Белорусы стали отдавать предпочтение новым автомобилям, но едут за ними в Россию. Почему?

Рыночный пробег

Белорусы стали отдавать предпочтение новым автомобилям, но едут за ними в Россию. Почему?

рынок.jpg


В одном из минских дворов на стоянке уже несколько месяцев стоит черная Audi А4. Ее владелец Валерий, как и многие другие, повелся на “лихорадку” трехлетней давности. Тогда перед повышением таможенных пошлин многие пригоняли машины из Европы, чтобы через три года, когда рынок будет открыт для россиян, продать автомобили подороже. Однако получить барыши удалось немногим. 


Ожидавшегося бума не произошло — покупатели из соседней страны не бросились наперегонки к нам за машинами. Кому-то удалось сбыть “запасной” автомобиль своим же соотечественникам, но немало и тех, кто до сих ломает голову, как бы “отбить” вложенные деньги.


— На эту авантюру меня раскрутил друг-перегонщик, — вспоминает Валерий. — Он предложил войти в долю. Я тоже решил купить машину, чтобы потом продать ее.


Выбор пал на автомобиль с объемом двигателя 2,7 л, тогда его растаможка обошлась примерно в 1,6 тысячи евро (еще и курс немного упал, было выгодно), сейчас — около 13 тысяч. В общей сложности Валерий выложил за машину примерно 24 тысячи долларов. Продать ее планировал минимум за 30 тысяч. 


Но сейчас есть объявления по Audi А4 с таким двигателем и за 19—23 тысячи, говорит он:


— Много заработать не удастся. Теперь для меня главное — вернуть бы то, что вложил. Думаю, надо еще подождать. Это пока все ездят на том, что пригнали три года назад. Возможно, скоро моя машина будет востребована, пока малолитражки у нас не особо ценятся...


Подобных историй немало: люди брали кредиты, продавали квартиры, чтобы купить по 5—6 машин, часть которых сейчас гниет на стоянках и в гаражах. По данным Государственного таможенного комитета, в 2010 году в Беларусь было ввезено более 192 тысяч машин. Правда, гонять автомобили из Европы не перестали и после повышения таможенных пошлин. 


Но сейчас отдают предпочтение машинам с объемом двигателя до 1,6 литра — чтобы не “попасть” на растаможку. Продавец с авторынка в Малиновке рассказывал, что такие машины берут, хотя и не слишком охотно: время, когда рынок был мертвым, прошло, но особого ажиотажа не наблюдается. Цены на “бэушки” сейчас не намного меньше, чем на новые машины, поэтому стало больше покупателей в автосалонах.


На авторынке в Малиновке потенциальных покупателей немного. Да и машины там дорогие — преимущественно от 10 тысяч долларов. За дешевыми автомобилями продавцы советуют ехать в Ждановичи. Здесь действительно оживленнее. Найти машину стоимостью до 7 тысяч долларов не проблема. Такие варианты сейчас нередко пригоняют из России: покупают по 3—3,5 тысячи и продают у нас за 4—5 тысяч. Правда, машины эти в основном “убитые”.


— На подобный “автохлам” спрос будет всегда, — уверен Игорь, торгующий машинами на рынке в Ждановичах. — Такие машины покупает преимущественно молодежь, иногда пенсионеры и просто не очень состоятельные люди.


Ожидалось, что в нынешнем году рынку “бэушных” автомобилей придется несладко в основном из-за утилизационного сбора и постепенного смещения спроса в сторону новых автомобилей. Но, как оказалось, утилизационный сбор не стал камнем преткновения — перегонщики и продавцы цен не повышали. Комментируют это так: мол, когда торг идет на сотни, а иногда и тысячи долларов, то 500—600 тысяч рублей погоды не сделают. Что удивительно, не сказалось это и на работе автохаусов, хотя для юрлиц предусмотрен гораздо больший утилизационный сбор. В начале года не раз звучало мнение, что подобные магазины подержанных авто уйдут в тень или просто покинут рынок. Пока этого не произошло, и, как ни странно, прошлогодняя тенденция, когда покупатели переключались с “живых” рынков на автохаусы, сохраняется.


— Главный плюс в том, что цены у нас зачастую ниже среднерыночных, — объясняет ситуацию директор автохауса “Мегаполис” Андрей Стремилов. — Кроме того, можно обменять свой подержанный автомобиль на любой из тех, что находится в продаже. 


Особой популярностью среди машин с пробегом пользуются такие марки, как KIA (модели Rio , Cee`d), Toyota (модель Yaris), Renault (модели Megane, Scenic), Mercedes и BMW. Хотя, по наблюдениям Андрея Стремилова, основой выбора чаще становится не марка автомобиля, а его цена:


— Здесь можно выделить две основные категории покупателей: первая — те, кто готов потратить 8—13 тысяч долларов, вторая — те, кто отдает предпочтение автомобилям от 25 тысяч долларов и выше.


Похожая ситуация и на рынке новых автомобилей — наибольшей популярностью пользуются машины бюджетного сегмента. Сейчас в тройку лидеров входят Volkswagen Polo седан, Kia Rio, Renault Sandero.

В целом же рынок новых автомобилей продолжает удивлять. Если в период “таможенной лихорадки” он откровенно просел, то начиная с прошлого года стал активно набирать обороты: за минувший год было продано 30 тысяч машин — это даже больше, чем в успешном 2008 году. Основным фактором прироста являются все те же высокие пошлины на подержанные автомобили, считают эксперты. Потенциал рынка они оценивают в 50—60 тысяч машин. 


В этом году спрос на новые автомобили продолжает расти. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уже составил порядка 20 процентов. 


Но есть проблемы: примерно те же 20 процентов составила доля “серого” ввоза легковушек — белорусы отправились в Россию за новыми машинами. Основным стимулом стало стремительное падение курса российского рубля к доллару. В ассоциации прогнозируют, что к концу года эта ситуация может только ухудшиться.


Продавцы подержанных машин настроены не очень оптимистично:


— Если раньше машину меняли раз в тричетыре года, теперь — раз в 6—7 лет. Так что ощутимого оживления придется подождать. Не думаю, что в следующем году ситуация у нас сильно изменится, — поделился мнением продавец машин Сергей Воробьев.


Главное, чтобы, несмотря на все перипетии, рынок снова не ушел в “спячку” — от этого пользы не будет ни торговцам, ни покупателям.


КОММЕНТАРИЙ

Не теряй оптимизма


михневич1.jpgСергей Михневич, председатель Белорусской автомобильной ассоциации, директор официального импортера Volkswagen в Беларуси “Атлант-М Фарцойгхандель”:


— Мы верим в лучшее, но готовимся к худшему. Все импортеры, не только автомобильные, замерли в ожидании принятия решения о том, будет ли продолжать действовать так называемый указ о механизме двойной уплаты НДС. Это во многом повлияет на то, смогут ли вообще импортеры ввозить в Беларусь автомобили для продажи. Но в целом от будущего года мы ждем либо небольшого роста, либо закрепления продаж на уровне этого года.


Мы надеемся, что соглашение о вывозных таможенных пошлинах на нефтепродукты позволит сохранить болееменее спокойный экономический фон и снизить процентные ставки, сделав кредиты доступнее. Сейчас средний показатель по рынку Беларуси — пять продаж новых автомобилей на тысячу человек. Перспектива, конечно, есть, но мы понимаем, что покупателям неоткуда брать средства на покупку автомобиля. Более приемлемые ставки по кредитам позволили бы стимулировать рынок и обеспечить дополнительный рост рынка продаж новых автомобилей.

gavrusheva@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter