Рынок маслом не испортишь

Как найти баланс интересов производителя и потребителя
Как найти баланс интересов производителя и потребителя

Молоко и мясо становятся очень выгодным товаром. Минсельхозпрод опять предлагает повысить закупочные цены на животноводческую продукцию. Если предложение будет поддержано Правительством, то за килограмм молока высшего сорта крестьянам будут платить 600 рублей. Это на 25 процентов больше, чем сейчас. На 10 процентов, возможно, поднимутся закупочные цены на свинину и говядину, на 7 — мясо птицы.

Напомним, что на 10 процентов закупочные цены на молоко повысили две недели назад. Но это лишь частично компенсировало затраты хозяйств на производство молока. Кроме того, в сопредельных государствах оно вдвое дороже, поэтому вывозится. Новое повышение цен может решить эти проблемы. Но не возникнут ли новые? Не поднимут ли заводы отпускные цены и не потянутся ли за ними розничные? Мы поинтересовались возможными последствиями.

На перерабатывающих предприятиях уже сейчас с тревогой просчитывают экономику.

— Цены на социально значимую продукцию — молоко, кефир, сметану, нежирный творог — регулируются государством, — оптимизма в голосе заместителя директора по экономике минского гормолзавода № 3 Геннадия Ждановича я не услышала. — Доля такой продукции на нашем предприятии — 76,5 процента. В октябре она подорожала на 3 процента. До конца года мы сможем увеличить цены на нее не более чем на 5 процентов. А за сырье будем платить дороже на 25! В итоге получим более миллиарда рублей убытков. Компенсировать их выгодными экспортными поставками не можем. Уже полторы недели минским молочным заводам дано указание работать исключительно на рынок столицы.

Для предприятий, производящих сыры, масло, сухое обезжиренное молоко, повышение закупочных цен не столь критично. Все это — ходовой товар на внешнем рынке. И платят за него там гораздо больше, чем в стране. На днях молочные заводы и мясокомбинаты и вовсе получили карт–бланш на увеличение поставок за рубеж из уст вице–премьера Ивана Бамбизы. Он потребовал воспользоваться выгодной конъюнктурой и максимально увеличить продажу продукции в Россию. Казалось бы, высокая рентабельность экспорта наверняка сгладит рост цен на сырье. Но экспортеры настаивают на адекватном повышении и розничных цен. — Благодаря тому что 65 процентов продукции уходит на экспорт, мы заработали 5,8 миллиарда рублей прибыли, — рассказывает главный экономист Клецкого маслодельного комбината Валерий Бабяк. — Теперь 4,2 миллиарда из них до конца года нам придется отдать при покупке подорожавшего сырья. Если решение об увеличении закупочных цен будет принято, розничные цены на продукцию должны вырасти не менее чем на 18 процентов.

Мясные деликатесы, в отличие от молочных продуктов, дешевыми сейчас не назовешь. Что же будет после подорожания сырья с балыком, шинкой, сырокопченой колбасой?

— Лучше не спрашивайте, — попросила экономист Березовского мясоконсервного комбината Татьяна Мостыко. — В стоимости продукции сырье занимает 80 процентов. Сейчас рентабельность менее 2 процентов. Если даже повысить цены более чем на разрешенные полпроцента в месяц, то кто купит такую продукцию?

Как быть? Молоко и мясо — это продукты ежедневного потребления. Залезть в карман рядовых потребителей без соответствующего повышения зарплат — не лучший выход из ситуации... Минэкономики обещает не допустить ценовой свистопляски на продовольственном рынке.

— В Беларуси не будет резкого роста цен на важнейшие потребительские товары, — обещает заместитель министра экономики Владимир Адашкевич. — Эти цены контролируются государством.

Но и переложить экономический груз на молочные заводы и мясокомбинаты — тоже не решение проблемы. Конъюнктура рынка должна быть благоприятной для всех участников технологической цепочки. Может, стоит подумать о выделении дотаций на сырье? Если Правительство согласится с повышением закупочных цен на молоко и мясо, то разумный выход, устраивающий все стороны, наверняка будет найден.

Кстати

Рост цен на продуктовом рынке России подогрел интерес импортеров к белорусскому продовольствию. Поставки молока, сыра, сливочного масла, мяса птицы только в Москву выросли в 2 — 2,5 раза. Конъюнктура повлияла даже на решение Россельхознадзора. Он отложил введение нового порядка импорта молочной продукции. Сначала было заявлено, что с 1 ноября ее ввоз в Россию будет осуществляться только с предприятий, аттестованных специалистами российской ветеринарной службы. Однако теперь решено, что новые «правила игры» начнут действовать не раньше марта.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter