Рынок жмет на ГАЗ.

Готовы ли белорусы пересесть с иномарок на “жигули” и “волги”. От ожидаемого повышения пошлин на ввоз легковых автомобилей для физических лиц с 1 июля в рамках выстраивания равных условий в трех странах-участницах Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия) белорусский рынок подержанных автомобилей продолжает штормить. В прошлом году в страну ввезено около 200 тысяч автомобилей с пробегом, что можно считать абсолютным рекордом. В марте—мае текущего года прогнозируется очередной ажиотажный ввоз “бэушек”, считают эксперты. Тем не менее вопрос с пошлинами для физлиц еще не решен. О том, как изменится белорусский автомобильный рынок в случае положительного или отрицательного решения таможни, корреспонденту “НГ” рассказал председатель автомобильной ассоциации БАА Сергей МИХНЕВИЧ.

Готовы ли белорусы пересесть с иномарок на “жигули” и “волги”.

От ожидаемого повышения пошлин на ввоз легковых автомобилей для физических лиц с 1 июля в рамках выстраивания равных условий в трех странах-участницах Таможенного союза (Беларусь, Казахстан, Россия) белорусский рынок подержанных автомобилей продолжает штормить. В прошлом году в страну ввезено около 200 тысяч автомобилей с пробегом, что можно считать абсолютным рекордом. Тем более, что несмотря на возраст машин запчасти к ним купить достаточно легко. Например запчасти bmw x5, причем оригинальные, будут продаваться по достурным ценам. В марте—мае текущего года прогнозируется очередной ажиотажный ввоз “бэушек”, считают эксперты. Тем не менее вопрос с пошлинами для физлиц еще не решен. О том, как изменится белорусский автомобильный рынок в случае положительного или отрицательного решения таможни, корреспонденту “НГ” рассказал председатель автомобильной ассоциации БАА Сергей МИХНЕВИЧ.

Ставки сделаны

Повышение пошлин для юридических лиц уже привело к существенной перестановке сил на рынке. В прошлом году российским автомобилям впервые удалось потеснить известные мировые бренды. В то время как продажи иномарок сократились на 45 процентов, продукция российского авто-прома шла на ура — “жигулей”, ГАЗов и уазиков белорусы купили на 81 процент больше, чем годом ранее. Свою роль сыграла более низкая цена российских машин, освобожденных от уплаты пошлины.

Автомобиль не роскошь. Пока

Если с первого июля повышенные таможенные пошлины начнут действовать и для физических лиц, подорожания машин на вторичном рынке не избежать. В некоторых случаях ставки могут подняться в 10 раз. Так, например, стоимость растаможки автомобиля 2004 года с дизельным двигателем объемом 2 л сейчас составляет около 800 евро, а по новым ставкам будет около 8 тысяч евро. Цена десятилетней иномарки превысит стоимость новых “жигулей”, что поставит покупателей перед непростым выбором.
— В первые месяцы после введения пошлин на вторичном рынке будет наблюдаться определенный дисбаланс, — прогнозирует ситуацию Сергей Михневич. — Он продлится до тех пор, пока не будут распроданы завезенные в Беларусь с целью перепродажи машины с пробегом. Но уже к осени рынок придет в норму и начнется постепенный рост спроса на новые автомобили.  Ввоз подержанных автомобилей с Запада практически прекратится. На вторичном рынке будут присутствовать в основном машины из стран Таможенного союза.

На что надеются дилеры?

Если же пошлины останутся на прежнем уровне, в неудобном положении окажутся официальные дилеры. На протяжении последних двух лет продажи новых автомобилей в Беларуси сокращались в среднем на 30 процентов. Если в 2008 году их было ввезено около 30 тысяч, то в прошлом лишь 12 899. Главную причину специалисты видят в неравных условиях игры на автомобильном рынке. Особенно пострадал сегмент автомобилей среднего класса. Нашлись среди предприимчивых граждан и желающие заработать на сложившейся ситуации.
— По нашим оценкам, в прошлом году граждане ввезли в Беларусь из соседних стран не менее 4—6 тысяч новых машин преимущественно премиум класса, в основном это дорогостоящие “лексусы”, “мерседесы” и БМВ, — отметил Сергей Михневич. — Значительная их часть приобреталась для дальнейшей продажи на территории нашей страны. Из-за льготной пошлины для частников стоимость этих премиум-машин сопоставима с авто среднего класса у белорусских дилеров. Это одна из причин падения официальных продаж.
Если раньше дилеры выступали за отмену пошлин, то сегодня их устроил бы и вариант введения равноценных таможенных платежей для физлиц. В таком случае правила игры для всех продавцов стали бы едиными. Пострадал бы лишь покупатель, которому пришлось бы платить таможенную надбавку независимо от того, где он приобретает автомобиль — на рынке или в салоне.

Чем опасны бэушки?

Введение запретительных пошлин на ввоз автомобилей с пробегом принесет и положительный эффект. С одной стороны, это стимул покупать более безопасные, экологичные и экономичные новые авто. Но, с другой стороны, ввоз относительно “свежих” машин с Запада практически прекратится, и вторичный рынок будет вариться в собственном соку, подпитываясь лишь поезженными машинами из Беларуси, России и Казахстана. Далеко не каждый белорус в состоянии купить новый автомобиль, цена которого сейчас начинается от 8—9 тысяч долларов за самую бюджетную малолитражку.
Сейчас в нашей стране зарегистрировано около 2,5 миллиона легковых автомобилей. Постепенно они изнашиваются и выходят из строя, а система их утилизации пока еще не начала действовать. По экспертным оценкам, примерно 60 тысяч автомобилей ежегодно превращаются в хлам и требуют переработки. Назрела необходимость разработать так называемую систему Trade-in, позволяющую купить новую машину в зачет утилизации старой.

— На долю автомобилей приходится две трети выбросов в атмосферный воздух, — отметил начальник управления регулирования воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы Минприроды Сергей Завьялов. — Чтобы Беларусь не превратилась в автомобильную свалку, параллельно с разработкой системы утилизации старых автомобилей ужесточаются экологические требования к выхлопным газам. Как и в развитых европейских странах, ездить на старом автомобиле в Беларуси скоро станет дороже, чем на новом.

Кто окажется в плюсе?

Для автодилеров введение пошлин для физических лиц станет долгожданным началом оживления рынка. По экспертным оценкам, в ближайшие годы продажи новых авто могут увеличиться в несколько раз и достигнуть 30 тысяч в год. Свой кусок этого пирога получат и сборочные предприятия зарубежных легковых автомобилей (проработка этого вопроса сейчас ведется в правительстве — пока же собираемый в Беларуси “Саманд” не может достойно конкурировать с ввозимыми автомобилями с пробегом. В прошлом году белорусских “лошадок” купили всего 369). После повышения цен на вторичном рынке в плюсе окажутся и владельцы “бэушных” иномарок, планирующие купить новый автомобиль в салоне после продажи старого. К стоимости машины можно будет смело прибавить еще и новый тариф растаможки, а это несколько тысяч евро.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter