Как повлияла пандемия на работу белорусских дальнобойщиков и грозит ли нашим перевозчикам кадровый голод

«Рынку требуется все больше водителей-профессионалов»

Гендиректор ассоциации международных автоперевозок — о том, как повлияла пандемия на работу белорусских дальнобойщиков, грозит ли нашим перевозчикам кадровый голод и что планируется предпринять для расширения доступа к рынку автотранспортных услуг и надежного функционирования отрасли


На рынке труда уже который год водители возглавляют топ наиболее востребованных профессий. А среди водительских специальностей есть и своя высшая каста — те, кто осуществляет международные перевозки, или, как их в народе называют, — дальнобойщики. Диктует ли свои особенности в работе отечественным перевозчикам коронавирус, испытывают ли наши организации-перевозчики кадровый голод и благодаря чему удалось нарастить экспорт услуг — об этом «Р» рассказал генеральный директор ассоциации международных автомобильных перевозок «БАМАП» Александр Карпук.

Международные награды — 138 белорусам

— Александр Николаевич, сохраняет ли в современных условиях профессия водителя-международника свой престиж? Какие требования сегодня предъявляются к ним при трудоустройстве?

— Профессия водителя-международника, безу­словно, была и остается престижной. При этом с течением времени становится все более интеллектуальной и многозадачной. Уже недостаточно уметь просто хорошо управлять автомобилем, хотя и это крайне важно с учетом интенсивного трафика на европейских дорогах. Необходимо хорошо разбираться в устройстве автомобиля, ведь сейчас современные тягачи оснащаются множеством различных электронных помощников и систем. Водитель-международник много внимания уделяет работе с документами, сопровождающими груз, оформляет их и проходит значительное количество процедур — таможенных, санитарных и прочих. Из всех этих и других составляющих складывается престиж и конкурентоспособность белорусских водителей. А их, к слову, высоко оценивают на международном рынке транспортных услуг. Белорусский дальнобойщик, можно сказать, это бренд. Наши водители ежегодно удостаиваются международных наград. Вот и в прошлом году Международный союз автомобильного транспорта наградил 138 белорусов своими почетными дипломами. 

Но у этой медали есть и обратная сторона. Развиваются мировая торговля, международная промышленная кооперация, и требуется все больше транспорта, который бы удовлетворял нужды экономики. Только представьте: сегодня функционирование глобальных цепочек поставок обеспечивают транспортные организации, в которых во всем мире, по оценкам экспертов, занято 65 миллионов человек, а годовой мировой товарооборот составляет 20 триллионов долларов США. Рынку требуется все больше водителей-профессионалов. Отсюда возникают как проблемы перетока рабочей силы из одних стран в другие, так и вопросы привлечения в профессию новых работников, а также устранения тех трудностей, с которыми сталкиваются в своей работе водители-международники, создания для них более комфортных и безопасных условий труда.

Кадры, которые решают все

— Хватает ли белорусским предприятиям-перевозчикам водителей? Многие западные страны испытывают значительный дефицит кадров. Недобор составляет около 400 тысяч работников.

— Цифры, которые вы приводите, верные. Недостаток водительских кадров, который чуть было пошел на убыль на фоне пандемии COVID-19 и ее ограничений, в ближайшее время, по прогнозам, будет только усиливаться. Однако на сегодня отечественные автотранспортные предприятия в своем большинстве не испытывают острого кадрового голода. Пока не испытывают. Этому способствовал ряд шагов, которые были предприняты в предыдущие годы ассоциацией «БАМАП» при поддержке государства. Так, с 2011 года в Беларуси организована подготовка водителей-международников в системе профессионально-технического образования. Эта работа продолжается и сегодня. В сентябре прошлого года девять белорусских колледжей и лицеев по всей стране приняли на учебу более 250 учащихся, а всего за прошедшие десять лет в этой системе подготовлено около 2,5 тысячи водителей, которые могут работать в сфере международных автоперевозок. Ассоциация при этом является своего рода куратором процесса. Для преподавателей и мастеров производственного обучения проводятся занятия с посещением автотранспортных предприятий, пунктов таможенного оформления, транспортно-логистических центров. Колледжам и лицеям оказывается методическая помощь. Сами перевозчики как потенциальные заказчики кадров также помогают — в приобретении наглядных пособий и оборудования, в решении иных вопросов.

Переподготовку уже работающих водителей-международников осуществляют на базе созданного центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов «БАМАП-ВЕДЫ». В этом учебном заведении на постоянной основе реализуется большой спектр обучающих курсов и программ повышения квалификации для водителей и специалистов, ответственных за выполнение автоперевозок, — международных и республиканских.

Проводится и иная работа. Проще говоря, мы не ожидаем того момента, когда дефицит водительских кадров станет реальной угрозой для предприятий, а стараемся действовать на упреждение проблем и используем при планировании такой работы материалы аналитических исследований, проводимых Международным союзом автомобильного транспорта. МСАТ регулярно изучает масштабы нехватки водителей коммерческого грузового транспорта, а также выдвигает и реализует инициативы, направленные на привлечение в профессию новых молодых кадров. Среди последних — проекты по привлечению молодежи, содействию в инвестировании строительства безопасных охраняемых стоянок для грузового транспорта. По мнению МСАТ, это повысит безопасность работы водителей-дальнобойщиков и тем самым позволит привлечь в профессию больше кадров.

– А женщины? Есть ли среди водителей-международников представительницы прекрасного пола? В Европе ограничений по гендерному признаку в этой профессии нет. Следует ли, по вашему мнению, дать и нашим соотечественницам зеленый свет?

– Да, привлечение женщин в профессию является, можно сказать, современным трендом на Западе. Однако в нашей стране пока действуют законодательные ограничения на этот счет.

Что касается моего личного мнения, то женщины, которые сами готовы к такой работе и прошли необходимую профессиональную школу, по итогам положительных результатов аттестации конкретных рабочих мест вполне могут работать водителями-международниками. Почему нет? Очень многое в работе современного водителя сегодня автоматизировано. В пути ему помогает большое количество электронных систем. А устройство современных автомобилей таково, что и мужчина, в случае возникновения неисправности, каким бы он ни был крепким, не сможет самостоятельно в дороге выполнить многие виды ремонта — для этого ему приходится обращаться к профессионалам.

БАМАП создана в 1992 году и сегодня объединяет в своих рядах около тысячи автомобильных перевозчиков — коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

Страшен ли дороге вездесущий вирус

— Как на деятельность белорусских перевозчиков повлияла пандемия?

— Наша работа заключается в обслуживании грузопотоков. И, естественно, в случаях, когда многие страны, с которыми мы работаем, объявляли локдауны, останавливали производства, закрывали границы или вводили ограничения, обусловленные пандемией, это не могло не сказаться на перевозчиках. Рушилась и заново выстраивалась логистика, имели место значительные простои на границах, водители были вынуждены соблюдать противоэпидемические требования, а они у разных стран могли различаться и корректироваться по многу раз.

На сегодня влияние пандемии приобрело совершенно иной характер. Международный транспортный рынок испытывает не только кадровый голод, но и дефицит техники, на которой трудятся перевозчики. Это последствия сбоев в производстве и логистике комплектующих (микрочипов и других). В результате спрос на технику на фоне восстановления экономики и роста ВВП увеличивается. За спросом следует и цена: техника дорожает. Пандемия, логистический кризис и разрыв устоявшихся цепочек поставок привели к нехватке контейнеров, в результате фрахты (обусловленная договором или законом плата за перевозку груза. — Прим. авт.) на морские контейнерные перевозки выросли многократно. И таких факторов, влияющих на нашу деятельность, можно привести немало.

Вместе с тем работа в условиях пандемии проявила лучшие профессиональные качества перевозчиков, заставила учиться быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, ускорила внедрение современных электронных и информационных технологий на транспорте, показала важность для контрагентов и целых стран умения договариваться и находить компромиссы.

Преференции государства — весомая поддержка

— Белорусские автоперевозчики, несмотря на трудности, смогли не только не уменьшить объемы экспорта услуг в сфере международных перевозок, но и нарастить их. Благодаря чему это удалось?

— Ваш вопрос — повод снова вспомнить о людях. Ведь, согласитесь, все решения, какими бы сложными они ни были, в разгар пандемии приходилось принимать именно работникам автотранспортных предприятий — топ-менеджерам, логистам, экспедиторам, водителям-международникам и другим профессионалам.

Но говоря о том, благодаря чему и кому удается справляться с трудностями в период пандемии, невозможно обойти стороной и роль государства в решении многих проблем, с которыми пришлось столкнуться. В немалой степени экономической эффективности удавалось добиваться благодаря современному автопарку, который в последние четыре года активно обновлялся в условиях преференций, созданных со стороны государства: при приобретении новых тягачей экологического стандарта Евро-6 перевозчики не уплачивают утилизационный сбор и НДС. 

Министерство транспорта и коммуникаций сыграло и продолжает играть важную роль в совершенствовании порядка распределения, выдачи и использования иностранных разрешений, на основе которых осуществляется значительная часть международных перевозок, и в решении иных значимых для нашей сферы вопросов. Государственный таможенный комитет проводит активную работу по модернизации инфраструктуры в пунктах пропуска, упрощению таможенных процедур и сокращению времени ожидания автопоездов в погранпереходах. Взаимодействие с органами гос­управления ведется по самым разным направлениям. И все это дает свои плоды.

Об электронном пропуске и либерализации рынка

— Что, на ваш взгляд, следовало бы предпринять для расширения доступа к рынку автотранспортных услуг белорусских автоперевозчиков и надежного функционирования отрасли?

— Если говорить непосредственно о преодолении трудностей, обусловленных пандемией COVID-19, то сегодня по инициативе Международного союза автомобильного транспорта рассматривается вопрос о внедрении признаваемого на международном уровне цифрового сертификата вакцинации для водителей, осуществляющих международные перевозки. Появление такого электронного пропуска позволило бы во многом улучшить условия труда водителей, снизить простои при пересечении границ и сократить время доставки грузов.

Если же вести речь о расширении доступа отечественных перевозчиков к грузовой базе и рынку автотранспортных услуг, то это сложный, комплексный вопрос. Он требует и необходимости дальнейшей либерализации транспортного рынка в рамках Евразийского экономического союза, и установления транспортных связей с китайской стороной (на основе уже достигнутых двусторонних соглашений), и продолжения переговоров по расширению условий безразрешительной работы с иностранными государствами, и урегулирования многих вопросов на национальном уровне. Таких внутренних вопросов, кстати, тоже накопилось немало. Сейчас по инициативе Премьер-министра Романа Головченко и на республиканском, и на региональном уровнях активно прорабатывается вопрос о выделении международным автомобильным перевозчикам земельных участков для реализации на них инвестиционных проектов. При этом рассматривается возможность подведения к ним за счет государства коммуникаций. А наличие собственной производственной базы, согласитесь, — один из основополагающих вопросов для создания новых рабочих мест и развития предприятия в любой сфере.

В ближайшее время это потребует от всех участников переговорного процесса значительных усилий. И мы станем эти вопросы решать. Диалог в рамках государственно-частного партнерства будет продолжен.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter