Рынки завоевывают только качеством

Развитию белорусского машиностроения будет посвящено специальное совещание у Президента

Лукашенко: Инвестиции в машиностроение будут выделяться только под конкретные рынки сбыта
Срок посещения Президентом Минского автомобильного завода переносился несколько раз. Такой визит предполагает обязательные конкретные выводы о перспективах развития предприятия. Однако неоднозначное положение МАЗа последнего времени не способствовало принятию четких решений. В минувшем году, особенно в первой его половине, холдинг чувствовал себя, мягко говоря, не очень хорошо. Во многом в силу объек­тивных причин. Мировое машиностроение в целом сегодня переживает не лучшие времена. Спрос на технику упал чуть ли не на порядок повсеместно и во всех сегментах. В итоге МАЗ затоварился готовой продукцией, резко выросла дебиторская задолженность за отгруженную, остро почувствовался дефицит оборотных средств. Государство подставило плечо. Посредством лизинговых схем, субсидирования потребителей и некоторых других инструментов склады удалось разгрузить. Экономика несколько подправилась. Руководство предприятия усиленно ищет новые рынки. Насколько успешно? Каким видится завтрашний день? Причем не только Минского автомобильного, но и всего белорусского машиностроения в целом. Во время посещения Президентом завода был начат большой разговор, итогом которого в широком смысле должны стать ответы на эти вопросы.


Почему начало разговора? На выставке перед заводоуправлением были выставлены образцы новинок белорусских машиностроительных предприятий, в цехе на территории — производителей автокомпонентов. Изначально предполагалось, что после знакомства с экспозицией будет проведено совещание о перспективах отрасли. Эту часть Президент отменил. Слишком обширна и серьезна тема, чтобы обсуждать ее походя. Одно только знакомство с продукцией и доклады директоров у стендов заняли почти пять часов. Полученную информацию необходимо обобщить, тщательно проанализировать. Более того, потребовал Александр Лукашенко, на итоговом разговоре должны присутствовать не только директора и члены Правительства. Это не даст полной картины. Необходимо пригласить тех, кто продает нашу технику в разных странах, кто на ней работает. Пусть они откровенно расскажут о претензиях, пожеланиях. Только так можно получить реальное представление о запросах рынка с тем, чтобы выстраивать перспективную стратегию развития отрасли. Это дело недалекого будущего. Тем не менее некоторые выводы сделаны уже сегодня.



Президент интересовался у руководителей БелАЗа, МТЗ, «Амкодора», как они чувствуют себя в сравнении с Минским автомобильным. Оказалось, что у минчан самое сложное положение.

— Это та планка, ниже которой уже падать нельзя, — откровенно говорил Президент уже во время встречи с трудовым коллективом.

Посуровевшие рабочие хмурились, но согласно кивали. Как и на вывод Александра Лукашенко о том, что судьба завода в их руках. Рынки завоевывают качеством. И каждая небрежно зажатая гайка на конвейере — минус авторитету белорусского бренда и, как следствие, потеря потенциального покупателя, упущенная выгода, а вместе со всем этим — дыра в фонде заработной платы. Такая вот прямая связь между гайкой и получкой. Люди это понимают. В будущее своего предприятия в большинстве своем все же верят. Как бы трудно сегодня ни было. Это показал опрос, проведенный в преддверии визита Президента. Но и от руководства коллектив ждет более решительных действий.



План развития у завода, то есть у всего холдинга «Белавтомаз», есть. Не стану пока вдаваться в технические нюансы и перечислять замыслы. Они оправданны. Серьезного обновления действительно требуют многие участки и направления. А вот цена вопроса внушительна. Около полумиллиарда долларов. Цифра весьма немалая. Хотя нельзя сказать, что Президента она очень насторожила. Он задал лишь один вопрос: есть ли под модернизацию рынки? А когда исчерпывающего ответа на него не прозвучало, уточнил:

— Вы получите деньги, возможно, и китайские кредиты, только тогда, когда покажете, что у вас есть рынки, куда продадите эту продукцию. В противном случае не дадим ни копейки... Я не могу вложить сюда в очередной раз сотни миллионов долларов, за которые вы создадите некий продукт и поставите на склад, а еще хуже — просто проедите.

В этом вся суть любой модернизации. Можно купить и смонтировать самое передовое оборудование, обучить персонал, произвести красивый, возможно, качественный и вполне хороший продукт. Но без заранее спланированной и подтвержденной потенциальными потребителями стратегии продаж инвестиции просто не вернутся и не окупятся. Тогда к чему масштабные замыслы?



Пожалуй, это ключевой тезис, который должны принять во внимание все, кто примет участие в итоговом разговоре о судьбе белорусского машиностроения. Что касается тактических нюансов, то во время посещения МАЗа Александр Лукашенко сделал несколько замечаний, как говорится, не в бровь, а в глаз. Автомобилестроители сетуют на жесткость конкурентов на российском рынке. А что им мешает предложить такие условия, которые заставят подвинуться? Например, дать пятилетнюю гарантию на технику, как это делают некоторые мировые производители легковых машин? Если, конечно, уверены в качестве своей продукции. К слову, на эту тему хорошо ложится пример БелАЗа. Этот завод уже заявляет о ресурсе некоторых своих автомобилей без капремонта до миллиона километров. И это срабатывает.

У экспозиции «БелДЖИ» Президент заинтересовался образцом автомобиля «Джилли» представительского класса. Солидная машина. Последовало поручение: чиновники от председателей райисполкомов до министров должны пересесть на машины белорусского производства. При этом Александр Лукашенко предостерег от кампанейщины. Не надо это делать одномоментно, но при плановом обновлении парка распоряжение учитывать обязательно.


Еще один интересный проект: переоборудование сельхозтехники для работы на сжиженном газе. Экономия на топливе получается весьма существенной. Карты в руки. К следующему аграрному сезону такой техникой должны быть укомплектованы по меньшей мере три хозяйства. На их примере будут оценены выгоды и будет приниматься решение о распространении опыта.

Настоятельная рекомендация Президента: не распылять средства. Наглядный пример: МАЗу необходимо новое литейное производство. Нуждаются в нем и МТЗ, и моторный завод, и еще ряд предприятий. Надо ли каждому строить новую литейку, если под общие нужды легче возвести единый литейный центр? Этот проект уже прорабатывается. Аналогичным образом нужно посмотреть и на другие направления.

И, пожалуй, главное, о чем сказал Президент заводчанам: МАЗу быть! Подобные предприятия, наши национальные бренды, — гордость страны. Это наша история, которая должна стать и будущим. Разумеется, в новом качестве, с современной экономикой. Пока перед руководством холдинга стоит задача–минимум: сохранить коллектив и обеспечить его заработной платой. А о задачах–максимум как для завода, так и для машиностроения в целом предметный разговор еще впереди.

kryat@sb.by

Во время посещения Минского автозавода Александр Лукашенко пообщался с представителями трудового коллектива и ответил на вопросы рабочих. В частности, Президент рассказал:


О путях улучшения жилищных условий заводчан:

— Все возможно, причем есть несколько вариантов решения этого вопроса. За ваш собственный счет — хоть завтра начнем строительство жилья. За средства предприятия либо при совместном вложении средств работников и предприятия — тоже хоть завтра. Что же касается средств из бюджета, то завтра не обещаю. Есть очередь, по ней идет движение. И если говорить о том, что на жилье тоже нужно дать деньги, то надо понимать, что эти средства придется забрать у врачей и учителей. А они имеют заработную плату ниже, чем в среднем на МАЗе. Но возможны и другие варианты. Если они будут приемлемы для бюджета, я вас поддержу. Мы будем стараться сделать максимум.


О сохранении льгот при выходе на пенсию занятых во вредных условиях труда:

— Как раз сегодня шла речь о модернизации литейного производства. И я потребовал создания единого литейного центра. Будем модернизировать и литейное производство, и кузнечное, чтобы необходимости в льготах по пенсионному возрасту не было вообще. Но для тех, кто сегодня в таких условиях — на вредных производствах — работает, льгота по пенсионному возрасту будет сохранена. Пенсионный возраст для работников на вредных производствах будет постепенно повышаться, как и для других категорий, но разбежка будет сохранена. Вы эту льготу будете иметь.

О необходимости сохранения мира и согласия на нашей земле:

— Некоторые издеваются над жизненной мудростью «только бы не было войны». Но когда идет война, что человеку надо? Только мир! Это главное. И я хочу вас заверить, что вопросы безопасности, войны и мира вас беспокоить не должны. Мы ни с кем не собираемся воевать, мы умудренные опытом люди. Но в последнее время мы модернизировали свои Вооруженные Силы таким образом, что любой, кто попытается сюда ступить, немедленно получит неприемлемый ущерб. Именно с этой целью мы модернизировали свою армию — я думал о защите своей страны. С той же целью мы усилили охрану границы с Украиной. Не от мирных людей мы отгородились, нет — им дорога к нам всегда открыта, беженцев мы принимаем и помогаем им. Но бандиты оттуда к нам не пройдут. Вы за «войну» не переживайте. У нас главная проблема — экономика. Если мы переживем эти трудные времена — а они рано или поздно закончатся, — нам тогда никто не страшен. Мы это преодолеем, мы — сильные люди.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 65 (24947). Пятница, 8 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
АЮВ
 Цитата: "Чиновники от председателей райисполкомов до министров должны пересесть на машины белорусского производства." Идеи Бориса Немцова живут и побеждают. В переводе на русский - завод Джили будем содержать за счет бюджета.
Александр,52,Бобруйск
Кое-что добавлю к написанному ранее---базовая модель,,Джилли,, стоит ни как не меньше 12 тысяч  американских долларов и предоставлять возможность покупки за такие деньги машины районному начальнику,не только роскошь,но и расточительство+дороги местные:!: Машина должна быть более,чем бюджет- ная,вплоть до б/у с малым пробегом,как-то российская ,,Нива,,---слабо освоить выпуск подобного:!::?: Где разрекламированные отечественные микроавтобу- сы:!::?:
Петр,пенсионер
Если бы дело (качество) состояло только в не дожатой гайке,главный вопрос из какой стали сделана эта гайка и не только эта гайка,а весь автомобиль (железо) в целом.Неужели никто не доложил Президенту основные показатели МАЗОВ по качеству,основной из которых - это "наработка на отказ", которая отличается от основных западных конкурентов почти в 5 раз и тут же  предложено увеличить гарантийный срок до 5 лет. В 1990 году мне пришлось побывать на компрессорном заводе в Дании известной фирмы SADROE, которая выпускает судовые  компрессорные агрегаты,компания очень известная и крупная,там даже компрессорные блоки льют сами, гарантия на поршневые компрессора - 5 лет,на винтовые 15(!) лет и все из-а высококачественного,чугуна с добавками,сталей, литья и обработки,расточка  поршневых производилась на огромных специальных карусельных станках с програмным управлением под стеклянным колпаком,закреплялясь "болванка" - весь чугунный корпус и через несколько  асов выходил агрегат, и подавался на сборочный конвеер. Почти половина мирового рефрижераторного морского флота работает с компрессорами этой фирмы. А мы даже собственный качественный двигатель сделать не можем,хотя  и имеем собственный моторный завод,которому уже 60 лет .Сегодня успешно можно продать только высококачественную технику и сегодня это самый главный вопрос.
Айван
Идеи Бориса Немцова живут и побеждают.
Это Вы немножечко не о том.
Немцов озвучил в принципе правильную мысль, однако, судя по всему сдвигать российский автопром он собирался в другую сторону, в сторону аннигиляции и депопуляции 8)
Как говорится, слово и дело.
Чтобы пересадить российских чиновников на российские же авто для начала нужно чтобы они были.
На тот момент у России имелся автомобиль "Волга", хоть и устаревший морально, но всё ещё стоявший на конвейере, и... Это всё!
А сейчас нет и этого.
Приказом такую тонкую вещь не протащишь, государство не то уже, что при Советах. В том смысле, что в современных реалиях нужно сначала под какие-то гарантии или целевой госзаказ подготовить производство, а потом уже завлекать потребителей.
Насколько я в курсе, новая Лада Веста готова к тому, чтобы быть использованной для нужд госчиновников, разработана модификация повышенной комфортности и вместимости. Насколько она окажется востребованной, сказать однозначно сложно.
Также возобновлены работы по возобновлению производства легкового автомобиля представительского класса ЗиЛ для высших должностных лиц Российской Федерации.
По поводу Джили. Сами автомобили неплохи. Из тех моделей, которые собираются у нас. Так как качество сборочных производств Джили разное, то среди автолюбителей СНГ считается, что белорусское качество сборки едва ли не самое лучшее.
Это я докладываю, что называется, из первых уст.
Если дойдёт дело до использование белорусских Джили госслужащими, то естественно будет предположить, что автомобили могут отличаться от тех, которые предлагаются к продаже. Отличия могут касаться как деталей внешнего оформления, так и интерьера, может быть изменена подвеска, трансмиссия, и т.д.
Меня, скажем, в своё время несколько удивил факт использования итальянской полицией а/м марки Alfa Romeo. На самом деле ничего удивительного в этом нет, полиция выдвинула требования и получила автомобиль для своих нужд с конструктивными изменениями.
Айван
завод Джили будем содержать за счет бюджета
А Вы предлагаете за счёт бюджета поддерживать Фольксваген или Тойоту?
Айван
как-то российская ,,Нива,,---слабо освоить выпуск подобного:
Конечно слабо. Вы поймите одну вещь: Джили - это иностранный автомобиль. Своих легковых автомобилей у нас пока нет. Чтобы они появились, нужны большие затраты, как материальные, так и организационные. И они должны быть оправданы. Автомобиль - это прежде всего двигатель. Нет своего двигателя, нет автомобиля. В той же России были попытки создать частное автомобильное производство. От нашумевшего скандального "Ё-мобиля" до таганрогского ТагАЗа. Во всех случаях необходимость в иностранном двигателе, лицензионном или привозном, обрушивало самые красивые и радужные перспективы.
Да что там говорить, история советско-российского АЗЛК, когда при хорошей концепции кузова оказались провалены работы по созданию двигателя, и этот провал органично вписался в распад командно-административной системы и плановой экономики, похоронив тем самым сам завод.
Поэтому руководство АвтоВАЗа, отдадим ему должное, не идёт на применение иностранных моторов в производстве, предпочитая разрабатывать свои. Проектирование мотора для автомобиля - одна из самых наукоёмких и затратных операций во всём цикле проектирования транспортного средства.
История советско-российской "Нивы" долгая и сложная, это годы проектирования, подготовки производства, натурные испытания и большие капиталовложения.
Сейчас, насколько я знаю, на АвтоВАЗе ведутся эскизные работы по проектированию новой "Нивы". Потребитель по сути хочет видеть такой же небольшой геометрически внедорожник, но с более мощным двигателем и улучшенным комфортом для водителя и пассажиров, по сопоставимой цене.

Как видите, просто взять и начать с завтрашнего дня выпускать этакий белорусский клон российской "Нивы" мы просто не сможем. Мы может только предложить кому-то организовать производство у нас.
И, кстати, конкурентов у "Нивы" не так уж и много. По эксплуатационным качествам, по цене, по доступности и дешевизне комплектующих, по ремонтопригодности.
Айван
основные показатели МАЗОВ по качеству,основной из которых - это "наработка на отказ", которая отличается от основных западных конкурентов почти в 5 раз и тут же предложено увеличить гарантийный срок до 5 лет
Здесь Вы правы, с таким качеством ориентироваться на рынки дальнего зарубежья несколько преждевременно. Российский КамАЗ, кстати, в качестве, как говорят, прибавил.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?