Санкционная истерия США: применяя санкции против Беларуси и России, коллективный Запад действует себе во вред

Рынок не терпит пустоты

Почему европейский бизнес ввязался в самоубийственную санкционную войну? Когда правительство Литвы под диктовку за­океан­ских кураторов вводит ограничительные меры в отношении белорусского калия, это можно понять. Выделяемые госдепом США деньги на «демократию» заставляют членов правительства многих стран забыть о собственной экономике, национальных интересах и осваивать новый вид бизнеса — торговлю суверенитетом своей страны. Экономические интересы одних приносятся в жертву жадности и продажности других. Ничего нового, здесь все понятно.


Подчиняются, не задумываясь

Когда американское правительство в интересах своих компаний препятствует строительству газопровода «Северный поток — 2», предлагая свой СПГ вместо российского трубопроводного газа, тут также все понятно. Конкуренция и передел рынков. Не хотят уступить европейский рынок России. Ничего личного, только бизнес. Ну и политика сдерживания и России, и ЕС. Но сегодня мы столкнулись с другим явлением. Санкции вводятся компаниями во вред своим интересам осознанно. Идет отказ от уже освоенных рынков, распродажа высокодоходных активов по бросовым ценам, блокировка платежных систем, по которым сами получают деньги. 

Что мы видим на поверхности, а что остается за кадром? Например, европейские автоконцерны приостановили поставки своих автомобилей в Россию. На что они рассчитывают? Рынок не терпит пустоты. Очень быстро российский автомобильный рынок займут отечественные или китайские автомобили. Отвоевать назад будет непросто. Наверняка в руководстве крупных компаний сидят неглупые люди и прекрасно это понимают. Но, видимо, есть другие мотивы или рычаги воздействия, причем очень сильные, которые заставляют забыть о собственных интересах. Например, решение еврочиновников из Брюсселя. О том, что рынок России меньше рынка США и лучше выбрать меньшее зло. Или что микропроцессоры, необходимые сегодня для производства любой техники, производят в Корее по лицензиям Соединенных Штатов, а их поставки требуют разрешения США. Экономика Евросоюза глубоко интегрирована не только с Россией, но и с США. И угрозы со стороны Штатов действуют сильнее. Да и привыкли уже подчиняться, не особо задумываясь. А ведь пора бы задуматься.

Например, 25 февраля Европейский союз объявил о запрете продаж, передачи, поставок или экспорта самолетов и любых компонентов в Россию. Европейские компании, предоставлявшие самолеты в лизинг российским авиаперевозчикам, должны вернуть сотни самолетов общей стоимостью 5 миллиардов долларов в течение 30 дней. Сделать это очень непросто, учитывая закрытое воздушное пространство. Да и где их можно разместить физически? Одно дело громкие заявления, а другое — реальность. Возникает ощущение, что связь с реальностью у некоторых политиков потеряна напрочь. Главное — выслужиться перед заокеанским хозяином.

Кому это выгодно?

Компания Warner Bros за день до премьеры отменила в России прокат «Бэтмена», а компания Sony заявила, что приостанавливает выход своих фильмов в прокат в РФ. The Walt Disney Company приостанавливает поставку своих фильмов в российские кинотеатры. И кого они этим наказали? Возникает ощущение, что они реально верят, дескать, без их «высокой» культуры мы, убогие, жить не сможем. Если честно, такие решения не могут не радовать. Будут меньше промывать мозги нашим детям.

Так почему же ЕС и европейские компании действуют себе во вред? Истинную причину не называют. Все говорят о солидарности с украинским народом. Только в это слабо верится после восьми лет обстрела Донбасса, после Ливии, Сирии, Ирака и других стран, подвергшихся агрессии США и западной коалиции. Да и ранее никогда человеческие жертвы не останавливали американский и европейский капитал. Работорговля, две опиумные вой­ны в Китае, миллионы умерших от голода индийских ткачей — продолжать можно достаточно долго. «Бремя белого человека» требовало нести свет цивилизации отсталым народам. Народы уничтожались, белый человек обогащался и чувствовал себя еще более белым и обязанным просветить еще кого-нибудь. Очевидно, что беды Украины их волнуют мало. Поставки оружия и наемников в Украину, очевидно, не способствуют миру и безопасности ее населения. 

Единственным мотивом, более сильным, чем стремление получить выгоду, является страх. Не всегда, но часто страх сильнее жадности. Никакие другие соображения не могут подтолкнуть капиталистов к отказу от прибыли и заставить их идти на заведомые потери. Так какой же страх поселился в головах санкционеров? Кто внушает Европе страх больший, чем страх потери российского рынка, выгодных контрактов и даже заоблачного роста цен на энергоносители? Как говорится, ищите того, кому это на руку. Очевидно, что разрыв отношений с Европой, так же как и военный конфликт в центре Европы, невыгодны ни России, ни Беларуси, ни самой Европе. Но выгодны США. Все, что происходит, очень ослабляет и Россию, и Европу, основных после Китая конкурентов США.

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

Расчет на здравый экономический смысл

Интересное наблюдение: транснациональная нефтегазовая компания British Petroleum со штаб-квартирой в Лондоне объявила о выходе из капитала «Роснефти» и продаже принадлежащего ей почти 20-процентного пакета акций. В компании заявили, что продадут свой пакет акций до того, как сделку реально совершили. В результате громких заявлений высокодоходные активы стремительно подешевели. Американские депозитарные расписки «Газпрома» упали почти на 40 процентов. Акции «Лукойла» подешевели на 50 процентов. Чуть более 40 процентов теряет «Роснефть». Теперь, если British Petrolium реально будет продавать активы, она понесет убытки до 25 миллиардов долларов. Аналогично британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell заявила о выходе из совместных предприятий с «Газпромом» и «Газпромнефтью». Заявлено о прекращении участия в проектах «Сахалин-2» и «Северный поток — 2». Напомним, что в «Сахалине-2» Shell имела долю в 27,5 процента. Также ей принадлежало по 50 процентов Salym Petroleum Development и «Гыдан энерджи», совместных с ПАО «Газпромнефть» предприятиях, созданных с целью освоения группы нефтяных месторождений в Западной Сибири. Кроме того, деньги Shell были инвестированы в Nord Stream 2. Все это самые перспективные и высокодоходные проекты, способные придать мощный импульс развитию не только компаний, но и экономик России и ЕС. Санкции, вводимые США и чиновниками Европарламента, имеют крайне губительный характер прежде всего для европейских компаний. Фактически крупный европейский бизнес буквально вынуждают выходить из прибыльных проектов. Причем выходить с максимальным ущербом для себя. Конфликт в Украине не мог бы нанести такого ущерба европейской экономике, если бы не сопровождался санкционной истерией, спровоцированной США. 

Сегодня мы наблюдаем не просто передел мира, а его раздел. Точнее, разрыв. США рвут экономику Евразии по живому. Буквально на глазах формируется новый железный занавес, инициатором и архитектором которого являются США. Проигрывая в конкурентной борьбе на рынках, они включили силовой вариант решения вопроса. Принцип «разделяй и властвуй» не исчерпал своей актуальности и сегодня.

Будем надеяться, что здравый экономический смысл европейского бизнеса найдет в себе силы осознать всю пагубность насаждаемой им санкционной истерии и перебороть страх европейских политиков перед заокеанским дирижером. Возможно, страх перед ответными российскими санкциями им в этом поможет. Необходимо отметить, что уже сейчас многие громкие заявления выполнять не спешат (например, возврат лизинговых самолетов), тотальные санкционные меры обрастают множеством уточнений и исключений (отключение от SWIFT, например), а кое-кто (Илон Маск, Турция, Грузия) и вообще отказывается идти на поводу у госдепа США и открыто заявляет о приоритете своих интересов.

Василий ГУРСКИЙ, директор Института экономики НАН Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter