Шон Коннери был образцом и для интеллектуалов, и для простых зрителей

Рыцарь навсегда

Шон Коннери — лучший Бонд в истории кино.
Новость об уходе из жизни блестящего шотландского актера Шона Коннери резанула по сердцу острым лезвием. Знаете, есть такие актеры, с которыми прожита жизнь. Которые, кажется, были всегда и будут всегда.

Я как типичное «дитя перестройки» не делил на наших и не наших лучшие образцы кино «нового Голливуда» или те же фильмы братьев Коэнов, снятые позже, и комедии Леонида Гайдая. Все это для меня — искусство единое и неделимое. Так и Шон Коннери с детства казался кем-то родным и знакомым, добрым человеком если не из Сезуана, то точно из соседнего садового товарищества или прогрессивным учителем литературы, в студенчестве находившимся с Окуджавой на дружеской ноге.

С поразительной легкостью и самоиронией Коннери воплотил на экране агента британской разведки Джеймса Бонда из романов писателя Яна Флеминга. И стал, по мнению критиков, лучшим воплощением Бонда. С такой же поразительной легкостью он отказался от этого образа и пошел дальше. И кажется, что его актерскую и человеческую высоту в бондиане так никто из последователей и не покорил.

Картины с его участием «Имя розы», «Убийство в «Восточном ­экспрессе», «Горец», «Неприкасаемые» (за эту ленту Брайна де Пальмы актер получил «Оскар»), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» были крепкими жанровым работами, балансировали на грани блокбастера и интеллектуального продукта. Будоражили зрителя средневековой мистической атмосферой, салонной детективной интригой, скрытой от посторонних глаз жизнью гангстеров с ее своеобразным понятием о чести. И во всех этих экранных эпохах Коннери был органичен и убедителен. Можно предъявлять какие угодно претензии к экранизации романа ­итальянского классика Умберто Эко «Имя розы», но своего героя Уильяма Баскервильского Коннери воплотил мастерски, другим его теперь и не представляешь.

Он работал по формуле Станиславского «я в предлагаемых обстоятельствах» и каждый раз был разным. Так, другого, психологически надломленного Коннери можно увидеть в картине американского режиссера Сидни Люмета «Оскорбление». А еще ведь была и легендарная «Красная палатка» Михаила Калатозова, в которой актер воплотил образ норвежского полярника Амундсена. Этот фильм регулярно показывали по советскому телевидению, что делало Коннери еще ближе к нам. Он прожил достойную жизнь в искусстве. Отказался сниматься в «Матрице» и «Властелине колец», посчитав картины ребячеством и чем-то несерьезным. И имел на это право. В 2000 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари.

Благородство и человечность, изысканность манер при внешнем демократизме и врожденное изящество, яркая мужская фактура позволяли Шону Коннери воплощать самую широкую галерею образов — от королей и рыцарей до старых воров и авантюристов. «Сразу видно человека из раньшего времени!» — сказал бы про него Паниковский.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter