 23.00 и по четвергам в 9.00 в эфире СТВ рассматриваются жалобы. И не только на словах, но и на деле.


— Олег, давайте вспомним, как появилась ваша передача?


— Перед тем как прийти на телевидение, я работал главным редактором газеты «Частная собственность». Там занимался тем же, что и сейчас, — защитой прав потребителей. Так сложилось, что однажды мне стало скучновато в печатном издании. И, проходя как–то мимо телецентра, я совершенно случайно зашел в кабинет генерального директора СТВ. Предложил правовую программу. Совершенно не ожидал, что получу ответ: «Идите — делайте. Завтра у вас съемки».


— Как понимать главный девиз вашей программы «Через тернии к терниям!»?


— Во–первых, мы часто сталкиваемся с неразрешимыми проблемами. Но начинаешь вникать в ситуацию, советуешься с юристами, экспертами, специалистами и вдруг появляется ощущение, что не все так безнадежно. Во–вторых, программа существует вопреки всему. Ей уже скоро 11 лет. Это, согласитесь, нереальный срок для авторского социального телепроекта. Почему мы так долго выходим в эфир? У меня два ответа: либо о нас просто забыли, либо мы действительно нужны. Ну а если серьезно, то у нас реальные герои с невыдуманными проблемами. Это интересно всем.


— Первые 7 лет вы делали программу один, сейчас у вас есть корреспонденты. По каким критериям вы их отбираете?


— Главное, чтобы у человека было языковое чутье. А оно есть лишь у тех, кто с детства запоем читал книги. Увы, но сегодня много студентов не только не читающих, но и просто плохо знающих грамматику. Кроме литературности, приветствуются чувство юмора, сарказм и даже цинизм.


— Когда вы впервые самостоятельно защитили свои права?


— Благодаря интересу к юридическим тонкостям я, будучи студентом 2–го курса педагогического университета, получил свою квартиру. Обычно шучу, что за отличную учебу, но на самом деле однажды в юности прочел статью в «Человеке и законе» о том, что студентам вузов при сносе дома положено отдельное жилье. Когда сносили жилище, в котором я был прописан с родителями, я отправился в юридическую консультацию за уточнением. Юрисконсульт подтвердил, что действительно существует такое положение. Принято оно было в начале 50–х годов, но реально не работало. А у меня сработало. Повезло. Все были в шоке: не бывает! Но так случилось. Мне везет учиться на чужих ошибках. Я не желал быть жертвой и не хотел кому–то жаловаться.


— Вы опасный человек: чуть что — в суд!


— Совсем не опасный. Просто я не терплю хамов и дураков. Пожалуйста, недавняя история. Купил родственникам билеты на концерт Александра Серова. Так сложились обстоятельства, что мои близкие не смогли пойти на шоу и вернули мне билеты за месяц до выступления. Когда я принес сдавать их в организацию, директор, ссылаясь на один законодательный акт, заявил, что удержит с меня 25 процентов от стоимости. В принципе, я был не против, но попросил в соответствии с Гражданским кодексом отчитаться, на что ушли мои 25 процентов. Ну, например, на аренду офиса, зарплату кассирам, рекламные проспекты. Директор уперся: «Нет, ничего не предоставлю». А Гражданский кодекс ему, что называется, «до лампочки». Я не спорю. Лишь прошу дать мне книгу замечаний и предложений, чтобы изложить свои требования. Такой книги в организации не оказалось, а это грубое нарушение Декрета Президента «О совершенствовании работы с населением». Я вызвал наряд милиции. Вместе поехали в РУВД. Потом было еще одно заявление в налоговую инспекцию о том, что билеты продавались без кассового аппарата. Далее я подал заявление о нарушении сроков выплаты денег, сроков ответов на мои заявления. В общем, затянулась рутина. В итоге продавец билетов потерял не только репутацию, но и около 3 миллионов рублей из–за штрафов. Замечу, что я не снимал сюжет на эту тему и не подавал в суд. Хотя юристы программы меня к этому подталкивали. Я не хотел крови. Мне хотелось доказать людям, что они не правы. Впрочем, уверен: они этого так и не поняли.


— Ваши герои всегда правы?


— Нет, конечно. Вот последний пример. К нам обратилась жительница Минска, сдававшая в аренду двухкомнатную квартиру двум студенткам. Прежде чем заключить договор, она попросила девушек указать в документе, что они арендуют не всю квартиру, а лишь одну комнату. Студентки по доброте душевной согласились. Заплатили вперед за полгода и заселились. Старушка, божий одуванчик, стала практически ежедневно посещать своих постояльцев с проверками. Открывала двери своим ключом в любое время суток. Девушки были студентками, но не монахинями, и, естественно, к ним приходили гости. Гостей бабушка снимала на видео и затем писала заявления в милицию. Я сочувствую участковому, но он был вынужден во всем этом разбираться. Невзирая на то, что договор был составлен на полгода, бабушка потребовала, чтобы квартирантки вдруг выселились через 3 месяца. При этом она не собиралась возвращать деньги, заплаченные вперед. Сюжет получился резонансным. Где его только не тиражировали. Кто только не давал комментарии. Бабушка–арендодатель позвонила мне на мобильный (и ведь узнала как–то номер!) и пообещала пожаловаться на меня в Министерство информации, милицию и суд. Я, в свою очередь, пообещал ей «спустить» на нее всю налоговую инспекцию. Она быстро поняла, что лучше по–прежнему «душить» клиентов и не высовываться.


— А какая из жалоб была самой абсурдной?


— Обратилась минчанка с улицы Калиновского, кстати, бывшая журналистка. Посетовала, что уже 4 месяца в ее квартире на 5–м этаже нет воды и она ходит к колонке за три квартала с тележкой. У нее уже побывала комиссия из 12 человек, но все развели руками и ушли. К приезду съемочной группы у подъезда собрались директор ЖЭСа, мастер и слесарь–сантехник. Дама впустила в квартиру только меня и оператора. Совершенно случайно я дотронулся до змеевика в ванной комнате и понял, что он горячий. Это значит, что в системе есть вода. Предлагаю: «Давайте позовем сантехника». Хозяйка против. Тогда я взял у слесаря разводной ключ, повернул кран возле ванны и — пошла вода. Сначала с ржавчиной, затем вполне нормальная. Тут же на телеканал поступила жалоба от «героини» на меня: мол, я выставил ее дурой. Но, на мой взгляд, дураками она долгое время выставляла коммунальников. Зачем? Она являла собой типичную особь профессиональной жалобщицы. Ей не нужна была вода! Она хотела быть значительной, ей хотелось внимания. Сколько человек суетилось вокруг нее и ее проблемы! Но вдруг приехал какой–то Усачев и снял проблему легким движением ключа. Что одинокой даме делать дальше? Как коротать вечера? Человек потерялся в этой жизни. Хотя наверняка она придумала новую проблему. Я же показал в программе, что такие граждане отвлекают чиновников от реальных бед.


— Вы со своими знаниями и опытом не думали открыть адвокатскую контору?


— Меня к этому периодически подталкивают друзья и знакомые. Но мне пока не до этого. Моей доченьке Полине вот–вот исполнится 11 месяцев. Растет сын, которому 18. Вот кому надо отдавать время и силы. Разговоры про справедливость и равенство для идеалистов и подлецов.


— Вы увлекаетесь исторической литературой. По–вашему, история идет по спирали и все повторяется или человечество движется только вперед по пути прогресса?


— Человечество упорно движется по пути регресса. Все, что мы делаем, — все плохо. Что люди принесли в этот мир? Может, воздух стал чище? Моря, океаны? Земля? Ведь все загадили. Ничего путного, кроме поэзии, музыки и живописи, человек не создал. Да и то все субъективно и условно. Как, впрочем, и вся эта беседа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter