
Будущий кинорежиссер родился в Москве 29 марта 1900 года в семье известного издателя Владимира Саблина. Его дедом был видный театральный деятель Федор Адамович Корш, создатель первого частного театра в России — Русского драматического (сейчас в этом здании располагается Театр наций).
С 1925 года он работал помощником, ассистентом режиссера и актером киностудии «Госкино» («Совкино») в Москве. Режиссер Юрий Тарич, муж его тети по материнской линии, пригласил племянника в качестве актера и своего помощника в новый фильм «Крылья холопа». В 1926-м Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев, будущий режиссер картин «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и многих других, снова стали ассистентами Юрия Тарича, приступившего к съемкам фильма «Лесная быль» на только что организованной студии «Белгоскино». В нем же Корш-Саблин сыграл роль адъютанта.
![]() |
![]() |
Особая страница в биографии Корш-Саблина — Великая Отечественная война. С июня по ноябрь 1941-го он являлся режиссером киностудии «Ленфильм» и одновременно командиром взвода рабочего истребительного отряда от Петроградского райкома ВКП(б). С декабря 1941 до июня 1943 года — режиссер Центральной объединенной киностудии, которая действовала в Алма-Ате. С июня 1943 до октября 1945-го — режиссер киностудии «Союздетфильм», режиссер Центральной студии документальных фильмов и одновременно начальник киногруппы при штабе партизанского движения Беларуси. За руководство фронтовой киногруппой он получил медаль «Партизану Отечественной войны» I степени. Совместно с Николаем Садковичем Корш-Саблин стал автором полнометражного документального фильма «Освобождение Советской Белоруссии». Его послевоенная картина «Константин Заслонов» удостоилась Сталинской премии.

Разные темы интересовали Владимира Владимировича. Он рассказал проникновенную историю о возрождении деревни «Новый дом», представил киноповесть «Посеяли девушки лен», экранизировал пьесы Кондрата Крапивы «Поют жаворонки» (совместно с Константином Санниковым) и «Кто смеется последним». По трилогии Якуба Коласа «На росстанях» снял фильм «Первые испытания». Вместе с Павлом Армандом принимал участие в создании масштабного полотна режиссера Алексея Спешнева «Москва — Генуя», посвященного первым шагам советской дипломатии на международной арене. Картина получила премию на Всесоюзном кинофестивале и Государственную премию БССР в области кинематографии. Действие фильма «Запомним этот день» переносило зрителей в 1917 год, как и последняя работа мастера — историческая драма «Крушение империи» (в этой работе режиссером-сопостановщиком стал Николай Калинин).
Художественным руководителем «Беларусьфильма» Корш-Саблин был два периода: с 1945 по 1960 год и с 1969 по 1974-й. Союз кинематографистов Беларуси возглавлял с 1957 по 1974 год.
pepel@sb.by