Рынки танцуют твист

Первый день торгов октября мировые рынки отметили очередной волной снижения...

Первый день торгов октября мировые рынки отметили очередной волной снижения. Как всегда, первыми упали азиатские площадки, а за ними снизились и ведущие европейские фондовые индексы. Рынки продолжают отыгрывать действия Федеральной резервной системы США, решившей «станцевать «Твист» вопреки надеждам инвесторов, ожидавших увидеть совсем другие танцы.


«Твист» в данном случае — не только символический образ диких биржевых плясок, но и вполне конкретный экономический термин. Так называется новая программа стимулирования экономики, которую представил недавно комитет по открытым рынкам ФРС, который еще называют «совет мудрецов». Федеральная резервная система собирается продавать казначейские облигации со сроком погашения менее трех лет, а взамен выкупать долгосрочные ценные бумаги сроком от 6 до 30 лет.


Подобную операцию ФРС проводила в 1961 году — тогда она и получила название «операция «Твист», так как манипуляции федерального резерва с долгосрочными и краткосрочными облигациями напоминают движения модного в то время танца. Она стала альтернативой программе «количественного смягчения» — прямого выкупа ценных бумаг на рынках с помощью напечатанных денег. Вот и сейчас, чтобы избежать новой эмиссии, ФРС получит средства на выкуп долгосрочных бумаг из продажи краткосрочных. На русском, кажется, такой американский «твист» называется другим емким «экономическим» термином — «тришкин кафтан»...


Полвека назад «Твист» не принес однозначных результатов: быстрого экономического оживления не получилось. А то, что ее достали из–под финансового сукна, лишний раз свидетельствует о растерянности ведомства Бена Бернанке.


«Честно говоря, считаю, что ФРС пошла на этот шаг от безысходности — экономика США все отчетливее впадает в стагнацию, улучшений ждать неоткуда», — пишет в своем блоге директор по макроэкономическим исследованиям российской Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей Алексашенко.


Американские экономисты тоже многого от операции «Твист» не ждут. Марк Тома, профессор экономики из университета Орегона, уверен, что 400 млрд. долларов, которые получит рынок от этой операции, недостаточно для стимулирования экономики. Гевин Дэвис в своем блоге в The Financial Times называет это решение предсказуемым — ФРС не уверен в перспективах экономического роста.


Как бы то ни было, Федеральная резервная система США пытается действовать нестандартно, потому что стандартные методы уже не работают, уверен Олег Замулин, заместитель проректора ВШЭ. И это сама по себе плохая новость.


Накануне мы услышали еще два не менее печальных известия. Панические настроения спровоцировало заявление главы Еврогруппы Жан–Клода Юнкера о том, что решение греческого вопроса откладывается. Заверениям, что дефолта страны и выхода ее из еврозоны не будет, инвесторы верят все меньше.


И самое главное. Нынешнему правительству США пока так и не удалось выправить ситуацию в американской экономике после острейшего кризиса 2008 года. Это признал в понедельник в интервью телекомпании Эй–би–си президент США Барак Обама.


Ему был задан вопрос о том, как он собирается убеждать сограждан на предстоящих всеобщих выборах (которые пройдут в ноябре 2012 года), что их экономическое положение лучше, чем оно было за четыре года до этого. «Я не думаю, что оно лучше, чем четыре года назад», — сказал в ответ хозяин Белого дома. По его словам, благосостояние американцев сейчас «не лучше, чем было до краха (осенью 2008 года финансовой компании) Lehman Brothers, до последовавшего затем глобального «финансового кризиса, до этой чрезвычайной рецессии, которую мы переживаем».


Что это, как не признание, что три года потеряны зря. Напрасны накачки банков триллионами долларов. Бесполезны многочисленные планы и программы. И об этом ярко свидетельствует еще один обнародованный на днях факт: ЕС разработает для Греции новую программу экономической помощи в объеме 160 миллиардов евро. Плюс к тем 110 миллиардам, которые обещаны ранее. При этом схема обеспечения возврата средств настолько сложна, что, как пошутил Жан–Клод Юнкер, вряд ли даже все министры финансов ее понимают. Эта шутка лишний раз подтверждает, что все происходящее на мировых рынках все труднее поддается трезвому расчету, скатываясь к жанру фантасмагории.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter