Развитию белорусского машиностроения будет посвящено специальное совещание у Президента

Рынки завоевывают только качеством

Лукашенко: Инвестиции в машиностроение будут выделяться только под конкретные рынки сбыта
Срок посещения Президентом Минского автомобильного завода переносился несколько раз. Такой визит предполагает обязательные конкретные выводы о перспективах развития предприятия. Однако неоднозначное положение МАЗа последнего времени не способствовало принятию четких решений. В минувшем году, особенно в первой его половине, холдинг чувствовал себя, мягко говоря, не очень хорошо. Во многом в силу объек­тивных причин. Мировое машиностроение в целом сегодня переживает не лучшие времена. Спрос на технику упал чуть ли не на порядок повсеместно и во всех сегментах. В итоге МАЗ затоварился готовой продукцией, резко выросла дебиторская задолженность за отгруженную, остро почувствовался дефицит оборотных средств. Государство подставило плечо. Посредством лизинговых схем, субсидирования потребителей и некоторых других инструментов склады удалось разгрузить. Экономика несколько подправилась. Руководство предприятия усиленно ищет новые рынки. Насколько успешно? Каким видится завтрашний день? Причем не только Минского автомобильного, но и всего белорусского машиностроения в целом. Во время посещения Президентом завода был начат большой разговор, итогом которого в широком смысле должны стать ответы на эти вопросы.


Почему начало разговора? На выставке перед заводоуправлением были выставлены образцы новинок белорусских машиностроительных предприятий, в цехе на территории — производителей автокомпонентов. Изначально предполагалось, что после знакомства с экспозицией будет проведено совещание о перспективах отрасли. Эту часть Президент отменил. Слишком обширна и серьезна тема, чтобы обсуждать ее походя. Одно только знакомство с продукцией и доклады директоров у стендов заняли почти пять часов. Полученную информацию необходимо обобщить, тщательно проанализировать. Более того, потребовал Александр Лукашенко, на итоговом разговоре должны присутствовать не только директора и члены Правительства. Это не даст полной картины. Необходимо пригласить тех, кто продает нашу технику в разных странах, кто на ней работает. Пусть они откровенно расскажут о претензиях, пожеланиях. Только так можно получить реальное представление о запросах рынка с тем, чтобы выстраивать перспективную стратегию развития отрасли. Это дело недалекого будущего. Тем не менее некоторые выводы сделаны уже сегодня.



Президент интересовался у руководителей БелАЗа, МТЗ, «Амкодора», как они чувствуют себя в сравнении с Минским автомобильным. Оказалось, что у минчан самое сложное положение.

— Это та планка, ниже которой уже падать нельзя, — откровенно говорил Президент уже во время встречи с трудовым коллективом.

Посуровевшие рабочие хмурились, но согласно кивали. Как и на вывод Александра Лукашенко о том, что судьба завода в их руках. Рынки завоевывают качеством. И каждая небрежно зажатая гайка на конвейере — минус авторитету белорусского бренда и, как следствие, потеря потенциального покупателя, упущенная выгода, а вместе со всем этим — дыра в фонде заработной платы. Такая вот прямая связь между гайкой и получкой. Люди это понимают. В будущее своего предприятия в большинстве своем все же верят. Как бы трудно сегодня ни было. Это показал опрос, проведенный в преддверии визита Президента. Но и от руководства коллектив ждет более решительных действий.



План развития у завода, то есть у всего холдинга «Белавтомаз», есть. Не стану пока вдаваться в технические нюансы и перечислять замыслы. Они оправданны. Серьезного обновления действительно требуют многие участки и направления. А вот цена вопроса внушительна. Около полумиллиарда долларов. Цифра весьма немалая. Хотя нельзя сказать, что Президента она очень насторожила. Он задал лишь один вопрос: есть ли под модернизацию рынки? А когда исчерпывающего ответа на него не прозвучало, уточнил:

— Вы получите деньги, возможно, и китайские кредиты, только тогда, когда покажете, что у вас есть рынки, куда продадите эту продукцию. В противном случае не дадим ни копейки... Я не могу вложить сюда в очередной раз сотни миллионов долларов, за которые вы создадите некий продукт и поставите на склад, а еще хуже — просто проедите.

В этом вся суть любой модернизации. Можно купить и смонтировать самое передовое оборудование, обучить персонал, произвести красивый, возможно, качественный и вполне хороший продукт. Но без заранее спланированной и подтвержденной потенциальными потребителями стратегии продаж инвестиции просто не вернутся и не окупятся. Тогда к чему масштабные замыслы?



Пожалуй, это ключевой тезис, который должны принять во внимание все, кто примет участие в итоговом разговоре о судьбе белорусского машиностроения. Что касается тактических нюансов, то во время посещения МАЗа Александр Лукашенко сделал несколько замечаний, как говорится, не в бровь, а в глаз. Автомобилестроители сетуют на жесткость конкурентов на российском рынке. А что им мешает предложить такие условия, которые заставят подвинуться? Например, дать пятилетнюю гарантию на технику, как это делают некоторые мировые производители легковых машин? Если, конечно, уверены в качестве своей продукции. К слову, на эту тему хорошо ложится пример БелАЗа. Этот завод уже заявляет о ресурсе некоторых своих автомобилей без капремонта до миллиона километров. И это срабатывает.

У экспозиции «БелДЖИ» Президент заинтересовался образцом автомобиля «Джилли» представительского класса. Солидная машина. Последовало поручение: чиновники от председателей райисполкомов до министров должны пересесть на машины белорусского производства. При этом Александр Лукашенко предостерег от кампанейщины. Не надо это делать одномоментно, но при плановом обновлении парка распоряжение учитывать обязательно.


Еще один интересный проект: переоборудование сельхозтехники для работы на сжиженном газе. Экономия на топливе получается весьма существенной. Карты в руки. К следующему аграрному сезону такой техникой должны быть укомплектованы по меньшей мере три хозяйства. На их примере будут оценены выгоды и будет приниматься решение о распространении опыта.

Настоятельная рекомендация Президента: не распылять средства. Наглядный пример: МАЗу необходимо новое литейное производство. Нуждаются в нем и МТЗ, и моторный завод, и еще ряд предприятий. Надо ли каждому строить новую литейку, если под общие нужды легче возвести единый литейный центр? Этот проект уже прорабатывается. Аналогичным образом нужно посмотреть и на другие направления.

И, пожалуй, главное, о чем сказал Президент заводчанам: МАЗу быть! Подобные предприятия, наши национальные бренды, — гордость страны. Это наша история, которая должна стать и будущим. Разумеется, в новом качестве, с современной экономикой. Пока перед руководством холдинга стоит задача–минимум: сохранить коллектив и обеспечить его заработной платой. А о задачах–максимум как для завода, так и для машиностроения в целом предметный разговор еще впереди.

kryat@sb.by

Во время посещения Минского автозавода Александр Лукашенко пообщался с представителями трудового коллектива и ответил на вопросы рабочих. В частности, Президент рассказал:


О путях улучшения жилищных условий заводчан:

— Все возможно, причем есть несколько вариантов решения этого вопроса. За ваш собственный счет — хоть завтра начнем строительство жилья. За средства предприятия либо при совместном вложении средств работников и предприятия — тоже хоть завтра. Что же касается средств из бюджета, то завтра не обещаю. Есть очередь, по ней идет движение. И если говорить о том, что на жилье тоже нужно дать деньги, то надо понимать, что эти средства придется забрать у врачей и учителей. А они имеют заработную плату ниже, чем в среднем на МАЗе. Но возможны и другие варианты. Если они будут приемлемы для бюджета, я вас поддержу. Мы будем стараться сделать максимум.


О сохранении льгот при выходе на пенсию занятых во вредных условиях труда:

— Как раз сегодня шла речь о модернизации литейного производства. И я потребовал создания единого литейного центра. Будем модернизировать и литейное производство, и кузнечное, чтобы необходимости в льготах по пенсионному возрасту не было вообще. Но для тех, кто сегодня в таких условиях — на вредных производствах — работает, льгота по пенсионному возрасту будет сохранена. Пенсионный возраст для работников на вредных производствах будет постепенно повышаться, как и для других категорий, но разбежка будет сохранена. Вы эту льготу будете иметь.

О необходимости сохранения мира и согласия на нашей земле:

— Некоторые издеваются над жизненной мудростью «только бы не было войны». Но когда идет война, что человеку надо? Только мир! Это главное. И я хочу вас заверить, что вопросы безопасности, войны и мира вас беспокоить не должны. Мы ни с кем не собираемся воевать, мы умудренные опытом люди. Но в последнее время мы модернизировали свои Вооруженные Силы таким образом, что любой, кто попытается сюда ступить, немедленно получит неприемлемый ущерб. Именно с этой целью мы модернизировали свою армию — я думал о защите своей страны. С той же целью мы усилили охрану границы с Украиной. Не от мирных людей мы отгородились, нет — им дорога к нам всегда открыта, беженцев мы принимаем и помогаем им. Но бандиты оттуда к нам не пройдут. Вы за «войну» не переживайте. У нас главная проблема — экономика. Если мы переживем эти трудные времена — а они рано или поздно закончатся, — нам тогда никто не страшен. Мы это преодолеем, мы — сильные люди.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 65 (24947). Пятница, 8 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter