Минчане еще не привыкли ходить в кафе со своими чашками

В мою кружку, пожалуйста!

Сегодня кофе навынос для вечно занятых и куда–то спешащих — новая городская фишка и хороший способ взбодриться по пути на работу. Напиток в красивых бумажных стаканчиках в буквальном смысле вышел на улицы. Экологи тем временем не перестают напоминать: 10–минутное удовольствие из такой одноразовой тары отнюдь не безопасно для природы. Между тем в Минске ежедневно число бумажных стаканчиков переваливает за тысячи. Потому у выпускниц молодежного образовательного центра «Экостарт» и специалистов Центра экологических решений и «Зеленой сети» зародилась идея запустить кампанию за использование многоразовых кружек My cup, please! («В мою кружку, пожалуйста!»). Три недели назад проекту был дан старт. И теперь в некоторых минских кофейнях вы можете протянуть бариста свою кружку, и вам не только не откажут, но даже сделают небольшую скидку. Любопытно, идея пользуется спросом?


Пока акцию поддерживают с десяток заведений, причем некоторые из них имеют еще сеть кофеен по всему городу. Одной из первых к кампании присоединилась «Мануфактура». По словам ее директора Александры Кисель, никакой экономической подоплеки в этом деле нет — есть просто желание сделать мир немножечко чище:

— Сейчас к нам стабильно в день приходят по нескольку человек со своими чашками. Они получают 5–процентную скидку. Да, пока еще таких клиентов совсем немного. Надеемся, идея вскоре приживется.

Буквально в нескольких шагах от этой кофейни есть еще одна, поддерживающая экологическую инициативу. Со своей кружкой можно прийти и в кафе Why Knot? и тоже получить за это скидку. Мелочь, а приятно. Кстати, все заведения, которые присоединились к кампании, отмечены на специальной онлайн–карте. И организаторы проекта подумывают о распространении инициативы в регионах.


Конечно, нужно дать время привыкнуть к такому подходу — и людям, и самим заведениям общепита. Ведь далеко не в каждом отдают себе отчет в том, что протянуть свою кружку бариста можно абсолютно на законных основаниях. Из 10 кофеен, которые посетили корреспонденты «СБ» в качестве эксперимента, в трех категорически отказались идти навстречу: мол, а вдруг вы ее плохо помыли, подцепите какую–нибудь заразу, а потом скажете, что у нас плохой кофе. В двух других пришлось долго и нудно объяснять, что санитарные нормы этого не запрещают. А в некоторых из остальных пяти кофеен вроде бы и согласились наполнить кружку, но предупредили, что цена напитка от этого не уменьшится: тара уже автоматически включена в стоимость.

Цифры «СБ»

Ученые как–то подсчитали: для производства 16 млрд бумажных стаканчиков (примерно столько тары американцы использовали лишь под кофе в 2006 году) потребовалось срубить 6,5 миллиона деревьев. Причем утилизировать образовавшиеся свыше 100 тысяч тонн отходов крайне сложно.



Кстати

Термокружка появилась примерно в 1980–х годах. Она сохраняет тепло (а если в сок бросить пару кубиков льда, то надолго сохранит напиток прохладным), удобна в дороге, ее можно подогревать. Разработчики сегодня предлагают различные варианты дизайна и возможность нанести свой собственный рисунок. По самым приблизительным подсчетам, только за 2012 — 2013 годы объемы продаж такой многоразовой тары выросли на 125%. Их покупают себе, выбирают в качестве подарка и используют как промопродукцию крупнейшие компании.

Будьте в курсе

В соцсетях наблюдать за кампанией «В мою кружку, пожалуйста!» можно по хештегам #my_cup_please и #кава_у_кубачак. Некоторые кафе поощряют активных интернет–пользователей, присоединившихся к «зеленой» инициативе, всяческими бонусами.

А как у них?

Новая мода пришла и в украинские, и в российские кофейни: во многих из них посетителей со своей чашкой ждет приятная скидка на кофе навынос. В прошлом году в Берлине также стартовала похожая кампания для тех, кто заботится об экологии. 12 кафе предлагали своим посетителям вместе с горячим ароматным напитком приобрести и специальную многоразовую чашку с силиконовой крышкой. Возвращаешь кружку обратно — получаешь назад свои 4 евро. Многоразовая тара сделана в основном из бамбука: он растет быстрее, чем дерево, и подлежит переработке. А вот всемирно известная сеть кофеен Starbucks дает скидку вообще 10%, если клиенты используют собственные чашки вместо одноразовых стаканчиков.

Вопрос ребром

Чем плохи бумажные стаканчики?


Одноразовые стаканчики, которые многие считают красивыми и удобными, по сути, являются первичным сырьем одноразового использования. Оно почти сразу же отправится на свалку, и его практически невозможно переработать. Для того чтобы картон не пропускал жидкость, его покрывают изнутри водонепроницаемым слоем: наносят полистироловую пленку или LDPE–покрытие (с одной или двух сторон). Все эти компоненты вполне себе годятся для переработки, но прежде все слои надо разделить, что на практике крайне трудно. Так что если вы видите на стаканчике специальный международный символ вторичной переработки, то должны понимать: только попав в правильные условия, эти отходы считались бы безвредными для природы. Не в пользу одноразовой тары и ее яркая окраска. В составе типографской краски могут содержаться опасные элементы, а не все стаканчики предназначены для горячих напитков, поэтому стоит туда попасть кипятку, как емкость начнет выделять токсичные соединения.

savitskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter