Рынок — это не базар

Об аграрном комплексе

По долгу службы мне довелось объехать не один десяток бывших колхозов–совхозов. Среди них были и ведущие предприятия, и средние, и такие, что по горло увязли в финансовой трясине. Туры по аграрной тематике дали ценный навык: определять успешность хозяйства получается не заглядывая в бухгалтерские балансы. Стоит только присмотреться к культуре производства.


Если, например, в коровнике «Молодово–Агро» Ивановского района Брестской области чистота почти как в музее, то можно биться об заклад, что рентабельность производства молока здесь на порядок выше, чем в тех хозяйствах, где и буренки и персонал топчутся — будем называть вещи их именами — в навозной жиже. Точно так же с кем угодно можно держать пари, что ОАО «Беловежский», который на прошлой неделе посетил Президент, является высокоприбыльным комплексом, — для этого достаточно осмотреть мехдвор предприятия, который чистотой может сравниться с армейским плацем. Подчеркну: речь не о показном марафете, который наводится к приезду высокого начальства, а о постоянно поддерживаемом порядке.


Не случайно во время поездки в Брестскую область Президент не раз подчеркивал необходимость высокого уровня организации производства, культуры и дисциплины. И это требование не стоит ассоциировать с советскими месячниками за чистоту. Разговор шел не о возвращении к практике «административно–нажимных» кампаний (формальных и по своей сути часто абсурдных), а о тех требованиях, которые предъявляет белорусскому селу рыночный контекст.


«Без железной дисциплины мы в рынке не выплывем», — так сформулировал задачу Президент. И, уверен, под его словами подпишется любой прогрессивный экономист. Проследите, что происходит, когда серьезный западный инвестор покупает предприятие. Прежде всего новый хозяин твердо пресекает халатность и расхлябанность, наводит порядок. Именно с порядка в самом широком смысле начинается успех в любом бизнесе.


Вот еще один рыночный мотив, который прозвучал на совещании в «Беловежском». Высокая дисциплина должна быть не только на производстве, но и в финансовых отношениях. Проблема чрезвычайно актуальна.


Вспоминаю одно из прошлогодних совещаний в Комитете государственного контроля. Инвесторы, выкупившие убыточные колхозы, жаловались, что нередко деньги из фонда поддержки аграриев до них не доходят. Экономя на успешных хозяйствах, профильные чиновники с удвоенным усердием латали тришкин кафтан «лежачих» госкомплексов. Не только вливая на их счета не принадлежащие им деньги, но и списывая старые долги. Хотя законодательство не делит хозяйства на «своих» и «пасынков», но на практике господдержка сельхозпредприятиям оказывалась весьма избирательно. А что получается на выходе? Обида одних и экономическая развращенность других. Надо полагать, категоричные слова Президента поставили в этом вопросе жирную точку: «Все заемные средства для села должны обязательно возвращаться. Имейте в виду, никому ничего мы списывать не будем. Все что взяли — отработать и вернуть».


И еще одна очень важная мысль, прозвучавшая в «Беловежском». Сегодня деревне как воздух нужны грамотные специалисты: директора, агрономы, ветеринары, механизаторы... Но как обстоит дело со стимулами? Всех ли привлекает средняя зарплата 500 — 600 тыс. рублей? Президент дал понять, что оплата труда для тех, кто умеет и хочет работать, будет достойной. «Уравниловка» остается в прошлом. Неважный работник может зарабатывать 300 тысяч. Но хороший должен иметь возможность получить за свой труд и 2, и 3 миллиона, и даже больше», — отметил он в общении с жителями агрогородка «Беловежский»...


Позволю себе краткий вывод. Государство, продолжая оказывать аграрному комплексу серьезную финансовую поддержку, одновременно разворачивает его лицом к рынку. Создаются одинаковые условия работы для всех сельхозпредприятий независимо от формы собственности и «ведомственности». Вводится дифференциация зарплат. Развитию агросектора способствует и повышение (как реакция на мировую конъюнктуру) внутренних закупочных цен на сельхозпродукцию.


Не стоит чрезмерно идеализировать, но в то же время есть все основания надеяться, что указанные меры создадут систему стимулов для каждого, кто желает работать на земле. Жесткая конкурентная среда, в свою очередь, ускорит формирование хозяйского отношения к делу. Без контроля со стороны каждый председатель будет болеть за то, чтобы зерно не оставалось на полях, а картофель не сгнил в хранилищах...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter