Рыночный ресурс

Частное   унитарное предприятие «Белкоопрынок»   Белкоопсоюза в   ожидании   грядущих    перемен

Частное   унитарное предприятие «Белкоопрынок»   Белкоопсоюза в   ожидании   грядущих    перемен

Жителям белорусской столицы этот рынок с незапамятных времен более известен, как Червенский. Только в декабре 1996 года он получил статус ЧУП «Белкоопрынок» Белкоопсоюза. Впрочем, дело ведь не в названии — на протяжении всей своей многолетней истории рынок был тем местом, где активно велась торговля сельхозпродукцией, товарами промышленного и хозяйственного назначения. По большому счету, таковым остается и сегодня, являясь для многих сотен людей источником получения средств к существованию.

По словам директора рынка Чеслава Матука, имеется 1352 торговых места. Из них лишь двадцать пять находятся в ведении администрации предприятия, остальные сдаются в аренду сельхозпроизводителям, индивидуальным предпринимателям. Чеслав Францевич считает, что такого количества вполне достаточно для организации собственной торговли. Работники рынка самостоятельно закупают у сельчан излишки животноводческой и витаминной продукции с целью последующей реализации. Население заранее информируется об этом через местные печатные органы и поэтому, отмечает Чеслав Матук, особых проблем с поставками сырья не возникает. В настоящее время, например, свинина закупается в среднем по 7600 рублей за килограмм в убойном весе. В случае необходимости работники рынка могут даже приехать на дом к сдатчику и сразу же произвести с ним расчет. Причем, заметьте, выгода рынка от такого, с позволенья сказать, бизнеса достаточно скромная, на круг с каждой туши получается не более 9790 рублей за килограмм. На той же самой столичной Комаровке, для сравнения, цены на свинину гораздо выше, не говоря уже о магазинах.

Чеслав Францевич подчеркнул, что главная цель работников рынка – максимальное удовлетворение запросов населения. На практике это означает, что здесь всегда предоставят сельскому жителю место для торговли, даже в том случае, если для этого временно придется потесниться самим кооператорам и индивидуальным предпринимателям. Причем о какой-либо самодеятельности речь не идет, такие форсмажорные обстоятельства заранее оговорены в заключаемых договорах, поэтому недоразумения исключены. Обратимся к цифрам: 144 из 397 отведенных под торговлю продовольствием мест предназначены для сельхозпроизводителей, то есть для тех, кто выращивает и самостоятельно реализует сельскохозяйственную продукцию. В какой мере они востребованы, можно судить хотя бы по тому, что летом на рынке ежедневно торгуют до 250 сельчан. Открывают сезон массовых продаж, как правило, представители Брестчины, предлагая жителям белорусской столицы свежую клубнику, огурчики, ягоды, зелень… Матук обратил внимание, что для этой категории населения на рынке установлен минимальный размер
арендной платы за место – 2820 рублей за день торговли. Замечу, что на данный момент это самый низкий уровень арендной платы в городе Минске. На Комаровке, например, планка в несколько раз выше.

Червенский рынок занимает площадь в 2,49 гектара земли, расположен на бойком месте и давно уже является объектом пристального внимания как со стороны городских властей, так и иных структур, которые были бы не прочь, извините за не совсем корректное выражение, прибрать его к рукам. В новейшей истории белорусской столицы такие факты уже имели место, причем напрямую затрагивали интересы Белкоопсоюза, когда, напомню, из-под его крыла «ушли» Комаровский рынок, а также ряд арендуемых кооператорами предприятий торговли. Хочется верить, что подобная участь не постигнет ЧУП «Белкоопрынок». Во всяком случае, у Чеслава Матука на сей счет однозначное мнение: кооперативная собственность – не предмет торга.

Уверен, что такой же точки зрения придерживается подавляющее большинство торгующих на рынке. Между тем только индивидуальных предпринимателей здесь работает 820 человек. При этом наибольший удельный вес занимает реализация промышленных товаров, которая осуществляется на 920 торговых местах.

Создан совет предпринимателей, с которым администрация рынка решает все возникающие вопросы. Если кто-то думает, что коммерсанты озабочены исключительно получением собственной выгоды, то глубоко заблуждается. Чеслав Матук констатировал, что в основе сотрудничества лежат общие интересы, главный из которых заключается в дальнейшем процветании и развитии рынка.

Ведь в конечном итоге от этого в выигрыше окажутся и кооператоры, и предприниматели. Поэтому представители частного бизнеса всегда готовы, если понадобится, подставить плечо. Нынче, например, с их помощью были обновлены торговые ряды, а всего с начала 2008 года в благоустройство рынка вложено около ста миллионов рублей.

— Городские власти, — говорит Чеслав Матук, — требуют, чтобы рынок имел цивилизованный, современный вид, и в этом мы с ними солидарны.

Действительно, базарная психология на бывших колхозных рынках осталась в прошлом вместе с ликвидацией самих коллективных хозяйств. Сегодня на рынках, извините за каламбур, превалируют рыночные отношения, что, в свою очередь, предполагает единство формы и содержания. Чеслав Францевич не скрывал, что на вверенном ему предприятии еще остались некоторые элементы от так называемого блошиного рынка и по отдельным позициям ситуация оставляет желать лучшего. Отчего так произошло — тема отдельного разговора, но при любом раскладе, поверьте, в этом меньше всего повинны сами работники рынка. Они-то как раз делают все возможное и даже более того, чтобы соответствовать вызовам времени. А если что-то не получается, то на это есть объективные причины, и надо всегда реально оценивать обстановку.

Вот конкретный пример. Сегодня на так называемом хозяйственном дворе на рынке, к которому, пожалуй, предъявляется больше всего претензий, обосновались почти двести индивидуальных предпринимателей. Между тем только сорок шесть из них находятся в открытых торговых рядах. Остальные же работают в киосках, которые, к слову сказать, построили за собственный счет и, кроме того, еще платят по 18 евро за квадратный метр в виде арендной платы. Если на мгновение представить, что все эти люди в одночасье остались, образно говоря, за бортом, рынку был бы нанесен ощутимый экономический ущерб, а коммерсанты вообще лишились бы средств к существованию. Чеслав Матук поспешил заверить, что подобная перспектива никому не грозит, опровергнув тем самым появившиеся слухи о возможном развитии событий. Наоборот, сейчас полным ходом идет заключение договоров с индивидуальными предпринимателями на следующий год.

В летнее время рынок начинает работать с восьми часов утра, а в зимний период — на час позже. О его востребованности среди минчан можно судить по такому факту: к моменту открытия всегда заполнена бесплатная автостоянка, рассчитанная, кстати, на сто тридцать автомобилей. Между тем именно автостоянка стала тем самым камнем преткновения в переговорах между администрацией рынка и городскими властями, который никак не могли сдвинуть с места. Дело в том, что в первоначальном варианте реконструкции предполагалось проводить ее без закрытия рынка. Но для этого следовало сначала перенести на другое место автостоянку и уже на освободившихся площадях приступать к работам. С тех пор утекло много воды, однако вопрос, насколько мне известно, так и остался открытым.

Самым большим достижением, видимо, можно считать урегулирование проблемы собственности на землю. Суть ее, если кратко, в том, что прежде в постоянном пользовании рынка было только 1,1 гектара, а остальные почти 1,4 гектара арендовали у города. Но поскольку тогда действовал единый земельный налог, никто не обращал особого внимания на такую двойственность. Положение изменилось в марте 2006 года, когда после издания Указа № 74 главы государства была введена арендная плата за землю. Администрация рынка, как и положено в таких случаях, обратилась в Мингорисполком с предложением привести условия аренды в соответствие с действующим законодательством. Не зря гласит пословица: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Никакого вразумительного ответа на свой запрос на рынке не получили от городской землеустроительной организации. Волокита, иначе не назовешь, тянулась вплоть до июня 2008 года, когда наконец было принято решение Мингорисполкома о передаче тех самых 1,4 гектара земли рынку в постоянное пользование. С одним, правда, условием: требовалось выплатить арендную плату за период с марта 2006-го по июнь 2008 года, которая не взималась после того, как закрутилась бумажная карусель. Между тем за это время набежала кругленькая сумма в размере 598 миллионов рублей, причем на ее погашение рынку отводилось полтора года.

— Трудновато, конечно, придется, — отметил Чеслав Матук. — Эти средства можно было бы пустить на иные цели. Тем не менее не сомневаюсь, что до конца следующего года, как и предусматривалось, полностью рассчитаемся с городом.

Такая уверенность директора рынка основывается на реальных расчетах, которые подкрепляются достаточно эффективной, по моему мнению, работой. За одиннадцать месяцев, в частности, чистая прибыль составила 11,4 миллиона рублей. Кому-то, возможно, полученные результаты не покажутся впечатляющими, но тут необходимо учитывать несколько факторов, которые повлияли не самым лучшим образом. Во-первых, городские власти ощутимо подняли планку арендной платы. Опять-таки сказываются последствия мирового кризиса, отголоски которого на рынке проявились в снижении покупательной способности его посетителей — люди стали более экономными при покупках. Однако даже при таком раскладе объемы товарооборота остаются внушительными. На декабрь, например, доведено задание по этому показателю в размере 595 миллионов рублей — брались в расчет приближающиеся рождественские и новогодние праздники. В ноябре, для сравнения, план товарооборота составлял 429 миллионов рублей. Как говорят в Одессе, две большие разницы.

Между тем, как это ни покажется странным, не услышал от Матука сетований по этому поводу. Наоборот, мой собеседник был настроен оптимистично. Он считает знаменательным сам факт передачи рынку всей занимаемой им земли в постоянное пользование, на которую впредь никто уже не посмеет посягать. Опять-таки рыночный ресурс ЧУП «Белкоопрынок» позволяет делать благоприятные экономические прогнозы на перспективу. Ставка сделана прежде всего на развитие собственной торговли, рентабельность которой, к слову, в последнее время увеличилась на 0,7 процента, и сохраняется тенденция роста. Именно такой подход, по мнению Чеслава Францевича, должен быть определяющим и в связи с развитием в республике торговых сетей, что, по логике, приведет к сокращению торгующих промтоварами на рынке. С другой стороны, сельхозпроизводители тоже никуда не исчезнут, путь которых с излишками сельскохозяйственной продукции лежит прямиком на рынок. Теперь важно не упустить ситуацию из-под контроля и быть готовыми к грядущим переменам. Коллективу ЧУП «Белкоопрынок» Белкоопсоюза, насколько мог убедиться, это удается в полной мере.

Что касается идеи реконструкции рынка, то она по-прежнему на слуху. Одно из последних предложений поступило от иранской строительно-инвестиционной компании «DIDAS Co.», которая готова инвестировать в обновление Червенского рынка порядка 150 миллионов американских долларов. Пока что трудно судить, будет ли оно принято. Ведь обязательным условием, выдвигаемым Белкоопсоюзом, является проведение реконструкции рынка без остановки его работы. Однако, как верно замечено, если пушка заряжена, она обязательно выстрелит. Так и с реконструкцией ЧУП «Белкоопрынок», которая все равно состоится. Просто надо немножко подождать, и все станет на свои места.

На снимке: Червенский рынок во все времена года остается востребованным у жителей  белорусской столицы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter