В условиях внешних ограничений «Гомсельмаш» успешно замещает импорт и находит новых торговых партнеров

Рынки покоряются сильным

За 2022-й флагман белорусского сельхозмашиностроения ОАО «Гомсельмаш» произвел 2500 единиц техники. Ее реализация принесла около 360 миллионов долларов. Больше половины этой суммы пришлось на долю экспорта. В денежном эквиваленте темпы роста экспорта по отношению к 2021 году составили 172 процента. И такие показатели достигнуты отнюдь не в тепличных условиях. Скорее наоборот. О поисках ответов вызовам времени, текущей обстановке и перспективах развития корреспонденты «Р» узнали на предприятии.

До конца года планируется произвести не менее 2650 единиц сельскохозяйственной техники.

Караван идет

В сборочно-сдаточном цехе на головном заводе стоит равномерный, несмолкающий гул. Значит, все идет по плану. Каждую смену с конвейера сходят 10—11 комбайнов. Очень скоро они отправятся к покупателю. Складские запасы — некогда серьезная проблема — сегодня практически равны нулю. Техника, выражаясь на сленге, отгружается «с колес». До конца года планируется произвести не менее 2650 машин. Можно и больше, меньше — нет.

Тенденция роста началась в 2019-м. Притом что следующий, принесший пандемию COVID-19, ударил по экономике всего мира. Удивительно, но в такое сверхтяжелое время «Гомсельмаш» реализовал больше комбайнов, чем годом ранее. Еще одно подтверждение правильности принятого тогда решения не вводить карантин с остановкой промышленности.

Дала эффект и оказанная еще раньше господдержка в виде реструктуризации долга. Сейчас «Гомсельмаш» исправно платит по счетам и успешно выполняет доведенные Правительством показатели. В том числе главные — по наращиванию объемов производства, реализации и увеличению экспорта.

Партнеры рядом

Горизонт долгосрочного планирования прописан в Стратегии развития предприятия на период до 2030-го. Разумеется, на момент разработки регламента было невозможно предвидеть ряд глобальных факторов, таких как коронавирус или санкционное давление стран Запада. С учетом новых реалий вносятся коррективы. В первую очередь это касается переориентации сбыта.

Главным торговым партнером холдинга по-прежнему остается Россия, куда отгружается 75 процентов экспортных поставок. На этом рынке также произошли серьезные перемены, связанные с уходом многих зарубежных поставщиков сельхозтехники. Плечо российским аграрникам подставили «Гомсельмаш» и совместное предприятие «Брянсксельмаш». Сегодня они продолжают закреплять позиции, участвуя в многочисленных выставках, подписывая соглашения и договоры с новыми партнерами.

— Интерес для нас также представляет Казахстан, где уже налажено совместное сборочное производство, — рассказывает заместитель директора по реализации и развитию — директор центра маркетинга и рекламы Дмитрий Муляр— В целом это довольно перспективный, растущий рынок. К 2025 году туда отгрузят не менее 500 комбайнов. Договор на поставку первой партии уже реализуется.

Дмитрий Муляр.

И в Того

В странах дальней дуги осязаемые перспективы открываются на рынке Африки. В 2023-м туда будет отправлено около трех десятков машин.

Немалую роль сыграла недавняя поездка Президента в Зимбабве, во время которой был подписан контракт на поставку еще 60 комбайнов. Их достоинства в этой стране уже оценили и намерены продолжать сотрудничество. К слову, африканцы используют не только белорусскую технику, но и передовой опыт ведения сельского хозяйства. Также в 2022-м первые гомсельмашевские «ласточки» отправились в Республику Того. И там, и в Зимбабве открыты сервисные центры с функциями обслуживания техники и обучения механизаторов.

Успешно работает филиал холдинга в Аргентине. Здесь наиболее востребованы мощные кормоуборочные комбайны. По объемам их продаж на местном рынке «Гомсельмаш» уверенно занимает второе место. Параллельно завоевывает позиции и сердца аргентинских фермеров зерноуборочная техника.

— При нынешнем уровне спроса за год можно легко реализовать и 3 тысячи машин, — убежден Дмитрий Муляр. — Главное при этом — соблюдать баланс, позволяющий не снижать поставок на уже освоенные рынки. Соответственно, необходимо наращивать объемы выпуска. Работа над выполнением этой задачи ведется постоянно.

Спрос на белорусские комбайны растет ежегодно.

Сделали сами

Предстартовый этап любого производства — обеспечение его необходимым сырьем, материалами и комплектующими. В тяжелом машиностроении это десятки тысяч позиций: от гаек и болтиков до сложных узлов и двигателей внутреннего сгорания.

На действовавших годами схемах снабжения сказались те же факторы — пандемия, а затем санкционное давление недружественных стран. Нарушенные логистические цепочки пришлось налаживать заново.

— Это удалось сделать за довольно короткое, можно сказать, рекордное время, — считает заместитель генерального директора — директор департамента обеспечения производства Игорь Панкратов. — Был принят ряд решений, в том числе нестандартных, которые позволили не только не сократить, но и нарастить выпуск техники. Вместе с тем возникшие трудности послужили стимулятором, который активизировал и ускорил уже имевшиеся у нас наработки.

Игорь Панкратов.

Речь прежде всего о планомерном замещении импортных составляющих. Яркий пример — воздушные и гидравлические фильтры, которые ранее ввозились из Германии. По инициативе холдинга теперь их производят на отечественных предприятиях — «Дифа» (Гродно), «Ремез» (Жодино), «Випра» (Гомель). А витебская компания «Инвет» поставляет необходимые для изготовления фильтроэлементов пластиковые корпуса. По качеству и техническим параметрам изделия не уступают зарубежным аналогам, но при этом стоят дешевле.

Свой вклад внес и входящий в структуру «Гомсельмаша» завод специнструмента и технологической оснастки. Объединив усилия с Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов, коллеги сконструировали и изготовили оснастку для выпуска колесных дисков. Пока освоен один из типоразмеров. Но это далеко не предел возможностей. Аналогичным образом ведется работа по замещению отдельных гидрокомпонентов.

Фото БЕЛТА

Можем заместить

Тем временем отработан южный пояс логистики. Найдены альтернативные пути поставок — сухопутные, воздушные, морские. Транспортировка грузов активно осуществляется через порты в Санкт-Петербурге, Новороссийске, на Кавказе.

— Все это — результат напряженного труда снабженцев, конструкторов, технологов, — отмечает Игорь Панкратов. — Не скрою, в самом начале присутствовал определенный скепсис. Ошибочно считалось, что нашим производителям далеко до планки импортного качества. Но это стереотип. Как показала практика, инженерно-конструкторский потенциал в Беларуси полностью сохранен и применим на практике. Не все получалось сразу, однако никто не опускал руки: работали снова и снова. Сегодня мы видим результат — идеи, реализуемые нашими комбайностроителями в готовых изделиях, способны заместить поставки из недружественных стран.

prolesk@sb.by

Фото Таты КАВЕРИНОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter